Обзор изменений экологического законодательства за август 2023 года: Экологический надзор

    /upl/vg4fCCdFEJE.jpg

    Учет изменений экологического законодательства позволяет выстраивать эффективный комплаенс, управлять экологическими рисками и принимать взвешенные управленческие решения в экологической, правовой и экономической плоскости. Планирование экологических рисков позволяет эффективнее подготовится к мероприятиям экологического надзора со стороны проверяющих органов.
    Далее представлен подробный обзор по разделам и компонентам окружающей среды.

    Разделы обзора:
    - Экологический надзор (см. ниже)
    Экологические платежи, экологический учет и отчетность, экспертиза
    Отходы, побочный продукт, вторичное сырье
    Недропользование, землепользование, лесопользование
    - Водопользование, водные биоресурсы

    Экологический надзор

    1. Установлен порядок проведения должностным лицом контрольного (надзорного) органа профилактического визита по инициативе контролируемого лица. Федеральный закон от 04.08.2023 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Контрольный (надзорный) орган принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом своих материальных, финансовых и кадровых ресурсов, категории риска объекта контроля, о чем уведомляет контролируемое лицо. Определены в числе прочего основания для отказа в проведении профилактического визита по поступившему заявлению, а также порядок согласования его проведения в случае принятия положительного решения. Кроме того, продлены сроки поэтапного приведения административных регламентов предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг субъекта РФ, органов местного самоуправления в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Правительство РФ наделено полномочием устанавливать особенности разработки, согласования, проведения экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг в 2024 и 2025 годах, в том числе без использования федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей ведение федерального реестра государственных услуг. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    2. Внесены изменения в ряд актов Правительства по вопросам осуществления контрольной (надзорной) деятельности. Постановление Правительства РФ от 16.08.2023 N 1341 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Так, в частности, изменениями: закреплено функционирование в составе ГИС "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (далее - ГИС ТОР КНД) подсистем, обеспечивающих осуществление контрольных (надзорных) мероприятий, профилактических мероприятий в области градостроительной деятельности, а также в рамках осуществления государственного жилищного контроля (надзора); расширен состав сведений, вносимых в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (в частности, закреплена необходимость внесения сведений о дате и номере решения о проведении соответствующего мероприятия); установлена обязанность по размещению виджетов из реестров разрешений, функционирующих на базе ГИС ТОР КНД, на сайтах органов, осуществляющих ведение таких реестров; установлена норма, предусматривающая невозможность утверждения и размещения в публичном доступе ежегодного плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в случае отсутствия в его проекте планируемых к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Предусмотрены и иные новшества. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
    3. Расширен перечень полномочий, осуществляемых Минприроды России. Постановление Правительства РФ от 03.08.2023 N 1271 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Установлено, что Министерство, в числе прочего: согласовывает осуществление экономической и иной деятельности юридических и физических лиц на территориях национальных парков и охранных зон национальных парков, находящихся в его ведении; предоставляет в аренду земельный участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке, находящемся в ведении Министерства; устанавливает сервитут, публичный сервитут, необходимые для осуществления рекреационной деятельности в национальном парке, находящемся в ведении Министерства.
    4. Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. Приказ МЧС России от 04.07.2023 N 705 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, утвержденный приказом МЧС России от 7 июня 2021 г. N 364". Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2023 N 74701. Включен новый индикатор - наличие у контрольного (надзорного) органа информации о владении, пользовании или распоряжении контролируемым лицом объектом надзора, на котором в тридцатидневный период, предшествующий дню принятия решения о приостановлении действия лицензии в связи с грубыми нарушениями лицензионных требований, были проведены работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществлявшим указанную деятельность на соответствующем объекте надзора, за исключением случаев, когда за указанный период в отношении объекта надзора проводились плановое и (или) внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в части оценки технического состояния средств обеспечения пожарной безопасности.
    5. Росприроднадзором разъяснены особенности проведения периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям. Письмо Росприроднадзора от 02.08.2023 N СЖ-10-01-34/27946 "О рассмотрении обращения". В частности, отмечается, что особенности первичного прохождения лицензиатами периодического подтверждения соответствия определены Законом от 28.04.2023 N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 19.3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (вступает в силу с 1 сентября 2024 года). При этом по общему правилу периодическое подтверждение соответствия проводится каждые 3 года со дня предоставления лицензии, если больший период не предусмотрен положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
    6. Утверждены формы документов, используемых при осуществлении федерального государственного пробирного надзора при проведении контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами. Приказ Федеральной пробирной палаты от 11.07.2023 N 142н "Об утверждении форм документов, используемых должностными лицами Федеральной пробирной палаты при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами при осуществлении федерального государственного пробирного надзора". Зарегистрировано в Минюсте России 11.08.2023 N 74758. Приказом утверждены: форма задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия; форма заключения по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия; форма журнала учета контрольных (надзорных) мероприятий.
    7. Минфин: установлен порядок проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица. Информационное сообщение Минфина России от 17.08.2023 N ИС-аудит-65 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии". Профилактический визит проводится инспектором контрольного (надзорного) органа в форме профилактической беседы, в ходе которой контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий.
    8. Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Приказ Минсельхоза России от 23.05.2023 N 516 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна" Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2023 N 74916. Признан утратившим силу приказ Минсельхоза от 27.10.2021 N 725, регулирующий аналогичные правоотношения.
    9. Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц. Приказ Минэкономразвития России от 28.06.2023 N 438 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 28 мая 2021 г. N 300". Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2023 N 74912. В перечень включено шесть новых индикаторов, в том числе: непоступление в Росаккредитацию в течение 6 месяцев от аккредитованного в национальной системе аккредитации органа инспекции сведений о выданных протоколах инспекции или актах инспекции, порядок и сроки представления которых с использованием ФГИС Росаккредитации предусмотрены пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ; выполнение одним работником аккредитованной испытательной лаборатории (центра) в течение суток работ по исследованиям и измерениям по нескольким местам осуществления деятельности, расположенным в разных субъектах РФ (за исключением имеющих общую административную границу); осуществление одним аккредитованным лицом в течение суток работ по исследованиям и измерениям в разных субъектах РФ (за исключением имеющих общую административную границу) с использованием одного и того же оборудования.
    12.09.2023, 08:26

    Обзор изменений экологического законодательства за август 2023 года: Экологический надзор

    /upl/vg4fCCdFEJE.jpg

    Учет изменений экологического законодательства позволяет выстраивать эффективный комплаенс, управлять экологическими рисками и принимать взвешенные управленческие решения в экологической, правовой и экономической плоскости. Планирование экологических рисков позволяет эффективнее подготовится к мероприятиям экологического надзора со стороны проверяющих органов.
    Далее представлен подробный обзор по разделам и компонентам окружающей среды.

    Разделы обзора:
    - Экологический надзор (см. ниже)
    Экологические платежи, экологический учет и отчетность, экспертиза
    Отходы, побочный продукт, вторичное сырье
    Недропользование, землепользование, лесопользование
    - Водопользование, водные биоресурсы

    Экологический надзор

    1. Установлен порядок проведения должностным лицом контрольного (надзорного) органа профилактического визита по инициативе контролируемого лица. Федеральный закон от 04.08.2023 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Контрольный (надзорный) орган принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом своих материальных, финансовых и кадровых ресурсов, категории риска объекта контроля, о чем уведомляет контролируемое лицо. Определены в числе прочего основания для отказа в проведении профилактического визита по поступившему заявлению, а также порядок согласования его проведения в случае принятия положительного решения. Кроме того, продлены сроки поэтапного приведения административных регламентов предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг субъекта РФ, органов местного самоуправления в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Правительство РФ наделено полномочием устанавливать особенности разработки, согласования, проведения экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг в 2024 и 2025 годах, в том числе без использования федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей ведение федерального реестра государственных услуг. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    2. Внесены изменения в ряд актов Правительства по вопросам осуществления контрольной (надзорной) деятельности. Постановление Правительства РФ от 16.08.2023 N 1341 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Так, в частности, изменениями: закреплено функционирование в составе ГИС "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (далее - ГИС ТОР КНД) подсистем, обеспечивающих осуществление контрольных (надзорных) мероприятий, профилактических мероприятий в области градостроительной деятельности, а также в рамках осуществления государственного жилищного контроля (надзора); расширен состав сведений, вносимых в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (в частности, закреплена необходимость внесения сведений о дате и номере решения о проведении соответствующего мероприятия); установлена обязанность по размещению виджетов из реестров разрешений, функционирующих на базе ГИС ТОР КНД, на сайтах органов, осуществляющих ведение таких реестров; установлена норма, предусматривающая невозможность утверждения и размещения в публичном доступе ежегодного плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в случае отсутствия в его проекте планируемых к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Предусмотрены и иные новшества. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
    3. Расширен перечень полномочий, осуществляемых Минприроды России. Постановление Правительства РФ от 03.08.2023 N 1271 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Установлено, что Министерство, в числе прочего: согласовывает осуществление экономической и иной деятельности юридических и физических лиц на территориях национальных парков и охранных зон национальных парков, находящихся в его ведении; предоставляет в аренду земельный участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке, находящемся в ведении Министерства; устанавливает сервитут, публичный сервитут, необходимые для осуществления рекреационной деятельности в национальном парке, находящемся в ведении Министерства.
    4. Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. Приказ МЧС России от 04.07.2023 N 705 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, утвержденный приказом МЧС России от 7 июня 2021 г. N 364". Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2023 N 74701. Включен новый индикатор - наличие у контрольного (надзорного) органа информации о владении, пользовании или распоряжении контролируемым лицом объектом надзора, на котором в тридцатидневный период, предшествующий дню принятия решения о приостановлении действия лицензии в связи с грубыми нарушениями лицензионных требований, были проведены работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществлявшим указанную деятельность на соответствующем объекте надзора, за исключением случаев, когда за указанный период в отношении объекта надзора проводились плановое и (или) внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в части оценки технического состояния средств обеспечения пожарной безопасности.
    5. Росприроднадзором разъяснены особенности проведения периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям. Письмо Росприроднадзора от 02.08.2023 N СЖ-10-01-34/27946 "О рассмотрении обращения". В частности, отмечается, что особенности первичного прохождения лицензиатами периодического подтверждения соответствия определены Законом от 28.04.2023 N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 19.3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (вступает в силу с 1 сентября 2024 года). При этом по общему правилу периодическое подтверждение соответствия проводится каждые 3 года со дня предоставления лицензии, если больший период не предусмотрен положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
    6. Утверждены формы документов, используемых при осуществлении федерального государственного пробирного надзора при проведении контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами. Приказ Федеральной пробирной палаты от 11.07.2023 N 142н "Об утверждении форм документов, используемых должностными лицами Федеральной пробирной палаты при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами при осуществлении федерального государственного пробирного надзора". Зарегистрировано в Минюсте России 11.08.2023 N 74758. Приказом утверждены: форма задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия; форма заключения по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия; форма журнала учета контрольных (надзорных) мероприятий.
    7. Минфин: установлен порядок проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица. Информационное сообщение Минфина России от 17.08.2023 N ИС-аудит-65 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии". Профилактический визит проводится инспектором контрольного (надзорного) органа в форме профилактической беседы, в ходе которой контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий.
    8. Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Приказ Минсельхоза России от 23.05.2023 N 516 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна" Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2023 N 74916. Признан утратившим силу приказ Минсельхоза от 27.10.2021 N 725, регулирующий аналогичные правоотношения.
    9. Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц. Приказ Минэкономразвития России от 28.06.2023 N 438 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 28 мая 2021 г. N 300". Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2023 N 74912. В перечень включено шесть новых индикаторов, в том числе: непоступление в Росаккредитацию в течение 6 месяцев от аккредитованного в национальной системе аккредитации органа инспекции сведений о выданных протоколах инспекции или актах инспекции, порядок и сроки представления которых с использованием ФГИС Росаккредитации предусмотрены пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ; выполнение одним работником аккредитованной испытательной лаборатории (центра) в течение суток работ по исследованиям и измерениям по нескольким местам осуществления деятельности, расположенным в разных субъектах РФ (за исключением имеющих общую административную границу); осуществление одним аккредитованным лицом в течение суток работ по исследованиям и измерениям в разных субъектах РФ (за исключением имеющих общую административную границу) с использованием одного и того же оборудования.
    12.09.2023, 08:26
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам