Неприменение повышающего коэффициента при расчете платы за НВОС в отсутствие разрешительной документации
Неприменение повышающего коэффициента при расчете платы за НВОС в отсутствие разрешительной документации при добросовестности Предприятия
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) взимается, в частности, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
П. 5 ст. 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, в частности, применение при исчислении платы за НВОС коэффициента 100 за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду (далее – ДВОС) для объектов II категории такие объем или массу.
Как следует из п. 33 Правил исчисления платы за НВОС № 881, при отсутствии комплексных экологических разрешений (для объектов I категории), непредставлении (несвоевременном представлении) ДВОС плата за НВОС за выбросы, сбросы осуществляется с применением коэффициента Кпр, равного 100. Аналогичные положения содержались и в действующих ранее Правилах № 255.
При этом согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от 01.04.2021 № 310-ЭС21-2390 по делу № А83- 3255/2018, повышающий коэффициент не может быть применён к добросовестным природопользователям, принимающим меры к получению указанного разрешения и имеющих соответствующее разрешение в предыдущем периоде.
Какие факторы учитываются судом в качестве доказательства добросовестности субъекта, исключающей применение повышающего коэффициента к плате за НВОС при отсутствии разрешительной документации?
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.2024 по делу № А32-39462/2022.
Фабула дела: Предприятие обратилось в Арбитражный суд с иском к Управлению Росприроднадзора о признании недействительным требования о доначислении платы за НВОС с применением коэффициента 100.
Доводы сторон:
Предприятие: Управление неправомерно произвело перерасчет платы за НВОС с применением коэффициента 100.
Управление: Предприятие неправомерно рассчитало плату с применением коэффициента 1 для организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения, должно внести плату за НВОС с применением коэффициента 100, поскольку у Предприятия отсутствует разрешительная документация для объектов I, II категории.
Позиция суда:
Суд установил, что:
– очистные сооружения закреплены за Предприятием на праве хозяйственного ведения. Согласно актам приема-передачи имущества муниципальные органы при передаче имущества не представили разрешительную документацию в области охраны окружающей среды;
– Предприятием осуществляется реконструкция эксплуатируемых очистных сооружений, разработана и согласована документация на строительство очистных сооружений с применением новых технологий обработки сточных вод, в составе которой предусмотрена разработка и согласование необходимой экологической документации;
– Предприятием разработаны и утверждены планы снижения сбросов;
– для разработки и утверждения НДС реализован первый этап по установлению гидрологических характеристик водного объекта, что предусмотрено Методикой № 1118.
– Предприятие получило решение о предоставлении водного объекта в пользование в конце 2022 г. после получения двух мотивированных отказов в 2020 и в 2021 гг., следовательно, разработка ДВОС для объекта II категории на момент исчисления платы не представлялась возможной по независящим от Предприятия причинам.
С учетом указанных обстоятельств суд пришел к выводу, что Предприятием приняты все возможные меры для получения разрешительных документов.
Применение Управлением повышающего коэффициента является мерой воздействия на Предприятие при отсутствии вины самого Предприятия.
Поведение Предприятия как участника правоотношений является добросовестным и соответствующим правилам и обычаям поведения участников гражданского оборота.
Суд пришел к выводу, что Предприятие правомерно рассчитало плату за НВОС без учета повышающего коэффициента и удовлетворил иск о признании требования Управления о доначислении платы недействительным.
Вывод:
Повышающий коэффициент к плате за НВОС при отсутствии разрешительной документации может быть не применен в случае добросовестности природопользователя, которая подтверждается деятельностью природопользователя, направленной на получение разрешительной документации, реконструкцию и строительство объектов, направленных на снижение негативного воздействия (например, очистных сооружений), а также в случае, если разрешительная документация отсутствует не по вине природопользователя.
При этом довод о добросовестности природопользователя не всегда принимается судами.
Так, не является аргументом в пользу добросовестности неполучение территориальным органом Росприроднадзора ДВОС почтовым отправлением в случае, если декларация не была доставлена по причине неверного указания адреса Управления (Постановление 3 ААС от 19.03.2024 по делу № А74-628/2022).
В решении от 13.05.2022 по делу № А48-8804/2021 АС Орловской области отклонил довод Предприятия о невозможности применения повышающего коэффициента к добросовестному природопользователю (Предприятие с 2020 г. ведет активную работу по подготовке заявки на получение комплексного экологического разрешения, сократило сбросы загрязняющих веществ), указав, что осуществление мероприятий, предусмотренных планом снижения сбросов, не освобождает Предприятие от обязанности уплачивать законно установленную плату за НВОС.
Неприменение повышающего коэффициента при расчете платы за НВОС в отсутствие разрешительной документации
Неприменение повышающего коэффициента при расчете платы за НВОС в отсутствие разрешительной документации при добросовестности Предприятия
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) взимается, в частности, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
П. 5 ст. 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, в частности, применение при исчислении платы за НВОС коэффициента 100 за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду (далее – ДВОС) для объектов II категории такие объем или массу.
Как следует из п. 33 Правил исчисления платы за НВОС № 881, при отсутствии комплексных экологических разрешений (для объектов I категории), непредставлении (несвоевременном представлении) ДВОС плата за НВОС за выбросы, сбросы осуществляется с применением коэффициента Кпр, равного 100. Аналогичные положения содержались и в действующих ранее Правилах № 255.
При этом согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от 01.04.2021 № 310-ЭС21-2390 по делу № А83- 3255/2018, повышающий коэффициент не может быть применён к добросовестным природопользователям, принимающим меры к получению указанного разрешения и имеющих соответствующее разрешение в предыдущем периоде.
Какие факторы учитываются судом в качестве доказательства добросовестности субъекта, исключающей применение повышающего коэффициента к плате за НВОС при отсутствии разрешительной документации?
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.2024 по делу № А32-39462/2022.
Фабула дела: Предприятие обратилось в Арбитражный суд с иском к Управлению Росприроднадзора о признании недействительным требования о доначислении платы за НВОС с применением коэффициента 100.
Доводы сторон:
Предприятие: Управление неправомерно произвело перерасчет платы за НВОС с применением коэффициента 100.
Управление: Предприятие неправомерно рассчитало плату с применением коэффициента 1 для организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения, должно внести плату за НВОС с применением коэффициента 100, поскольку у Предприятия отсутствует разрешительная документация для объектов I, II категории.
Позиция суда:
Суд установил, что:
– очистные сооружения закреплены за Предприятием на праве хозяйственного ведения. Согласно актам приема-передачи имущества муниципальные органы при передаче имущества не представили разрешительную документацию в области охраны окружающей среды;
– Предприятием осуществляется реконструкция эксплуатируемых очистных сооружений, разработана и согласована документация на строительство очистных сооружений с применением новых технологий обработки сточных вод, в составе которой предусмотрена разработка и согласование необходимой экологической документации;
– Предприятием разработаны и утверждены планы снижения сбросов;
– для разработки и утверждения НДС реализован первый этап по установлению гидрологических характеристик водного объекта, что предусмотрено Методикой № 1118.
– Предприятие получило решение о предоставлении водного объекта в пользование в конце 2022 г. после получения двух мотивированных отказов в 2020 и в 2021 гг., следовательно, разработка ДВОС для объекта II категории на момент исчисления платы не представлялась возможной по независящим от Предприятия причинам.
С учетом указанных обстоятельств суд пришел к выводу, что Предприятием приняты все возможные меры для получения разрешительных документов.
Применение Управлением повышающего коэффициента является мерой воздействия на Предприятие при отсутствии вины самого Предприятия.
Поведение Предприятия как участника правоотношений является добросовестным и соответствующим правилам и обычаям поведения участников гражданского оборота.
Суд пришел к выводу, что Предприятие правомерно рассчитало плату за НВОС без учета повышающего коэффициента и удовлетворил иск о признании требования Управления о доначислении платы недействительным.
Вывод:
Повышающий коэффициент к плате за НВОС при отсутствии разрешительной документации может быть не применен в случае добросовестности природопользователя, которая подтверждается деятельностью природопользователя, направленной на получение разрешительной документации, реконструкцию и строительство объектов, направленных на снижение негативного воздействия (например, очистных сооружений), а также в случае, если разрешительная документация отсутствует не по вине природопользователя.
При этом довод о добросовестности природопользователя не всегда принимается судами.
Так, не является аргументом в пользу добросовестности неполучение территориальным органом Росприроднадзора ДВОС почтовым отправлением в случае, если декларация не была доставлена по причине неверного указания адреса Управления (Постановление 3 ААС от 19.03.2024 по делу № А74-628/2022).
В решении от 13.05.2022 по делу № А48-8804/2021 АС Орловской области отклонил довод Предприятия о невозможности применения повышающего коэффициента к добросовестному природопользователю (Предприятие с 2020 г. ведет активную работу по подготовке заявки на получение комплексного экологического разрешения, сократило сбросы загрязняющих веществ), указав, что осуществление мероприятий, предусмотренных планом снижения сбросов, не освобождает Предприятие от обязанности уплачивать законно установленную плату за НВОС.