Как в инструкции прописать требования по накоплению ТКО и отходов, не относящихся к ТКО?
Как правильно в инструкции по обращению с отходами прописать требования по накоплению ТКО и отходов, не относящихся к ТКО? Ведь по закону данные отходы требуют раздельного сбора, а по сути эти отходы вывозятся региональным оператором совместно в одной машине. Следовательно, и на производстве нет смысла в этом разделении. Как быть в таком случае?
Также в ТКО попадают пластиковые стаканчики, бутылки и полиэтиленовые отходы, по закону это отходы вторсырья (которые образуются от жизнедеятельности сотрудников), сортировать отдельно у предприятия нет возможности, т.к. неспрессованный пластик контрагенты не вывезут для утилизации.
Исходя из вышеизложенного, предприятие приняло решение не разделять контейнеры (документально у нас два договора, а по факту вывоз совместный) в требованиях мы прописали информацию следующим образом "ТКО - отходы IV- V класса опасности, образующиеся в процессе жизнедеятельности предприятия, в состав которых в том числе входят: отходы бумаги от бытового применения; пищевые отходы; смет от уборки территории и административных объектов; СИЗ, пришедшие в негодность; абразивные круги; одноразовая посуда. Накопление ТКО осуществляется в контейнерах объемом 1,1 м3, установленных на контейнерных площадках ТКО, которые размещаются на территории предприятия в установленных местах. Сбор ТКО осуществляется в контейнерах и урнах (не менее 10 л.), размещаемых в офисе, производственных и складских помещениях в местах установленных руководителями подразделений. Запрещается поступление производственных отходов (ртутьсодержащие, лампы, батарейки, промасленная ветошь и др) в контейнеры ТКО." Подскажите правильность данного написания и путь решения вопроса.
На вопрос отвечает Н.В. Королева, юрист ООО «Дельфи»:
В соответствии с п.1 ст.19 Закона №89-ФЗ Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона №89-ФЗ Об отходах производства и потребления к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Таким образом, к ТКО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей относятся только те отходы, которые были образованы персоналом в процессе потребления схожего с тем, что люди осуществляют в жилых помещениях, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования персоналом в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Однако при этом следует помнить, что поскольку условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, то вне зависимости от источника образования, при условии наличия агрегатного состояния "смесь материалов и изделий" отходы будут признаваться твердыми коммунальными (Информация Минприроды России "Ответы на часто задаваемые вопросы "Горячей линии" системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)", текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте по состоянию на 25.01.2019). Следовательно, у хозяйствующих субъектов, имеющих персонал, не может не образовываться ТКО. В то же время не все отходы предприятия могут быть отнесены к ТКО, так, например, СИЗы сотрудников не являются ТКО, поскольку они используются работниками не для удовлетворения личных и бытовых нужд и не подобны отходам, которые могут быть образованы человеком в жилом помещении.
Важно отметить, что несмотря на описанные в вопросе условия вывоза (регоператор вывозит и раздельно накопленные и накопленные “в смеси” отходы в одной машине, но при этом возможность устанавливать баки для разных видов отходов у компании имеется), а также условия накопления всех отходов в смеси, несмотря на то, что это увеличивает объем отходов, вывозимых в рамках договора с регоператором, от услуг которого невозможно отказаться (п.4 ст.24.7 Закона №89-ФЗ), компании следует учитывать следующее:
В соответствии с п.8 ст. 12 Закона №89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается (перечень таких отходов, утв.Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р “Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается”). Следовательно ОРО могут отказать в приеме таким образом сформированного ТКО, как в вопросе.
Цена услуг регоператора может быть выше, чем цена на аналогичные работы у других операторов рынка, в случае если вы будете вести учет образующихся отходов корректно, выделяя ТКО и “не ТКО”.
Как в инструкции прописать требования по накоплению ТКО и отходов, не относящихся к ТКО?
Как правильно в инструкции по обращению с отходами прописать требования по накоплению ТКО и отходов, не относящихся к ТКО? Ведь по закону данные отходы требуют раздельного сбора, а по сути эти отходы вывозятся региональным оператором совместно в одной машине. Следовательно, и на производстве нет смысла в этом разделении. Как быть в таком случае?
Также в ТКО попадают пластиковые стаканчики, бутылки и полиэтиленовые отходы, по закону это отходы вторсырья (которые образуются от жизнедеятельности сотрудников), сортировать отдельно у предприятия нет возможности, т.к. неспрессованный пластик контрагенты не вывезут для утилизации.
Исходя из вышеизложенного, предприятие приняло решение не разделять контейнеры (документально у нас два договора, а по факту вывоз совместный) в требованиях мы прописали информацию следующим образом "ТКО - отходы IV- V класса опасности, образующиеся в процессе жизнедеятельности предприятия, в состав которых в том числе входят: отходы бумаги от бытового применения; пищевые отходы; смет от уборки территории и административных объектов; СИЗ, пришедшие в негодность; абразивные круги; одноразовая посуда. Накопление ТКО осуществляется в контейнерах объемом 1,1 м3, установленных на контейнерных площадках ТКО, которые размещаются на территории предприятия в установленных местах. Сбор ТКО осуществляется в контейнерах и урнах (не менее 10 л.), размещаемых в офисе, производственных и складских помещениях в местах установленных руководителями подразделений. Запрещается поступление производственных отходов (ртутьсодержащие, лампы, батарейки, промасленная ветошь и др) в контейнеры ТКО." Подскажите правильность данного написания и путь решения вопроса.
На вопрос отвечает Н.В. Королева, юрист ООО «Дельфи»:
В соответствии с п.1 ст.19 Закона №89-ФЗ Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона №89-ФЗ Об отходах производства и потребления к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Таким образом, к ТКО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей относятся только те отходы, которые были образованы персоналом в процессе потребления схожего с тем, что люди осуществляют в жилых помещениях, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования персоналом в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Однако при этом следует помнить, что поскольку условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, то вне зависимости от источника образования, при условии наличия агрегатного состояния "смесь материалов и изделий" отходы будут признаваться твердыми коммунальными (Информация Минприроды России "Ответы на часто задаваемые вопросы "Горячей линии" системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)", текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте по состоянию на 25.01.2019). Следовательно, у хозяйствующих субъектов, имеющих персонал, не может не образовываться ТКО. В то же время не все отходы предприятия могут быть отнесены к ТКО, так, например, СИЗы сотрудников не являются ТКО, поскольку они используются работниками не для удовлетворения личных и бытовых нужд и не подобны отходам, которые могут быть образованы человеком в жилом помещении.
Важно отметить, что несмотря на описанные в вопросе условия вывоза (регоператор вывозит и раздельно накопленные и накопленные “в смеси” отходы в одной машине, но при этом возможность устанавливать баки для разных видов отходов у компании имеется), а также условия накопления всех отходов в смеси, несмотря на то, что это увеличивает объем отходов, вывозимых в рамках договора с регоператором, от услуг которого невозможно отказаться (п.4 ст.24.7 Закона №89-ФЗ), компании следует учитывать следующее:
В соответствии с п.8 ст. 12 Закона №89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается (перечень таких отходов, утв.Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р “Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается”). Следовательно ОРО могут отказать в приеме таким образом сформированного ТКО, как в вопросе.
Цена услуг регоператора может быть выше, чем цена на аналогичные работы у других операторов рынка, в случае если вы будете вести учет образующихся отходов корректно, выделяя ТКО и “не ТКО”.