Почему Росприроднадзор может не включить объект размещения отходов в ГРОРО?
Вместе с телеграмм-каналом Legal Ecology_экология решили разобраться, почему Росприроднадзор (РПН) может не включить объект размещения отходов (ОРО) в ГРОРО?
Начнем с одного дела № А40-57082/2022, которое завершилось определением Верховного суда 305-ЭС23-1873 от 11.05.2023 об отказе в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию.
Заявитель обратился в РПН (через межрегиональное управление) с заявлением для внесения изменений в ГРОРО по объекту размещения отходов заявителя.
РПН отказал, поскольку установил, что представленная характеристика ОРО не может являться основанием для принятия решения о внесении изменений ОРО в ГРОРО.
Почему РПН не устроила характеристика ОРО? В ней не было:
• информации об утверждении в установленном порядке проектной документации на строительство ОРО,
• информации о заключении государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) проектной документации на строительство (реконструкцию) ОРО.
Общество обжаловало отказ в арбитражный суд. Что же такого было в характеристике ОРО?
В графе 6 характеристики («Проектная документация на строительство ОРО») природопользователь указал проектную документацию 2010 года.
В графе 7 документа («Заключение государственной экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО»)заявитель отразил данные о положительном заключении ГЭЭ 2007 года, информация о ГЭЭ проекта 2010 года в графе отсутствовала. При этом срок действия положительного заключения ГЭЭ истек в 2012 году.
Одновременно в графе 8 «Ввод в эксплуатацию ОРО» стояла дата ввода ОРО в эксплуатацию в 2013 году. То есть после истечения срока действия упомянутого заключения ГЭЭ.
Обратите внимание: ссылка на положительное заключение ГЭЭ не разъясняет, о какой проектной документации идет речь, и не связывает данную проектную документацию с проектной документацией, указанной в графе 6
Суды согласились с РПН: в ГРОРО могут быть включены только ОРО соответствующие требованиям законодательства РФ
Характеристика ОРО, в которой отсутствует информация о наличии заключения ГЭЭ проектной документации на строительство (реконструкцию) ОРО, а также оформленная с нарушениями Правил, не может являться основанием для принятия решения Росприроднадзором о внесения изменений ОРО в ГРОРО.
Теперь немного о других основаниях для отказа во включении объекта в ГРОРО (мини-обзор судебной практики).
Постановление АС МО А40-152749/2022 (определением Верховного Суда РФ от 25.08.2023 отказано в передаче дела в Судебную коллегию)
в графе 10 "Размещено всего" характеристики ОРО представлена недостоверная информация о количестве размещенных отходов (в характеристике ОРО в графе 10 "Размещено всего, м3 (т)" Общество указало информацию о количестве размещенных отходов в размере 2 695 189 м3 (2 156 151,2 т). При этом характеристика ОРО, представленная Обществом ранее по результатам инвентаризации, проведенной в 2014 году (ОРО включен приказом Росприроднадзора от 28 ноября 2014 года N 758), содержала информацию о количестве размещенных отходов на ОРО в размере 2 326 910 м3 (1861564 т)).
В период с 2014 года до подачи характеристики, согласно информации, полученной из формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы), Общество захоронило за 2015-2019 гг.- 2 413 394,031 т отходов).
Постановление АС МО от 31.01.2023 по делу N А40-67424/2022 (определением Верховного Суда РФ от 17.05.2023отказано в передаче дела в Судебную коллегию)
отказано во внесении изменений в ГРОРО в отношении объекта "Усовершенствованная городская свалка" в связи с истечением проектного срока эксплуатации ОРО.
Суд первый инстанции, удовлетворяя требования общества, указал, что проектный срок эксплуатации ОРО не является параметром объекта капитального строительства, его истечение не влечет работ по внесению изменений в проект и не является основанием для вывода ОРО из эксплуатации. Однако апелляционный суд отменил решение:
В соответствии с Техно-рабочим проектом ОРО, разработанного [проектным институтом] в 1979 год, эксплуатация полигона возможна до 20 апреля 2011 года.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что дальнейшая эксплуатация является отступлением от проектной документации, получившей положительные заключения экспертиз в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Поскольку в с соответствии с п.7 ст. 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса.
Учитывая, что ООО "ЦЭП" в период с 2011 года до настоящего времени проведены работы по продлению срока эксплуатации полигона, апелляционный суд пришел к выводу, что данная проектная документация, обосновывающая продление срока эксплуатации, в силу положений пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ является объектом ГЭЭ федерального уровня.
Постановление АС МО от 13.02.2019 по делу № А40-38078/2018: как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, при рассмотрении характеристики ОРО, эксплуатируемого предприятием, выявлено, что «согласно представленной характеристике у предприятия отсутствует проектная документация на объект размещения отходов».
Постановление АС МО от 15.11.2018 по делу N А40-56656/18-130-610. В рассматриваемом случае у предприятия (согласно представленной характеристике) отсутствует сведения о наличии в негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ("имеется" либо "отсутствует") на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Т.о. предприятием не представлены сведения о наличии негативного воздействия ОРО на окружающую среду на основании мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, в связи с чем объект размещения отходов, эксплуатируемый предприятием, не соответствует требованиям законодательства РФ, что является основанием для его не включения в ГРОРО.
Постановление 9-го ААС от 23.01.2017 по делу N А40-155581/2016: заявителем не были представлены документы, подтверждающие перевод земель, на которых расположен ОРО из земель категории "земли населенных пунктов" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Постановление 5-го ААС от 24.01.2018 по делу N А51-13901/2017: к заявлению от 28.12.2016 N 6899 о внесении объекта в ГРОРО предприятием была приложена имеющаяся у него характеристика объекта размещения отходов, составленная по результатам инвентаризации, проведенной еще в 2011 году, доказательств представления характеристики объекта размещения отходов с учетом результатов очередной инвентаризации объекта, проведенной в 2016 предприятие суду не представило.
Справочно (по процедуре включения в ГРОРО):
• Объекты размещения отходов (ОРО) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
• Ведение ГРОРО осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (п.6 ст. 12 закона от 24.06.1998 №89-ФЗ)
• Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792 (ред. от 19.04.2023)
• ГРОРО формируется на основе информации об ОРО, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (п.18 Правил от 30.09.2011№ 792)
• Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет. (п.4 Приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49)
• ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. (п.16 Правил от 30.09.2011№ 792)
Обратим внимание на ряд граф в Характеристике ОРО:
в графе 6 "Проектная документация на строительство ОРО"
- предусмотрено отражение хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию ОРО, информации о наличии проектной документации на строительство ОРО (необходимо указать "Наименование органа, утвердившего проектную документацию, дату, номер").
в графе 7 необходимо
- отразить информацию о заключении государственной экологической экспертизы на ПД на строительство ОРО («характеристика ОРО», приложение к приказу Минприроды №49)
При этом важна согласованность всех данных
Проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов – является объектом государственной экологической экспертизы (п.7.2 ст. 11 Закона 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»)
Статьей 3 Закона № 174-ФЗ определен принцип обязательности проведения ГЭЭ до принятия решений о реализации* объекта экологической экспертизы. Тем самым, с учетом норм части 2 стати ГрК РФ принятием решения о реализации объекта капитального строительства является выдача разрешения на строительство. (постановление АС МО от 07.11.2022 по делу А40-172968/2021)
«истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы к дате завершения строительства объекта размещения отходов не имеет значения» //не дает право РПН указывать обществу на необходимость повторного получения, утверждения положительного заключения ГЭЭ (постановление АС МО от 07.11.2022 по делу А40-172968/2021; отказ во включении ОРО в ГРОРО признан незаконным)
Положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) теряет юридическую силу в случае:
• доработки объекта ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;
• изменения условий природопользования ФОИВ в области охраны окружающей среды;
• реализации объекта* ГЭЭ с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 статьи 11 настоящего ФЗ, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;
• истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ;
• внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения ГЭЭ.
(ч.5 ст. 18 Закона 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»)
Согласно ч.2 ст. 5.2 ГрК РФ
*Реализация проекта по строительству объекта капитального строительства может состоять из следующих этапов:
1) приобретение прав на земельный участок, в том числе предоставляемый из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
2) утверждение или выдача необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства сведений, документов, материалов;
3) выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования;
4) строительство, реконструкция объекта капитального строительства, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства;
5) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на построенный, реконструированный объект капитального строительства (помещение, машино-место).
Объект размещения отходов (подлежащий включению в ГРОРО в соответствии с нормами природоохранного законодательства) является сооружением, а, следовательно, относится к объектам недвижимого имущества.
(определение термина сооружение дано в законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений")
20.12.2023, 15:53
Почему Росприроднадзор может не включить объект размещения отходов в ГРОРО?
Вместе с телеграмм-каналом Legal Ecology_экология решили разобраться, почему Росприроднадзор (РПН) может не включить объект размещения отходов (ОРО) в ГРОРО?
Начнем с одного дела № А40-57082/2022, которое завершилось определением Верховного суда 305-ЭС23-1873 от 11.05.2023 об отказе в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию.
Заявитель обратился в РПН (через межрегиональное управление) с заявлением для внесения изменений в ГРОРО по объекту размещения отходов заявителя.
РПН отказал, поскольку установил, что представленная характеристика ОРО не может являться основанием для принятия решения о внесении изменений ОРО в ГРОРО.
Почему РПН не устроила характеристика ОРО? В ней не было:
• информации об утверждении в установленном порядке проектной документации на строительство ОРО,
• информации о заключении государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) проектной документации на строительство (реконструкцию) ОРО.
Общество обжаловало отказ в арбитражный суд. Что же такого было в характеристике ОРО?
В графе 6 характеристики («Проектная документация на строительство ОРО») природопользователь указал проектную документацию 2010 года.
В графе 7 документа («Заключение государственной экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО»)заявитель отразил данные о положительном заключении ГЭЭ 2007 года, информация о ГЭЭ проекта 2010 года в графе отсутствовала. При этом срок действия положительного заключения ГЭЭ истек в 2012 году.
Одновременно в графе 8 «Ввод в эксплуатацию ОРО» стояла дата ввода ОРО в эксплуатацию в 2013 году. То есть после истечения срока действия упомянутого заключения ГЭЭ.
Обратите внимание: ссылка на положительное заключение ГЭЭ не разъясняет, о какой проектной документации идет речь, и не связывает данную проектную документацию с проектной документацией, указанной в графе 6
Суды согласились с РПН: в ГРОРО могут быть включены только ОРО соответствующие требованиям законодательства РФ
Характеристика ОРО, в которой отсутствует информация о наличии заключения ГЭЭ проектной документации на строительство (реконструкцию) ОРО, а также оформленная с нарушениями Правил, не может являться основанием для принятия решения Росприроднадзором о внесения изменений ОРО в ГРОРО.
Теперь немного о других основаниях для отказа во включении объекта в ГРОРО (мини-обзор судебной практики).
Постановление АС МО А40-152749/2022 (определением Верховного Суда РФ от 25.08.2023 отказано в передаче дела в Судебную коллегию)
в графе 10 "Размещено всего" характеристики ОРО представлена недостоверная информация о количестве размещенных отходов (в характеристике ОРО в графе 10 "Размещено всего, м3 (т)" Общество указало информацию о количестве размещенных отходов в размере 2 695 189 м3 (2 156 151,2 т). При этом характеристика ОРО, представленная Обществом ранее по результатам инвентаризации, проведенной в 2014 году (ОРО включен приказом Росприроднадзора от 28 ноября 2014 года N 758), содержала информацию о количестве размещенных отходов на ОРО в размере 2 326 910 м3 (1861564 т)).
В период с 2014 года до подачи характеристики, согласно информации, полученной из формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы), Общество захоронило за 2015-2019 гг.- 2 413 394,031 т отходов).
Постановление АС МО от 31.01.2023 по делу N А40-67424/2022 (определением Верховного Суда РФ от 17.05.2023отказано в передаче дела в Судебную коллегию)
отказано во внесении изменений в ГРОРО в отношении объекта "Усовершенствованная городская свалка" в связи с истечением проектного срока эксплуатации ОРО.
Суд первый инстанции, удовлетворяя требования общества, указал, что проектный срок эксплуатации ОРО не является параметром объекта капитального строительства, его истечение не влечет работ по внесению изменений в проект и не является основанием для вывода ОРО из эксплуатации. Однако апелляционный суд отменил решение:
В соответствии с Техно-рабочим проектом ОРО, разработанного [проектным институтом] в 1979 год, эксплуатация полигона возможна до 20 апреля 2011 года.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что дальнейшая эксплуатация является отступлением от проектной документации, получившей положительные заключения экспертиз в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Поскольку в с соответствии с п.7 ст. 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса.
Учитывая, что ООО "ЦЭП" в период с 2011 года до настоящего времени проведены работы по продлению срока эксплуатации полигона, апелляционный суд пришел к выводу, что данная проектная документация, обосновывающая продление срока эксплуатации, в силу положений пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ является объектом ГЭЭ федерального уровня.
Постановление АС МО от 13.02.2019 по делу № А40-38078/2018: как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, при рассмотрении характеристики ОРО, эксплуатируемого предприятием, выявлено, что «согласно представленной характеристике у предприятия отсутствует проектная документация на объект размещения отходов».
Постановление АС МО от 15.11.2018 по делу N А40-56656/18-130-610. В рассматриваемом случае у предприятия (согласно представленной характеристике) отсутствует сведения о наличии в негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ("имеется" либо "отсутствует") на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Т.о. предприятием не представлены сведения о наличии негативного воздействия ОРО на окружающую среду на основании мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, в связи с чем объект размещения отходов, эксплуатируемый предприятием, не соответствует требованиям законодательства РФ, что является основанием для его не включения в ГРОРО.
Постановление 9-го ААС от 23.01.2017 по делу N А40-155581/2016: заявителем не были представлены документы, подтверждающие перевод земель, на которых расположен ОРО из земель категории "земли населенных пунктов" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Постановление 5-го ААС от 24.01.2018 по делу N А51-13901/2017: к заявлению от 28.12.2016 N 6899 о внесении объекта в ГРОРО предприятием была приложена имеющаяся у него характеристика объекта размещения отходов, составленная по результатам инвентаризации, проведенной еще в 2011 году, доказательств представления характеристики объекта размещения отходов с учетом результатов очередной инвентаризации объекта, проведенной в 2016 предприятие суду не представило.
Справочно (по процедуре включения в ГРОРО):
• Объекты размещения отходов (ОРО) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
• Ведение ГРОРО осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (п.6 ст. 12 закона от 24.06.1998 №89-ФЗ)
• Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792 (ред. от 19.04.2023)
• ГРОРО формируется на основе информации об ОРО, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (п.18 Правил от 30.09.2011№ 792)
• Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет. (п.4 Приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49)
• ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. (п.16 Правил от 30.09.2011№ 792)
Обратим внимание на ряд граф в Характеристике ОРО:
в графе 6 "Проектная документация на строительство ОРО"
- предусмотрено отражение хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию ОРО, информации о наличии проектной документации на строительство ОРО (необходимо указать "Наименование органа, утвердившего проектную документацию, дату, номер").
в графе 7 необходимо
- отразить информацию о заключении государственной экологической экспертизы на ПД на строительство ОРО («характеристика ОРО», приложение к приказу Минприроды №49)
При этом важна согласованность всех данных
Проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов – является объектом государственной экологической экспертизы (п.7.2 ст. 11 Закона 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»)
Статьей 3 Закона № 174-ФЗ определен принцип обязательности проведения ГЭЭ до принятия решений о реализации* объекта экологической экспертизы. Тем самым, с учетом норм части 2 стати ГрК РФ принятием решения о реализации объекта капитального строительства является выдача разрешения на строительство. (постановление АС МО от 07.11.2022 по делу А40-172968/2021)
«истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы к дате завершения строительства объекта размещения отходов не имеет значения» //не дает право РПН указывать обществу на необходимость повторного получения, утверждения положительного заключения ГЭЭ (постановление АС МО от 07.11.2022 по делу А40-172968/2021; отказ во включении ОРО в ГРОРО признан незаконным)
Положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) теряет юридическую силу в случае:
• доработки объекта ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;
• изменения условий природопользования ФОИВ в области охраны окружающей среды;
• реализации объекта* ГЭЭ с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 статьи 11 настоящего ФЗ, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;
• истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ;
• внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения ГЭЭ.
(ч.5 ст. 18 Закона 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»)
Согласно ч.2 ст. 5.2 ГрК РФ
*Реализация проекта по строительству объекта капитального строительства может состоять из следующих этапов:
1) приобретение прав на земельный участок, в том числе предоставляемый из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
2) утверждение или выдача необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства сведений, документов, материалов;
3) выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования;
4) строительство, реконструкция объекта капитального строительства, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства;
5) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на построенный, реконструированный объект капитального строительства (помещение, машино-место).
Объект размещения отходов (подлежащий включению в ГРОРО в соответствии с нормами природоохранного законодательства) является сооружением, а, следовательно, относится к объектам недвижимого имущества.
(определение термина сооружение дано в законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений")
20.12.2023, 15:53
Статьи по рубрикам