Когда лицензии по заготовке, хранению, переработке и реализации черных и цветных металлов недостаточно?

    /upl/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202024-09-25%20081953.jpg

    Вместе с телеграм-каналом Legal Ecology_экология https://t.me/legal_ecology разбираемся: когда лицензии по заготовке, хранению, переработке и реализации черных и цветных металлов недостаточно?

    11.06.2024 АС Челябинской области вынес решение по делу А76-12613/2024.

    Суд отказал Росприроднадзору в привлечении к административной ответственности генерального директора, но только потому, что истек срока давности… При этом с фактом нарушения суд согласился.

    РПН провел выездную проверку с 15.01.2024 по 26.01.2024, 27.02.2024 - протокол в отношении генерального директора ООО […].

    РПН просил Суд  привлечь генерального директора к ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)".

    Сразу обозначим, что из материалов дела следует:

    ООО […] имеет действующую лицензию/разрешение [№…от…] на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации черных и цветных металлов. Но РПН считает, что [Общество] осуществляет деятельность по утилизации отходов IV класса опасности (лома и отходов черных и цветных металлов) по адресу: […], при этом не имея лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обеззараживанию, размещению отходов I-V классов опасности.

    В ходе выездной проверки:

    • осуществлен натурный осмотр производственной площадки;
    • выявлена печь электрошлакового переплава (ЭШМ), являющаяся неотъемлемой частью технологического процесса, заключающегося в переплавке лома и отходов черных и цветных металлов с целью получения ферросплавов различных фракций (готовой продукции);
    • технология описана в Программе производственного экологического контроля, утвержденной Генеральным директором ООО "[…] в 2023 году, согласно которой в качестве шихтовых материалов при выплавке ферротитана используются, в том числе лом и отходы черных и цветных металлов.

    Как мотивировал требование РПН: если коротко, то терминологией Положения о лицензировании (№ 980) и Закона об отходах (№ 89-ФЗ).

    Подробнее: в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденным ППР от 28.05.2022 № 980:

    "заготовка" - приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе, его последующая сортировка и отбор;

    "хранение" - временное содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов в месте осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями, установленными Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения; 

    "переработка" - процессы измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов;

    "реализация" - отчуждение заготовленного лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

    А Общество применяет технологический процесс (переплавка (выплавка) в печи), который не предусмотрен этим Положением (№ 980).

    В Положении нет деятельности по обращению с отходами черных и цветных металлов.

    Зато данный процесс (переплавка (выплавка) в печи) подпадает под понятие утилизации отходов, установленного Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ, согласно которому утилизация отходов - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

    Лом и отходы черных и цветных металлов включены в ФККО (4 60 000 00 00 0). Следовательно, деятельность по обращению с ломом и отходами черных и цветных металлов подлежит лицензированию в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности, утвержденным Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290.

    Как уже отмечено в начале поста, суд согласился с РПН, но установил факт пропуска срока привлечения к административной ответственности:

    в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности составляет 90 дней, и исчисляется этот срок с момента обнаружения.

    Обнаружено нарушение было 24.01.2024. Рассмотрение дела было 11.06.2024.  

    Позиция суда по этому вопросу:

    частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен общий 90-дневный срок давности привлечения к административной ответственности по делам, рассматриваемым судом.

    Положения части 2 статьи 14.1 КоАП РФ регулируют правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

    В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 № 3-П привлечение к административной ответственности (по ст. 14.1 КоАП) предполагается именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.

    Похожие дела:

    в деле N А43-33186/2023 (постановление апелляции 24.04.2024) Общество спасло от привлечения к ответственности по ч. 2 ст.  4.1 КоАП за аналогичное правонарушение – истечение срока давности.

    А вот в этом деле (А55-29455/2023 ) МВД России по Волжскому району провело проверку Общества, установив, что на пункте металл приема сотрудник К. принял аккумулятор. Составили протокол и также обратились в суд за привлечением к ответственности по ст. 14.1 КоАП. Суд первой инстанции привлек, однако апелляция отменила за недостаточностью доказательств. Сомнения суда опирались на следующее:

    • работник (К.) подтвердил, что приобрел аккумулятор за собственные денежные средства и для своих личных нужд;
    • в ходе проверки никаких больше аккумуляторов и т.п., кроме приобретенного К. для себя, обнаружено не было;
    • эти заявления подтверждаются бухгалтерской отчетностью Общества, по которой прием какого-либо аккумулятора не проходит, что не оспаривается и О МВД России по Волжскому району.

    В том случае, если вам интересно мнение Минприроды по работе с ломом, предлагаю ознакомиться с письмом Минприроды России от 09.11.2020 N 25-50/14385-ОГ , в котором МПТ отметил:

    в случае, если природопользователь классифицирует отходы, указанные в обращении, как отход производства, деятельность по обращению с данными отходами подлежит регулированию Законом N 89-ФЗ.

     

    25.09.2024, 08:19

    Когда лицензии по заготовке, хранению, переработке и реализации черных и цветных металлов недостаточно?

    /upl/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202024-09-25%20081953.jpg

    Вместе с телеграм-каналом Legal Ecology_экология https://t.me/legal_ecology разбираемся: когда лицензии по заготовке, хранению, переработке и реализации черных и цветных металлов недостаточно?

    11.06.2024 АС Челябинской области вынес решение по делу А76-12613/2024.

    Суд отказал Росприроднадзору в привлечении к административной ответственности генерального директора, но только потому, что истек срока давности… При этом с фактом нарушения суд согласился.

    РПН провел выездную проверку с 15.01.2024 по 26.01.2024, 27.02.2024 - протокол в отношении генерального директора ООО […].

    РПН просил Суд  привлечь генерального директора к ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)".

    Сразу обозначим, что из материалов дела следует:

    ООО […] имеет действующую лицензию/разрешение [№…от…] на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации черных и цветных металлов. Но РПН считает, что [Общество] осуществляет деятельность по утилизации отходов IV класса опасности (лома и отходов черных и цветных металлов) по адресу: […], при этом не имея лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обеззараживанию, размещению отходов I-V классов опасности.

    В ходе выездной проверки:

    • осуществлен натурный осмотр производственной площадки;
    • выявлена печь электрошлакового переплава (ЭШМ), являющаяся неотъемлемой частью технологического процесса, заключающегося в переплавке лома и отходов черных и цветных металлов с целью получения ферросплавов различных фракций (готовой продукции);
    • технология описана в Программе производственного экологического контроля, утвержденной Генеральным директором ООО "[…] в 2023 году, согласно которой в качестве шихтовых материалов при выплавке ферротитана используются, в том числе лом и отходы черных и цветных металлов.

    Как мотивировал требование РПН: если коротко, то терминологией Положения о лицензировании (№ 980) и Закона об отходах (№ 89-ФЗ).

    Подробнее: в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденным ППР от 28.05.2022 № 980:

    "заготовка" - приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе, его последующая сортировка и отбор;

    "хранение" - временное содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов в месте осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями, установленными Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения; 

    "переработка" - процессы измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов;

    "реализация" - отчуждение заготовленного лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

    А Общество применяет технологический процесс (переплавка (выплавка) в печи), который не предусмотрен этим Положением (№ 980).

    В Положении нет деятельности по обращению с отходами черных и цветных металлов.

    Зато данный процесс (переплавка (выплавка) в печи) подпадает под понятие утилизации отходов, установленного Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ, согласно которому утилизация отходов - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

    Лом и отходы черных и цветных металлов включены в ФККО (4 60 000 00 00 0). Следовательно, деятельность по обращению с ломом и отходами черных и цветных металлов подлежит лицензированию в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности, утвержденным Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290.

    Как уже отмечено в начале поста, суд согласился с РПН, но установил факт пропуска срока привлечения к административной ответственности:

    в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности составляет 90 дней, и исчисляется этот срок с момента обнаружения.

    Обнаружено нарушение было 24.01.2024. Рассмотрение дела было 11.06.2024.  

    Позиция суда по этому вопросу:

    частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен общий 90-дневный срок давности привлечения к административной ответственности по делам, рассматриваемым судом.

    Положения части 2 статьи 14.1 КоАП РФ регулируют правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

    В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 № 3-П привлечение к административной ответственности (по ст. 14.1 КоАП) предполагается именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.

    Похожие дела:

    в деле N А43-33186/2023 (постановление апелляции 24.04.2024) Общество спасло от привлечения к ответственности по ч. 2 ст.  4.1 КоАП за аналогичное правонарушение – истечение срока давности.

    А вот в этом деле (А55-29455/2023 ) МВД России по Волжскому району провело проверку Общества, установив, что на пункте металл приема сотрудник К. принял аккумулятор. Составили протокол и также обратились в суд за привлечением к ответственности по ст. 14.1 КоАП. Суд первой инстанции привлек, однако апелляция отменила за недостаточностью доказательств. Сомнения суда опирались на следующее:

    • работник (К.) подтвердил, что приобрел аккумулятор за собственные денежные средства и для своих личных нужд;
    • в ходе проверки никаких больше аккумуляторов и т.п., кроме приобретенного К. для себя, обнаружено не было;
    • эти заявления подтверждаются бухгалтерской отчетностью Общества, по которой прием какого-либо аккумулятора не проходит, что не оспаривается и О МВД России по Волжскому району.

    В том случае, если вам интересно мнение Минприроды по работе с ломом, предлагаю ознакомиться с письмом Минприроды России от 09.11.2020 N 25-50/14385-ОГ , в котором МПТ отметил:

    в случае, если природопользователь классифицирует отходы, указанные в обращении, как отход производства, деятельность по обращению с данными отходами подлежит регулированию Законом N 89-ФЗ.

     

    25.09.2024, 08:19
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам