Про отходы, СП 2.1.7.1386-03 и Роспотребнадзор

    /upl/msg-1194278766-271.jpg

    Вместе с телеграмм-каналом Legal Ecology_экология решили донести до вас важную информацию.
    Она пригодится вам, когда у вас проверка Роспотребнадзора и у него вопрос «определение токсичности отходов по воздействию на человека», или когда у вас запросили расчеты классов опасности отходов по степени воздействия на среду обитания и здоровья человека.

    В запросе может не быть уточнения, но речь идет о соблюдении Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144 (ред. от 31.03.2011) "О введении в действие СП 2.1.7.1386-03" (Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. Санитарные правила")

    Согласно п.1.2 СП 2.1.7.1386-03:

    1.2. Правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека.

    Эти СП 2.1.7.1386-03 не отмены. Но обязательны ли они к применению?

    Ответ на этот вопрос есть в части 3 статьи 15 ФЗ № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» и в письме Роспотребнадзора от 29 апреля 2021 года № 09-8940-2021-40 «О рассмотрении обращения», согласно которому определение класса опасности отходов в соответствии со СП 2.1.7.1386-03 " не носят обязательный характер", т.е. не является обязательным.

    Увы, в «Консультанте+» это письмо не найдено (в рабочем порядке автор ТГ-канала Legal Ecology_экология Екатерина Александровна Горшкова уже предложила ввести его в состав дополнительной  информации к документу СП 2.1.7.1386-03).

    А пока рекомендуется его цитировать и прикладывать в ответе на запрос в ходе проверок, в т ч и прокуратуры (о них чуть подробнее будет в судебной практике ниже):

     Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 статьи 15, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. При этом в соответствии с положениями части 3 статьи 15 Федерального закона № 247-ФЗ несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

    В этой связи требования, содержащиеся в СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.06.2003 № 144, не носят обязательный характер.

    Судебная практика после 01.01.2021

    + Положительная практика

    Решение Оренбургского областного суда от 18.04.2023 по делу N 21-220/2023 

    Прекращая производство по делу, должностное лицо пришло к выводу о том, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 15 ФЗ от 31 июля 2020 года N 247 ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" несоблюдение СП 2.1.7.1386-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 16 июня 2003 года не может являться основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности за их неисполнение. 

    … судьей сделан ошибочный вывод о том, что при проведении прокурорской проверке не подлежат применению положения ч. 1 и ч. 3 ст. 15 Закона N 247-ФЗ

    … положения ч. 3 ст. 15 Закона N 247-ФЗ подлежат применению при проведении прокурорской проверки.

    *** К.Е. не подлежит административной ответственности за несоблюдение требований СП 2.1.7.1386-03

    Решение Оренбургского областного суда от 18.04.2023 по делу N 21-219/2023

    - Негативная практика

    но в ней участники процесса НЕ ПРИВОДИЛИ аргументов изложенных выше:

    Постановление 4го кассационного суда общей юрисдикции от 22.08.2022 N П16-839/2022 (постановление о привлечении к адм. ответственности было отменено, но по другим основаниям). Первый судебный акт по этому делу был вынесен 18.02.2021. А норма ч.3 ст. 15 №ФЗ.247 стартовала с 01.01.2021. Общество избежало ответственности, но по другим основаниям

    Решение Московского городского суда от 29.07.2022 по делу N 7-12037/2022 (общество привлечено к ответственности по ст. 6.5 КоАП)

    Решение Архангельского областного суда от 12.05.2022 N 7п-175/202 (общество привлечено к ответственности по ч.1 ст. 6.3 КоАП)

     

    14.09.2023, 09:22

    Про отходы, СП 2.1.7.1386-03 и Роспотребнадзор

    /upl/msg-1194278766-271.jpg

    Вместе с телеграмм-каналом Legal Ecology_экология решили донести до вас важную информацию.
    Она пригодится вам, когда у вас проверка Роспотребнадзора и у него вопрос «определение токсичности отходов по воздействию на человека», или когда у вас запросили расчеты классов опасности отходов по степени воздействия на среду обитания и здоровья человека.

    В запросе может не быть уточнения, но речь идет о соблюдении Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144 (ред. от 31.03.2011) "О введении в действие СП 2.1.7.1386-03" (Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. Санитарные правила")

    Согласно п.1.2 СП 2.1.7.1386-03:

    1.2. Правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека.

    Эти СП 2.1.7.1386-03 не отмены. Но обязательны ли они к применению?

    Ответ на этот вопрос есть в части 3 статьи 15 ФЗ № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» и в письме Роспотребнадзора от 29 апреля 2021 года № 09-8940-2021-40 «О рассмотрении обращения», согласно которому определение класса опасности отходов в соответствии со СП 2.1.7.1386-03 " не носят обязательный характер", т.е. не является обязательным.

    Увы, в «Консультанте+» это письмо не найдено (в рабочем порядке автор ТГ-канала Legal Ecology_экология Екатерина Александровна Горшкова уже предложила ввести его в состав дополнительной  информации к документу СП 2.1.7.1386-03).

    А пока рекомендуется его цитировать и прикладывать в ответе на запрос в ходе проверок, в т ч и прокуратуры (о них чуть подробнее будет в судебной практике ниже):

     Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 статьи 15, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. При этом в соответствии с положениями части 3 статьи 15 Федерального закона № 247-ФЗ несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

    В этой связи требования, содержащиеся в СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.06.2003 № 144, не носят обязательный характер.

    Судебная практика после 01.01.2021

    + Положительная практика

    Решение Оренбургского областного суда от 18.04.2023 по делу N 21-220/2023 

    Прекращая производство по делу, должностное лицо пришло к выводу о том, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 15 ФЗ от 31 июля 2020 года N 247 ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" несоблюдение СП 2.1.7.1386-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 16 июня 2003 года не может являться основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности за их неисполнение. 

    … судьей сделан ошибочный вывод о том, что при проведении прокурорской проверке не подлежат применению положения ч. 1 и ч. 3 ст. 15 Закона N 247-ФЗ

    … положения ч. 3 ст. 15 Закона N 247-ФЗ подлежат применению при проведении прокурорской проверки.

    *** К.Е. не подлежит административной ответственности за несоблюдение требований СП 2.1.7.1386-03

    Решение Оренбургского областного суда от 18.04.2023 по делу N 21-219/2023

    - Негативная практика

    но в ней участники процесса НЕ ПРИВОДИЛИ аргументов изложенных выше:

    Постановление 4го кассационного суда общей юрисдикции от 22.08.2022 N П16-839/2022 (постановление о привлечении к адм. ответственности было отменено, но по другим основаниям). Первый судебный акт по этому делу был вынесен 18.02.2021. А норма ч.3 ст. 15 №ФЗ.247 стартовала с 01.01.2021. Общество избежало ответственности, но по другим основаниям

    Решение Московского городского суда от 29.07.2022 по делу N 7-12037/2022 (общество привлечено к ответственности по ст. 6.5 КоАП)

    Решение Архангельского областного суда от 12.05.2022 N 7п-175/202 (общество привлечено к ответственности по ч.1 ст. 6.3 КоАП)

     

    14.09.2023, 09:22
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам