Иметь газоочистные установки или не иметь? Когда соблюдать правила (ГОУ) их эксплуатации

    /upl/photo_2024-01-10_11-41-37.jpg

    Предусмотренная действующим законодательством обязанность по оснащению объектов хозяйственной деятельности газоочистными установками направлена на минимизацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно на недопущение превышения установленных нормативов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

    В случае, если такой источник выбросов, исходя из его технологических возможностей, не допускает превышения установленных на соответствующий период нормативов выбросов вредных (загрязняющих) в атмосферный воздух, то правила охраны атмосферного воздуха не возлагают на хозяйствующий субъект обязанность иметь на данных источниках газоочистные установки.
     
    Однако мы вместе с с телеграмм-каналом Legal Ecology_экология  убедились, что в рассматриваемом случае суд не учел эти положения нормативных правовых
    актов. 
     
    Несмотря на то, что ст. 16 Федерального закона от 04.05.199 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрен запрет на эксплуатацию только тех объектов хозяйственной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа, суд первой инстанции необоснованно истолковал это положение закона как запрет на эксплуатацию всех объектов хозяйственной деятельности, не имеющих установок очистки газа, что как из буквального, так и системного толкования данной нормы не следует.
     
    Выводы суда первой инстанции о том, что все объекты хозяйственной деятельности, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны быть оснащены установками очистки газа, основаны на неправильном применении норм материального права и являются неверными».
    Апелляционное определение Суда ЯНАО от 19.10.2023 по делу N 33-2394/2023
    Постановление АС Поволжского округа от 13.01.2022 N Ф06-12784/2021 по делу N А72-4091/2021
     
    Итак, что там у нас с упомянутыми в законе Правилами, которые надо соблюдать тем, у кого ГОУ есть?
     
    Правила эксплуатации установок очистки газа утверждены Приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498
     
     
    Данные правила не распространяются на ГОУ
    от передвижных источников;
    являющиеся неотъемлемой частью технологического оборудования и не осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух;
    расположенные внутри производственных помещений и не осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух.
    То есть, ГОУ у вас может быть, но из этого не всегда следует, что Правила № 498 на вас распространяются. 
     
    Но уж если ГОУ не попало под исключение (п.2 Правил №498), то «будьте добры»:
    На производственных объектах или на их отдельных территориях должен вестись реестр ГОУ с присвоением каждой газоочистной установке регистрационного номера. (п.15)
    Хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ. (п.18)
    Указанная в п.18 документация должна храниться в течение всего срока эксплуатации ГОУ (п.18)
    Согласно ч. 1 ст.30 закона «Об охранен атмосферного воздуха» обязанность соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух возложена только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники.
     
    Т.е, это по сути «зеркалит» исключение №1 из п. 2 Правил.
    Именно при проведении инвентаризации выбросов (п.6 Приказа Минприроды России от 19.11.2021 N 871)  определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (источники выделения, ИВ), и выявляются все стационарные ИЗАВ, в том числе стационарные источники залповых выбросов, и передвижные ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества
     
    По итогам и возникает вопрос, как обеспечить незагрязнение атмосферного воздуха. 
    Нарушение требований при эксплуатации установок очистки газов – повод получить не только предписание, но и административный штраф (по ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ)
     
    Так, АО «___» получило предписание об устранении нарушения (штраф на должностное лицо 2 тыс. руб) штраф на ЮЛ –  20 тыс руб):
    "Согласно проекту нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии для сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при распиловке древесно-цементных плит; на станке местная вытяжная система оборудована фильтром ФЛФ-160 с фильтрующим материалом класса очистки F5 (источник N 0062).
     
    Однако в рамках проверки Общество не представило реестр ГОУ, паспорт ГОУ на источник № 0062.
     
    Суд не принял доводы Общества, что источник № 0062 при распиловке цементно-стружечных плит на станке, расположенном в "холодном" блок - контейнере, для удаления пыли от распиловки местная вентиляционная система оснащена фильтром ФЛФ-160 с фильтрующим материалом класса очистки F5,  воздействие на окружающую среду от источника № 0062, на котором установлен фильтр, незначительное, а данный станок является редко используемым оборудованием.»
    Постановление АС Московского округа от 10.02.2023 N Ф05-582/2023 по делу N А40-95383/2022 (предписание)
    Решение Калужского р/ суда Калужской области от 01.06.2022 по делу N 12-1313/2022 (штаф)
    Решение Калужского р/суда Калужской области от 30.06.2022 по делу N 12-1258/2022 (штраф)
     
     
    ??порой контролирующему органу достаточно раскрыть документы самого Общества, чтоб убедить суд в своей правоте
    То, что «система очистки линии горячего цинкования является неотъемлемой частью технологического оборудования и не осуществляет выбросы вредных веществ непосредственно в атмосферный воздух» контролирующий орган опроверг , процитировав суду: 
    - Отчет по экологическому аудиту законченного строительством объекта - "Техническое перевооружение корпуса под производственный цех…»
    - раздел заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации "Производственный цех по нанесению покрытий методом горячего цинкования"
     
    Решение Самарского областного суда от 15.10.2020 N 21-1439/2020
    10.01.2024, 11:41

    Иметь газоочистные установки или не иметь? Когда соблюдать правила (ГОУ) их эксплуатации

    /upl/photo_2024-01-10_11-41-37.jpg

    Предусмотренная действующим законодательством обязанность по оснащению объектов хозяйственной деятельности газоочистными установками направлена на минимизацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно на недопущение превышения установленных нормативов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

    В случае, если такой источник выбросов, исходя из его технологических возможностей, не допускает превышения установленных на соответствующий период нормативов выбросов вредных (загрязняющих) в атмосферный воздух, то правила охраны атмосферного воздуха не возлагают на хозяйствующий субъект обязанность иметь на данных источниках газоочистные установки.
     
    Однако мы вместе с с телеграмм-каналом Legal Ecology_экология  убедились, что в рассматриваемом случае суд не учел эти положения нормативных правовых
    актов. 
     
    Несмотря на то, что ст. 16 Федерального закона от 04.05.199 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрен запрет на эксплуатацию только тех объектов хозяйственной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа, суд первой инстанции необоснованно истолковал это положение закона как запрет на эксплуатацию всех объектов хозяйственной деятельности, не имеющих установок очистки газа, что как из буквального, так и системного толкования данной нормы не следует.
     
    Выводы суда первой инстанции о том, что все объекты хозяйственной деятельности, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны быть оснащены установками очистки газа, основаны на неправильном применении норм материального права и являются неверными».
    Апелляционное определение Суда ЯНАО от 19.10.2023 по делу N 33-2394/2023
    Постановление АС Поволжского округа от 13.01.2022 N Ф06-12784/2021 по делу N А72-4091/2021
     
    Итак, что там у нас с упомянутыми в законе Правилами, которые надо соблюдать тем, у кого ГОУ есть?
     
    Правила эксплуатации установок очистки газа утверждены Приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498
     
     
    Данные правила не распространяются на ГОУ
    от передвижных источников;
    являющиеся неотъемлемой частью технологического оборудования и не осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух;
    расположенные внутри производственных помещений и не осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух.
    То есть, ГОУ у вас может быть, но из этого не всегда следует, что Правила № 498 на вас распространяются. 
     
    Но уж если ГОУ не попало под исключение (п.2 Правил №498), то «будьте добры»:
    На производственных объектах или на их отдельных территориях должен вестись реестр ГОУ с присвоением каждой газоочистной установке регистрационного номера. (п.15)
    Хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ. (п.18)
    Указанная в п.18 документация должна храниться в течение всего срока эксплуатации ГОУ (п.18)
    Согласно ч. 1 ст.30 закона «Об охранен атмосферного воздуха» обязанность соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух возложена только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники.
     
    Т.е, это по сути «зеркалит» исключение №1 из п. 2 Правил.
    Именно при проведении инвентаризации выбросов (п.6 Приказа Минприроды России от 19.11.2021 N 871)  определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (источники выделения, ИВ), и выявляются все стационарные ИЗАВ, в том числе стационарные источники залповых выбросов, и передвижные ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества
     
    По итогам и возникает вопрос, как обеспечить незагрязнение атмосферного воздуха. 
    Нарушение требований при эксплуатации установок очистки газов – повод получить не только предписание, но и административный штраф (по ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ)
     
    Так, АО «___» получило предписание об устранении нарушения (штраф на должностное лицо 2 тыс. руб) штраф на ЮЛ –  20 тыс руб):
    "Согласно проекту нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии для сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при распиловке древесно-цементных плит; на станке местная вытяжная система оборудована фильтром ФЛФ-160 с фильтрующим материалом класса очистки F5 (источник N 0062).
     
    Однако в рамках проверки Общество не представило реестр ГОУ, паспорт ГОУ на источник № 0062.
     
    Суд не принял доводы Общества, что источник № 0062 при распиловке цементно-стружечных плит на станке, расположенном в "холодном" блок - контейнере, для удаления пыли от распиловки местная вентиляционная система оснащена фильтром ФЛФ-160 с фильтрующим материалом класса очистки F5,  воздействие на окружающую среду от источника № 0062, на котором установлен фильтр, незначительное, а данный станок является редко используемым оборудованием.»
    Постановление АС Московского округа от 10.02.2023 N Ф05-582/2023 по делу N А40-95383/2022 (предписание)
    Решение Калужского р/ суда Калужской области от 01.06.2022 по делу N 12-1313/2022 (штаф)
    Решение Калужского р/суда Калужской области от 30.06.2022 по делу N 12-1258/2022 (штраф)
     
     
    ??порой контролирующему органу достаточно раскрыть документы самого Общества, чтоб убедить суд в своей правоте
    То, что «система очистки линии горячего цинкования является неотъемлемой частью технологического оборудования и не осуществляет выбросы вредных веществ непосредственно в атмосферный воздух» контролирующий орган опроверг , процитировав суду: 
    - Отчет по экологическому аудиту законченного строительством объекта - "Техническое перевооружение корпуса под производственный цех…»
    - раздел заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации "Производственный цех по нанесению покрытий методом горячего цинкования"
     
    Решение Самарского областного суда от 15.10.2020 N 21-1439/2020
    10.01.2024, 11:41
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам