Практика оспаривания отказа в выдаче комплексного экологического разрешения
В рубрике #экологическиекейсы Адвокаты по экологическим спорам и проверкам Zharov Group рассказывают об особенностях применения природоохранного законодательства.
Приближаются установленные Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» сроки для подачи заявок и получения комплексного экологического разрешения (далее – КЭР)[1] для объектов I категории[2].
В настоящее время складывается судебная практика по оспариванию немотивированных отказов, где нередко суд встает на сторону хозяйствующих субъектов.
Является ли превышение нормативов допустимых выбросов (далее – НДВ) для водохозяйственного участка третьими лицами основанием для отказа в выдаче КЭР добросовестному предприятию?
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.12.2021 по делу № А27-10907/2021
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по делу № А27-10907/2021
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.06.2022 по делу № А27-10907/2021
Фабула дела. При рассмотрении заявки на получение КЭР Управление Росводресурсов сообщило, что для загрязняющих веществ, указанных в НДС Общества, допустимая масса к сбросу на данном водохозяйственном участке исчерпана другими водопользователями. На основании этой информации Управление Росприроднадзора отказало в выдаче КЭР.
Доводы сторон:
Управление Росприроднадзора: считало требования Общества необоснованными, так как после выдачи КЭР масса сброса загрязняющих веществ превысит НДВ для водохозяйственного участка.
Общество: не является основанием для отказа в выдаче КЭР.
Управление Росводресурсов: поддержало позицию Управления Росприроднадзора.
Позиция суда первой инстанции:
«Третьими лицами осуществляется сброс веществ со значительным превышением (в разы) установленных НДВ для данного водохозяйственного участка и, тем более, установленных НДС для указанных лиц. Допущенные третьими лицами нарушения установленных НДВ по привносу химических и взвешенных минеральных веществ для соответствующих веществ на данном водохозяйственном участке повлекли невозможность для Общества воспользоваться своим правом на получение КЭР, самостоятельно при этом, не допуская каких-либо нарушений.»
«При этом, заявитель никаким образом не имеет возможности исключить нарушения со стороны третьих лиц по превышению НДВ на данном водохозяйственном участке, либо иным образом повлиять на данную ситуацию, что ставит в прямую зависимость возможность ведения деятельности заявителя от поведения третьих лиц, что является недопустимым и нарушающим права заявителя в сфере экономической деятельности и может повлечь прекращение деятельности общества.»
В связи с чем суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, признал отказ Управления Росприроднадзора в выдаче КЭР незаконным и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи КЭР.
По результатам рассмотрения апелляционной и кассационной жалоб Управления Росприроднадзора суды не усмотрели оснований для отмены решения. Подтверждая правильность выводов суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций дополнительно обратили внимание на следующее:
«Оспариваемый отказ Управления Росводресурсов в согласовании заявки общества из-за нарушений НДС на водохозяйственном участке третьими лицами, повлекший за собой отказ Управления Росприроднадзора в выдаче КЭР, не отвечает конституционным принципам равенства и справедливости, фактически означает ущемление (недопустимое ограничение) прав общества в рассматриваемой ситуации.»
По результатам рассмотрения решение суда первой инстанции оставлено без изменений, Управлению Росприроднадзора также отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения Верховным Судом РФ.
[1] Комплексное экологическое разрешение – документ, выдаваемый Росприроднадзором сроком на 7 лет, который содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.
[2] Предприятиям, перечень которых установлен Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154, с суммарным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух более 60 %, с заявкой на получение КЭР необходимо обратиться в срок до 31 декабря 2024 г., а всем остальным предприятиям получить КЭР до 1 января 2025 г.
Автор — Анастасия Каменева, юрист команды Zharov Group.
Практика оспаривания отказа в выдаче комплексного экологического разрешения
В рубрике #экологическиекейсы Адвокаты по экологическим спорам и проверкам Zharov Group рассказывают об особенностях применения природоохранного законодательства.
Приближаются установленные Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» сроки для подачи заявок и получения комплексного экологического разрешения (далее – КЭР)[1] для объектов I категории[2].
В настоящее время складывается судебная практика по оспариванию немотивированных отказов, где нередко суд встает на сторону хозяйствующих субъектов.
Является ли превышение нормативов допустимых выбросов (далее – НДВ) для водохозяйственного участка третьими лицами основанием для отказа в выдаче КЭР добросовестному предприятию?
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.12.2021 по делу № А27-10907/2021
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по делу № А27-10907/2021
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.06.2022 по делу № А27-10907/2021
Фабула дела. При рассмотрении заявки на получение КЭР Управление Росводресурсов сообщило, что для загрязняющих веществ, указанных в НДС Общества, допустимая масса к сбросу на данном водохозяйственном участке исчерпана другими водопользователями. На основании этой информации Управление Росприроднадзора отказало в выдаче КЭР.
Доводы сторон:
Управление Росприроднадзора: считало требования Общества необоснованными, так как после выдачи КЭР масса сброса загрязняющих веществ превысит НДВ для водохозяйственного участка.
Общество: не является основанием для отказа в выдаче КЭР.
Управление Росводресурсов: поддержало позицию Управления Росприроднадзора.
Позиция суда первой инстанции:
«Третьими лицами осуществляется сброс веществ со значительным превышением (в разы) установленных НДВ для данного водохозяйственного участка и, тем более, установленных НДС для указанных лиц. Допущенные третьими лицами нарушения установленных НДВ по привносу химических и взвешенных минеральных веществ для соответствующих веществ на данном водохозяйственном участке повлекли невозможность для Общества воспользоваться своим правом на получение КЭР, самостоятельно при этом, не допуская каких-либо нарушений.»
«При этом, заявитель никаким образом не имеет возможности исключить нарушения со стороны третьих лиц по превышению НДВ на данном водохозяйственном участке, либо иным образом повлиять на данную ситуацию, что ставит в прямую зависимость возможность ведения деятельности заявителя от поведения третьих лиц, что является недопустимым и нарушающим права заявителя в сфере экономической деятельности и может повлечь прекращение деятельности общества.»
В связи с чем суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, признал отказ Управления Росприроднадзора в выдаче КЭР незаконным и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи КЭР.
По результатам рассмотрения апелляционной и кассационной жалоб Управления Росприроднадзора суды не усмотрели оснований для отмены решения. Подтверждая правильность выводов суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций дополнительно обратили внимание на следующее:
«Оспариваемый отказ Управления Росводресурсов в согласовании заявки общества из-за нарушений НДС на водохозяйственном участке третьими лицами, повлекший за собой отказ Управления Росприроднадзора в выдаче КЭР, не отвечает конституционным принципам равенства и справедливости, фактически означает ущемление (недопустимое ограничение) прав общества в рассматриваемой ситуации.»
По результатам рассмотрения решение суда первой инстанции оставлено без изменений, Управлению Росприроднадзора также отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения Верховным Судом РФ.
[1] Комплексное экологическое разрешение – документ, выдаваемый Росприроднадзором сроком на 7 лет, который содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.
[2] Предприятиям, перечень которых установлен Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154, с суммарным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух более 60 %, с заявкой на получение КЭР необходимо обратиться в срок до 31 декабря 2024 г., а всем остальным предприятиям получить КЭР до 1 января 2025 г.
Автор — Анастасия Каменева, юрист команды Zharov Group.