До обязательного получения КЭР остается 162 дня. КЭР? Нет, не слышали
21 июля 2024 года исполнилось ровно 10 лет, как был принят федеральный закон о КЭР (комплексное экологическое разрешение). В честь юбилейной даты Гриниум провел исследование: во сколько раз увеличится поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), если «забывчивый» бизнес не начнет активно шевелиться; какие будут последствия для ленивых; в каких регионах наиболее дисциплинированные природопользователи, а в каких они проигнорировали законодательную обязанность получить экологическое разрешение при осуществлении своей деятельности.
По состоянию на 22 июля 2024 года всего комплексных экологических разрешений выдано на 879 из порядка 6 тысяч объектов I категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
За первое полугодие 2024 года количество выданных разрешений (458 КЭР) превысило в 1,5 раза результат 2023 года (295 КЭР), и в 7,5 раз результат 2022 года (61 КЭР). Однако даже кратное увеличение полученных разрешений составляет на данный момент только 15 % от общего числа объектов, которым требуется КЭР.
Менее полугода остается на получение КЭР тем, кто еще не успел это сделать за прошедшие 10 лет. Напомним, что до 1 января 2025 года КЭР обязаны получить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, относящихся к области применения наилучших доступных технологий.
В ст. 8.47 КоАП РФ сказано, что за отсутствие проектной документации и несоблюдение экологического законодательства предусмотрены административные наказания в виде штрафов и (или) приостановки деятельности предприятия до трех месяцев. При этом оплата штрафа не освобождает предприятие от обязанности получения разрешения. В случае получения предписания помимо штрафа на организацию возлагается обязанность в кратчайшие сроки осуществить подачу заявки на КЭР.
Еще один неприятный сюрприз для предприятий, не получивших КЭР, может ждать в 2026 году при подготовке Декларации платы за НВОС и дальнейшем внесении платы НВОС с повышающим коэффициентом 100 для выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и коэффициентом 25 за захоронение отходов.
Разберем на примере, чем это грозит предприятию, которое обязано получить КЭР, но по каким-либо причинам не получит его до наступления указанного срока.
Допустим, что у предприятия N размер платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в 2023 году составил 23 млн рублей. В 2024 году обязанности по наличию КЭР у предприятия нет, следовательно, и размер платы за НВОС не увеличится. А вот плата за 2025 год, в случае отсутствия КЭР, будет увеличена в 100-кратном размере, то есть предприятие N обязано будет заплатить 23 млн х 100 = 2,3 млрд руб. Насколько подобная сумма обязательного платежа окажет негативное влияние на дальнейшую деятельность предприятия? Вплоть до полного прекращения его существования.
100-кратное увеличение платы за НВОС послужило основанием провести анализ ситуации с КЭР и оценить прогноз потенциальной платы для предприятий-загрязнителей, не выполняющих в настоящее время требования законодательства по охране окружающей среды.
До обязательного получения КЭР остается 162 дня. КЭР? Нет, не слышали
21 июля 2024 года исполнилось ровно 10 лет, как был принят федеральный закон о КЭР (комплексное экологическое разрешение). В честь юбилейной даты Гриниум провел исследование: во сколько раз увеличится поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), если «забывчивый» бизнес не начнет активно шевелиться; какие будут последствия для ленивых; в каких регионах наиболее дисциплинированные природопользователи, а в каких они проигнорировали законодательную обязанность получить экологическое разрешение при осуществлении своей деятельности.
По состоянию на 22 июля 2024 года всего комплексных экологических разрешений выдано на 879 из порядка 6 тысяч объектов I категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
За первое полугодие 2024 года количество выданных разрешений (458 КЭР) превысило в 1,5 раза результат 2023 года (295 КЭР), и в 7,5 раз результат 2022 года (61 КЭР). Однако даже кратное увеличение полученных разрешений составляет на данный момент только 15 % от общего числа объектов, которым требуется КЭР.
Менее полугода остается на получение КЭР тем, кто еще не успел это сделать за прошедшие 10 лет. Напомним, что до 1 января 2025 года КЭР обязаны получить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, относящихся к области применения наилучших доступных технологий.
В ст. 8.47 КоАП РФ сказано, что за отсутствие проектной документации и несоблюдение экологического законодательства предусмотрены административные наказания в виде штрафов и (или) приостановки деятельности предприятия до трех месяцев. При этом оплата штрафа не освобождает предприятие от обязанности получения разрешения. В случае получения предписания помимо штрафа на организацию возлагается обязанность в кратчайшие сроки осуществить подачу заявки на КЭР.
Еще один неприятный сюрприз для предприятий, не получивших КЭР, может ждать в 2026 году при подготовке Декларации платы за НВОС и дальнейшем внесении платы НВОС с повышающим коэффициентом 100 для выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и коэффициентом 25 за захоронение отходов.
Разберем на примере, чем это грозит предприятию, которое обязано получить КЭР, но по каким-либо причинам не получит его до наступления указанного срока.
Допустим, что у предприятия N размер платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в 2023 году составил 23 млн рублей. В 2024 году обязанности по наличию КЭР у предприятия нет, следовательно, и размер платы за НВОС не увеличится. А вот плата за 2025 год, в случае отсутствия КЭР, будет увеличена в 100-кратном размере, то есть предприятие N обязано будет заплатить 23 млн х 100 = 2,3 млрд руб. Насколько подобная сумма обязательного платежа окажет негативное влияние на дальнейшую деятельность предприятия? Вплоть до полного прекращения его существования.
100-кратное увеличение платы за НВОС послужило основанием провести анализ ситуации с КЭР и оценить прогноз потенциальной платы для предприятий-загрязнителей, не выполняющих в настоящее время требования законодательства по охране окружающей среды.