Выдача КЭР в ситуации цейтнота…
Новости Правительства РФ: Заместитель Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко поручила ускорить работу по выдаче предприятиям I категории НВОС комплексных экологических разрешений (КЭР). Такое поручение Минприроды России и Росприроднадзору дано по итогам совещания с представителями федеральных органов исполнительной власти и бизнес-объединений.
На данный момент выдано 263 КЭР, из которых основное количество получено предприятиями топливно-энергетического комплекса. Всего же КЭР должны получить более 6 тыс. предприятий, а соответствующая работа должна быть завершена 01.01.2025 и перенос сроков, по словам В.В. Абрамченко, больше не обсуждается…
Что это означает для бизнеса и госкомпаний, имеющих объекты I категории?
Что впереди — огромные траты на разработку бюрократической документации и еще большие — на разработку и внедрение программ повышения экологической эффективности (ППЭЭ) для тех, у кого не получается пока соответствовать технологическим показателям наилучших доступных технологий (НДТ).
Для фирм, занимающихся эко-консалтингом, это означает, что предстоящий год будет очень урожайным…
Для надзорных органов и экспертных организаций это означает колоссальную нагрузку по рассмотрению материалов КЭР и ППЭЭ: 6000 (на самом деле чуть больше) объектов делим на 250 рабочих дней и получаем, что в 2024 г. должно подаваться (обрабатываться) в среднем по 24 заявки на КЭР в день, чтобы успеть выполнить поставленную Правительством РФ задачу. Получается, каждый час рабочего времени должно выдаваться не менее трех КЭР… Когда идет такой вал работы в режиме цейтнота, говорить о ее качестве уже не хочется…
Но что мешало нашим природопользователям планомерно заниматься этой работой с 2019 г., когда стала внедряться новая система нормирования? Что мешало Росприроднадзору проводить разъяснительно-принудительную работу по «обилечиванию» объектов I категории КЭР? Русский авось? Или надежда на Президентские выборы 2024 г., когда Правительство РФ уйдет в отставку, сменится профильный министр и, возможно, в очередной раз поменяются правила игры? На мой взгляд, главным камнем преткновения стало «кривое» внедрение системы технологического нормирования.
Вместо того, чтобы «допилить», улучшить и упростить существующую систему нормирования, основанную на соответствии выбросов и сбросов загрязняющих веществ санитарным нормам (ПДК), мы попытались «скрестить ужа с ежом»: частично отменив старые нормы, внедрить еще и систему технологического нормирования, основанную на соответствии технологических показателей выбросов и сбросов маркерных веществ технологическим нормативам НДТ. И при этом выбрали путь, полный коллизий и перипетий — это я о приказе Минприроды России от 14.02.2019 № 89 «Об утверждении Правил разработки технологических нормативов»…
Не буду разбирать каждую строчку данного приказа — кто по нему работал, прекрасно знает, что определить технологические показатели с первого раза могут «не только лишь все, мало кто может это делать» (с). Почему, меняя систему нормирования, нельзя было сделать простой и понятный каждому экологу на предприятии способ определения технологических показателей и расчета технологических нормативов: выдать всем КЭР на основании проектных мощностей и утвержденных Минприроды России технологических показателей? Так на первом этапе процесса нормирования можно было не заставлять людей заниматься наукообразными расчетами, а просто установить всем технологические нормативы, исходя из проектной мощности объектов:
1. Для техпоказателей, установленных в удельных величинах, например, кг/т: ТН = ТП НДТ * максимальное (по проекту) количество продукции;
2. Для техпоказателей, установленных в единицах концентрации, например, мг/куб.м: ТН = ТП НДТ * объем газовоздушной смеси или сточных вод.
Такой подход позволяет избавить предприятия от привлечения посредников, все могут получить КЭР без особого труда и в кратчайшие сроки. А дальше начался бы второй этап нормирования: уже на стадии получения КЭР либо в течение года при проведении производственного или государственного экологического контроля обязательно выяснится, что на некоторых объектах НВОС фактические технологические показатели маркерных веществ не соответствуют технологическим показателям НДТ и нужно срочно разрабатывать и внедрять ППЭЭ… При таком подходе природопользователи были бы сами заинтересованы как можно быстрее запланировать и начать реализацию природоохранных мероприятий, чтобы не нарушать законодательство и не платить повышенные платежи за НВОС.
Но мы не ищем легких путей. «И вечный бой, покой нам только снится…» (с)
P.s. Хотя, нет худа без добра: момент, когда руководство страны будет вынуждено отменить все действующие экологические нормы и установить простые, понятные и справедливые по отношению к природе, обществу и бизнесу правила игры, стал еще ближе…
Н.Г. Фалалеев, эксперт-эколог
Выдача КЭР в ситуации цейтнота…
Новости Правительства РФ: Заместитель Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко поручила ускорить работу по выдаче предприятиям I категории НВОС комплексных экологических разрешений (КЭР). Такое поручение Минприроды России и Росприроднадзору дано по итогам совещания с представителями федеральных органов исполнительной власти и бизнес-объединений.
На данный момент выдано 263 КЭР, из которых основное количество получено предприятиями топливно-энергетического комплекса. Всего же КЭР должны получить более 6 тыс. предприятий, а соответствующая работа должна быть завершена 01.01.2025 и перенос сроков, по словам В.В. Абрамченко, больше не обсуждается…
Что это означает для бизнеса и госкомпаний, имеющих объекты I категории?
Что впереди — огромные траты на разработку бюрократической документации и еще большие — на разработку и внедрение программ повышения экологической эффективности (ППЭЭ) для тех, у кого не получается пока соответствовать технологическим показателям наилучших доступных технологий (НДТ).
Для фирм, занимающихся эко-консалтингом, это означает, что предстоящий год будет очень урожайным…
Для надзорных органов и экспертных организаций это означает колоссальную нагрузку по рассмотрению материалов КЭР и ППЭЭ: 6000 (на самом деле чуть больше) объектов делим на 250 рабочих дней и получаем, что в 2024 г. должно подаваться (обрабатываться) в среднем по 24 заявки на КЭР в день, чтобы успеть выполнить поставленную Правительством РФ задачу. Получается, каждый час рабочего времени должно выдаваться не менее трех КЭР… Когда идет такой вал работы в режиме цейтнота, говорить о ее качестве уже не хочется…
Но что мешало нашим природопользователям планомерно заниматься этой работой с 2019 г., когда стала внедряться новая система нормирования? Что мешало Росприроднадзору проводить разъяснительно-принудительную работу по «обилечиванию» объектов I категории КЭР? Русский авось? Или надежда на Президентские выборы 2024 г., когда Правительство РФ уйдет в отставку, сменится профильный министр и, возможно, в очередной раз поменяются правила игры? На мой взгляд, главным камнем преткновения стало «кривое» внедрение системы технологического нормирования.
Вместо того, чтобы «допилить», улучшить и упростить существующую систему нормирования, основанную на соответствии выбросов и сбросов загрязняющих веществ санитарным нормам (ПДК), мы попытались «скрестить ужа с ежом»: частично отменив старые нормы, внедрить еще и систему технологического нормирования, основанную на соответствии технологических показателей выбросов и сбросов маркерных веществ технологическим нормативам НДТ. И при этом выбрали путь, полный коллизий и перипетий — это я о приказе Минприроды России от 14.02.2019 № 89 «Об утверждении Правил разработки технологических нормативов»…
Не буду разбирать каждую строчку данного приказа — кто по нему работал, прекрасно знает, что определить технологические показатели с первого раза могут «не только лишь все, мало кто может это делать» (с). Почему, меняя систему нормирования, нельзя было сделать простой и понятный каждому экологу на предприятии способ определения технологических показателей и расчета технологических нормативов: выдать всем КЭР на основании проектных мощностей и утвержденных Минприроды России технологических показателей? Так на первом этапе процесса нормирования можно было не заставлять людей заниматься наукообразными расчетами, а просто установить всем технологические нормативы, исходя из проектной мощности объектов:
1. Для техпоказателей, установленных в удельных величинах, например, кг/т: ТН = ТП НДТ * максимальное (по проекту) количество продукции;
2. Для техпоказателей, установленных в единицах концентрации, например, мг/куб.м: ТН = ТП НДТ * объем газовоздушной смеси или сточных вод.
Такой подход позволяет избавить предприятия от привлечения посредников, все могут получить КЭР без особого труда и в кратчайшие сроки. А дальше начался бы второй этап нормирования: уже на стадии получения КЭР либо в течение года при проведении производственного или государственного экологического контроля обязательно выяснится, что на некоторых объектах НВОС фактические технологические показатели маркерных веществ не соответствуют технологическим показателям НДТ и нужно срочно разрабатывать и внедрять ППЭЭ… При таком подходе природопользователи были бы сами заинтересованы как можно быстрее запланировать и начать реализацию природоохранных мероприятий, чтобы не нарушать законодательство и не платить повышенные платежи за НВОС.
Но мы не ищем легких путей. «И вечный бой, покой нам только снится…» (с)
P.s. Хотя, нет худа без добра: момент, когда руководство страны будет вынуждено отменить все действующие экологические нормы и установить простые, понятные и справедливые по отношению к природе, обществу и бизнесу правила игры, стал еще ближе…
Н.Г. Фалалеев, эксперт-эколог