- илонакопитель очистных сооружений Общества включен в состав объекта I категории, эксплуатируется как ОРО; внесен в ГРОРО за № […] с назначением ОРО - хранение отходов;
- согласно ПНООЛР (стр. 9-10):
Два дела про ИЛ
Вместе с телеграмм-каналом Legal Ecology_экология рассмотрим два дела про ИЛ:
1. Размещать в ОРО прекратил… но хранить не перестал. Требуется ли лицензия?
2. Продал по ТУ как продукт, а суд признал утилизацией отхода без лицензии.
Дело первое: размещать в ОРО прекратил… но хранить не перестал. Требуется ли лицензия?
Да, требуется. В отсутствии таковой Общество привлекается судом к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна))
Рассмотрим ситуации на примере судебного дела.
Общество настаивало на том, что на илонакопителе городских очистных сооружений НЕ осуществляется размещение отходов IV класса.
Вернее, оно размещало их с 2011 по 2018 годы на основании лицензии, выданной 14.12.2012 со сроком действия до 01.01.2019.
Далее (с 2019 по 2021) по утверждению Общества осадки ОС не размещали.
Вместе с тем в ходе визуального осмотра РПН установлено: «Одна из секций эксплуатируется, о чем свидетельствуют свежие навалы отходов ила».
Ремарка от автора:
Судом нехорошо воспринимаются противоречия в позиции природопользователя (утверждать сперва «не размещал в 2022», а потом апеллировать к тому, что «пробы брали не со «свежих навалов ила»... Ай-яй-яй!) Доверие и к другим заявлениям данной стороны у суда будет снижаться.
В итоге суд занял сторону РПН и привлек Общество к административной ответственности.
Суд исходил из того, что:
«на объекте размещения отходов – илонакопителе очистных сооружений подлежит размещению отход IV класса опасности: ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод – код ФККО 7 22 201 11 39 4, который образуется на других очистных сооружениях, эксплуатируемых Обществом».
Пробы ЦЛАТИ с илонакопителя показали IV класс опасности.
Собственно, сложно представить себе, на что рассчитывало Общество, у которого 7 лет образовывался отход IV класса и вдруг с окончанием действия лицензии без каких-то изменений в процессе (во всяком случае ни слова об этом в судебных актах нет) отход трансформировался в V клшасс опасности.
И как мне кажется, суд не очень интересовало – размещало ли по факту после 2019 г. Общество осадок в ОРО (илонакопитель) или нет.
Суд, судя по приведенным ниже выдержкам из решения, сделал акцент на том, что по факту объект и на момент рассмотрения спора эксплуатируется, т. к. хранение отхода IV класса продолжается:
«Наличие и хранение указанного отхода также подтверждается обобщенными данными учета в области обращения с отходами»:
«В соответствии с данными отчета по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» СМУП «Горводоканал» за 2021, 2022 год на эксплуатируемом объекте образовались отходы IV класса опасности:
ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод - код ФККО 7 22 201 11 39 4.
2021 год: данный отход находится на хранении в эксплуатируемом ОРО (хранение)- 11458 т. Наличие данного отхода на начало 2021 года указано 11458 тонн, наличие на конец отчетного периода - 11458 т, образование - 0.
2022 год: (аналогичные записи)
Остаточная вместимость эксплуатируемых респондентом объектов хранения отходов - 24388,51 т, 48824 м3»
То, что Общество хранило IV класс, суд не ставил под сомнение.
Помимо документов самого Общества об этом свидетельствовало экспертное заключение ЦЛАТИ [кстати: суд не утверждал, что весь отход такого класса, просто установил факт наличие IV класса в ОРО]:
IV класс опасности установлен «по результатам установленного компонентного состава проб отходов и анализов на острое токсическое действие, проведенных в испытательной лаборатории филиала ЦЛАТИ по Смоленской области, а также расчета класса опасности, выполненного с помощью, разработанной НПП «ЛОГУС» программы «Определение класса опасности отходов. Справочник отходов»»
источник: А62-10989/2023
Дело № 2. Продал по ТУ как продукт, а суд признал утилизацией отхода без лицензии.
По поводу накапливаемого ила есть интересное решение Верховного суда (Постановление Верховного Суда РФ от 10.05.2023 N 89-АД23-2-К7), которым ВС поддержал выводы нижестоящих судов.
Когда Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.20 КоАП (Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)).
Общество пыталось убедить суд, что из ила делало рекультивант и представило описание процесса его изготовления: от момента образования активного ила до реализации изготовленного рекультиванта по ТУ 37.00.20-001-79540627-2019).
Однако суд обратил внимание на то, что такое превращение требует соблюдения норм законодательства об отходах производства и потребления:
"Осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту" (код 7 22 200 00 00 0).
В соответствии с п. 3.1 статьи 3 Требований при рекультивации нарушенных земель, утвержденных ГОСТ Р 54534-2011 от 01.01.2013, осадки сточных вод: Группа отходов, образующихся на сооружениях механической, биологической и физико-химической очистки поверхностных и подземных вод, сточных вод поселений и близких к ним по составу производственных сточных вод.
Согласно пункту 5.1.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168, установлено, что сооружения и установки для обработки осадков природных и сточных вод должны обеспечивать прием и обработку образующихся осадков, их стабилизацию, обезвреживание и обеззараживание с целью последующей утилизации. Вещества и материалы, образующиеся после полного завершения технологического цикла очистки сточных вод, в том числе стабилизации, обезвоживания и обеззараживания осадка и активного ила в иловых картах относятся к отходам.
Согласно п. 4.20 статьи 4 ГОСТ Р 54534-2011 предприятие, на котором образуются осадки сточных вод, ведет учет образовавшихся и использованных для целей рекультивации осадков сточных вод, в том числе переданных другим предприятиям для использования в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами производства и потребления и федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета.
Проектная документация на технологию получения продукта - рекультивант Тюменский, получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы в результате обезвреживания, утилизации отхода IV класса опасности ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, отсутствует.
Лицензия на деятельность по обезвреживанию отходов: ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, которому согласно лабораторным исследования присвоен IV класс опасности отходов, отсутствует.
Логика данного решения применима и в других ситуациях, когда Общество не может «проскочить» стадию образования отхода и превращается в «утилизатора без лицензии».
- илонакопитель очистных сооружений Общества включен в состав объекта I категории, эксплуатируется как ОРО; внесен в ГРОРО за № […] с назначением ОРО - хранение отходов;
- согласно ПНООЛР (стр. 9-10):
Два дела про ИЛ
Вместе с телеграмм-каналом Legal Ecology_экология рассмотрим два дела про ИЛ:
1. Размещать в ОРО прекратил… но хранить не перестал. Требуется ли лицензия?
2. Продал по ТУ как продукт, а суд признал утилизацией отхода без лицензии.
Дело первое: размещать в ОРО прекратил… но хранить не перестал. Требуется ли лицензия?
Да, требуется. В отсутствии таковой Общество привлекается судом к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна))
Рассмотрим ситуации на примере судебного дела.
Общество настаивало на том, что на илонакопителе городских очистных сооружений НЕ осуществляется размещение отходов IV класса.
Вернее, оно размещало их с 2011 по 2018 годы на основании лицензии, выданной 14.12.2012 со сроком действия до 01.01.2019.
Далее (с 2019 по 2021) по утверждению Общества осадки ОС не размещали.
Вместе с тем в ходе визуального осмотра РПН установлено: «Одна из секций эксплуатируется, о чем свидетельствуют свежие навалы отходов ила».
Ремарка от автора:
Судом нехорошо воспринимаются противоречия в позиции природопользователя (утверждать сперва «не размещал в 2022», а потом апеллировать к тому, что «пробы брали не со «свежих навалов ила»... Ай-яй-яй!) Доверие и к другим заявлениям данной стороны у суда будет снижаться.
В итоге суд занял сторону РПН и привлек Общество к административной ответственности.
Суд исходил из того, что:
«на объекте размещения отходов – илонакопителе очистных сооружений подлежит размещению отход IV класса опасности: ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод – код ФККО 7 22 201 11 39 4, который образуется на других очистных сооружениях, эксплуатируемых Обществом».
Пробы ЦЛАТИ с илонакопителя показали IV класс опасности.
Собственно, сложно представить себе, на что рассчитывало Общество, у которого 7 лет образовывался отход IV класса и вдруг с окончанием действия лицензии без каких-то изменений в процессе (во всяком случае ни слова об этом в судебных актах нет) отход трансформировался в V клшасс опасности.
И как мне кажется, суд не очень интересовало – размещало ли по факту после 2019 г. Общество осадок в ОРО (илонакопитель) или нет.
Суд, судя по приведенным ниже выдержкам из решения, сделал акцент на том, что по факту объект и на момент рассмотрения спора эксплуатируется, т. к. хранение отхода IV класса продолжается:
«Наличие и хранение указанного отхода также подтверждается обобщенными данными учета в области обращения с отходами»:
«В соответствии с данными отчета по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» СМУП «Горводоканал» за 2021, 2022 год на эксплуатируемом объекте образовались отходы IV класса опасности:
ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод - код ФККО 7 22 201 11 39 4.
2021 год: данный отход находится на хранении в эксплуатируемом ОРО (хранение)- 11458 т. Наличие данного отхода на начало 2021 года указано 11458 тонн, наличие на конец отчетного периода - 11458 т, образование - 0.
2022 год: (аналогичные записи)
Остаточная вместимость эксплуатируемых респондентом объектов хранения отходов - 24388,51 т, 48824 м3»
То, что Общество хранило IV класс, суд не ставил под сомнение.
Помимо документов самого Общества об этом свидетельствовало экспертное заключение ЦЛАТИ [кстати: суд не утверждал, что весь отход такого класса, просто установил факт наличие IV класса в ОРО]:
IV класс опасности установлен «по результатам установленного компонентного состава проб отходов и анализов на острое токсическое действие, проведенных в испытательной лаборатории филиала ЦЛАТИ по Смоленской области, а также расчета класса опасности, выполненного с помощью, разработанной НПП «ЛОГУС» программы «Определение класса опасности отходов. Справочник отходов»»
источник: А62-10989/2023
Дело № 2. Продал по ТУ как продукт, а суд признал утилизацией отхода без лицензии.
По поводу накапливаемого ила есть интересное решение Верховного суда (Постановление Верховного Суда РФ от 10.05.2023 N 89-АД23-2-К7), которым ВС поддержал выводы нижестоящих судов.
Когда Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.20 КоАП (Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)).
Общество пыталось убедить суд, что из ила делало рекультивант и представило описание процесса его изготовления: от момента образования активного ила до реализации изготовленного рекультиванта по ТУ 37.00.20-001-79540627-2019).
Однако суд обратил внимание на то, что такое превращение требует соблюдения норм законодательства об отходах производства и потребления:
"Осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту" (код 7 22 200 00 00 0).
В соответствии с п. 3.1 статьи 3 Требований при рекультивации нарушенных земель, утвержденных ГОСТ Р 54534-2011 от 01.01.2013, осадки сточных вод: Группа отходов, образующихся на сооружениях механической, биологической и физико-химической очистки поверхностных и подземных вод, сточных вод поселений и близких к ним по составу производственных сточных вод.
Согласно пункту 5.1.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168, установлено, что сооружения и установки для обработки осадков природных и сточных вод должны обеспечивать прием и обработку образующихся осадков, их стабилизацию, обезвреживание и обеззараживание с целью последующей утилизации. Вещества и материалы, образующиеся после полного завершения технологического цикла очистки сточных вод, в том числе стабилизации, обезвоживания и обеззараживания осадка и активного ила в иловых картах относятся к отходам.
Согласно п. 4.20 статьи 4 ГОСТ Р 54534-2011 предприятие, на котором образуются осадки сточных вод, ведет учет образовавшихся и использованных для целей рекультивации осадков сточных вод, в том числе переданных другим предприятиям для использования в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами производства и потребления и федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета.
Проектная документация на технологию получения продукта - рекультивант Тюменский, получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы в результате обезвреживания, утилизации отхода IV класса опасности ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, отсутствует.
Лицензия на деятельность по обезвреживанию отходов: ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, которому согласно лабораторным исследования присвоен IV класс опасности отходов, отсутствует.
Логика данного решения применима и в других ситуациях, когда Общество не может «проскочить» стадию образования отхода и превращается в «утилизатора без лицензии».