Можно ли доказать, что отходы проданы в целях утилизации?
Одна из наших служб продает сторонним организациям отходы, заключая договоры купли-продажи отходов. Акты утилизации они не предоставляют, имеются только товарные накладные.
Как мы можем доказать, что продали отходы с целью утилизации? Достаточно ли будет прописать в самом договоре «цель передачи отходов — утилизация»? Или это уже будет другой договор — договор приема-передачи отходов с целью утилизации, с предоставлением актов утилизации отходов? И чем отличается договор купли-продажи отходов от договора утилизации отходов? Нужно ли требовать от покупателя акт приема-передачи отходов и акт утилизации отходов?
На вопрос отвечает Ю.О. Белянина, юрист ООО «Дельфи».
Договор поставки (договор продажи отходов) и договор подряда (работы по утилизации отходов) — два разных обязательства, в соответствии с которыми у сторон их на себя принявших возникают разные права и разные обязанности.
Договор поставки
У договора поставки нет иной цели, кроме как получение денег за отчуждаемую вещь, в нашем случае это отход. Если вам сложно абстрагироваться от отходов, подумайте о любом другом договоре продажи (квартиры, хлеба в булочной, поставки продукции любого предприятия и т.д.), прочитайте главу 30 ГК РФ, касающуюся о тех реально возникающих правовых последствиях, которые появляются вследствие заключения договора продажи (поставки).
В договоре поставки собственник вещи утрачивает право собственности на принадлежащую ему вещь взамен на встречное предоставление ему вознаграждения. Покупатель же, наоборот, получает право на вещь, передавая деньги или иное вознаграждение, которое установлено соглашением сторон.
Договор подряда
Договор подряда совсем о другом. В рамках этого обязательства собственник вещи передает вещь подрядчику для произведения с ней конкретных работ, которые оговорены контрактом, оплачивая эти работы. Право собственности на полученный в результате работ результат принадлежит собственнику отхода (заказчику работ) и должен вернуться ему.
Собственник отхода, заказавший и оплативший работы по обработке, утилизации и обезвреживанию, вправе отказаться от права на полученный результат указанных работ, при условии, что подрядчик компенсирует ему стоимость отхода, переданного в работу (компенсация стоимости материалов, ст. 220 ГК РФ).
Что нужно делать?
Таким образом, писать в договорах купли-продажи (поставки) фразы типа «в целях утилизации» и т.д. бессмысленно, потому что в отсутствии иных условий договора, по которым можно определить другое обязательство, помимо продажи, возникшее из этого договора (т.к. называемый смешанный договор, п. 3 ст. 421 ГК РФ), это будет только договор продажи, который не порождает у продавца права требовать акт на выполнение работ, равно как и не порождает правовых последствий у такого акта (пусть даже и подписанного всеми — покупателем и продавцом). У покупателя в таком договоре также нет иных обязательств, кроме как принять отход и оплатить его стоимость. Никаких актов утилизации покупатель выписывать не должен, да и не вправе.
Поэтому вам нужен договор с двумя элементами — оплатой переданного отхода или полученного результата утилизации и утилизационными работами с целью получения результата таких работ (ст. 220 ГК РФ).
За более подробной консультацией вы можете обратиться в любую юридическую компанию с компетенциями в природоохранном законодательстве.
Можно ли доказать, что отходы проданы в целях утилизации?
Одна из наших служб продает сторонним организациям отходы, заключая договоры купли-продажи отходов. Акты утилизации они не предоставляют, имеются только товарные накладные.
Как мы можем доказать, что продали отходы с целью утилизации? Достаточно ли будет прописать в самом договоре «цель передачи отходов — утилизация»? Или это уже будет другой договор — договор приема-передачи отходов с целью утилизации, с предоставлением актов утилизации отходов? И чем отличается договор купли-продажи отходов от договора утилизации отходов? Нужно ли требовать от покупателя акт приема-передачи отходов и акт утилизации отходов?
На вопрос отвечает Ю.О. Белянина, юрист ООО «Дельфи».
Договор поставки (договор продажи отходов) и договор подряда (работы по утилизации отходов) — два разных обязательства, в соответствии с которыми у сторон их на себя принявших возникают разные права и разные обязанности.
Договор поставки
У договора поставки нет иной цели, кроме как получение денег за отчуждаемую вещь, в нашем случае это отход. Если вам сложно абстрагироваться от отходов, подумайте о любом другом договоре продажи (квартиры, хлеба в булочной, поставки продукции любого предприятия и т.д.), прочитайте главу 30 ГК РФ, касающуюся о тех реально возникающих правовых последствиях, которые появляются вследствие заключения договора продажи (поставки).
В договоре поставки собственник вещи утрачивает право собственности на принадлежащую ему вещь взамен на встречное предоставление ему вознаграждения. Покупатель же, наоборот, получает право на вещь, передавая деньги или иное вознаграждение, которое установлено соглашением сторон.
Договор подряда
Договор подряда совсем о другом. В рамках этого обязательства собственник вещи передает вещь подрядчику для произведения с ней конкретных работ, которые оговорены контрактом, оплачивая эти работы. Право собственности на полученный в результате работ результат принадлежит собственнику отхода (заказчику работ) и должен вернуться ему.
Собственник отхода, заказавший и оплативший работы по обработке, утилизации и обезвреживанию, вправе отказаться от права на полученный результат указанных работ, при условии, что подрядчик компенсирует ему стоимость отхода, переданного в работу (компенсация стоимости материалов, ст. 220 ГК РФ).
Что нужно делать?
Таким образом, писать в договорах купли-продажи (поставки) фразы типа «в целях утилизации» и т.д. бессмысленно, потому что в отсутствии иных условий договора, по которым можно определить другое обязательство, помимо продажи, возникшее из этого договора (т.к. называемый смешанный договор, п. 3 ст. 421 ГК РФ), это будет только договор продажи, который не порождает у продавца права требовать акт на выполнение работ, равно как и не порождает правовых последствий у такого акта (пусть даже и подписанного всеми — покупателем и продавцом). У покупателя в таком договоре также нет иных обязательств, кроме как принять отход и оплатить его стоимость. Никаких актов утилизации покупатель выписывать не должен, да и не вправе.
Поэтому вам нужен договор с двумя элементами — оплатой переданного отхода или полученного результата утилизации и утилизационными работами с целью получения результата таких работ (ст. 220 ГК РФ).
За более подробной консультацией вы можете обратиться в любую юридическую компанию с компетенциями в природоохранном законодательстве.