- осуществлен натурный осмотр производственной площадки;
- выявлена печь электрошлакового переплава (ЭШМ), являющаяся неотъемлемой частью технологического процесса, заключающегося в переплавке лома и отходов черных и цветных металлов с целью получения ферросплавов различных фракций (готовой продукции);
- технология описана в Программе производственного экологического контроля, утвержденной Генеральным директором ООО "[…] в 2023 году, согласно которой в качестве шихтовых материалов при выплавке ферротитана используются, в том числе лом и отходы черных и цветных металлов.
- работник (К.) подтвердил, что приобрел аккумулятор за собственные денежные средства и для своих личных нужд;
- в ходе проверки никаких больше аккумуляторов и т.п., кроме приобретенного К. для себя, обнаружено не было;
- эти заявления подтверждаются бухгалтерской отчетностью Общества, по которой прием какого-либо аккумулятора не проходит, что не оспаривается и О МВД России по Волжскому району.
Когда лицензии по заготовке, хранению, переработке и реализации черных и цветных металлов недостаточно?
Вместе с телеграм-каналом Legal Ecology_экология https://t.me/legal_ecology разбираемся: когда лицензии по заготовке, хранению, переработке и реализации черных и цветных металлов недостаточно?
11.06.2024 АС Челябинской области вынес решение по делу А76-12613/2024.
Суд отказал Росприроднадзору в привлечении к административной ответственности генерального директора, но только потому, что истек срока давности… При этом с фактом нарушения суд согласился.
РПН провел выездную проверку с 15.01.2024 по 26.01.2024, 27.02.2024 - протокол в отношении генерального директора ООО […].
РПН просил Суд привлечь генерального директора к ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)".
Сразу обозначим, что из материалов дела следует:
ООО […] имеет действующую лицензию/разрешение [№…от…] на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации черных и цветных металлов. Но РПН считает, что [Общество] осуществляет деятельность по утилизации отходов IV класса опасности (лома и отходов черных и цветных металлов) по адресу: […], при этом не имея лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обеззараживанию, размещению отходов I-V классов опасности.
В ходе выездной проверки:
Как мотивировал требование РПН: если коротко, то терминологией Положения о лицензировании (№ 980) и Закона об отходах (№ 89-ФЗ).
Подробнее: в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденным ППР от 28.05.2022 № 980:
"заготовка" - приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе, его последующая сортировка и отбор;
"хранение" - временное содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов в месте осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями, установленными Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения;
"переработка" - процессы измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов;
"реализация" - отчуждение заготовленного лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
А Общество применяет технологический процесс (переплавка (выплавка) в печи), который не предусмотрен этим Положением (№ 980).
В Положении нет деятельности по обращению с отходами черных и цветных металлов.
Зато данный процесс (переплавка (выплавка) в печи) подпадает под понятие утилизации отходов, установленного Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ, согласно которому утилизация отходов - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Лом и отходы черных и цветных металлов включены в ФККО (4 60 000 00 00 0). Следовательно, деятельность по обращению с ломом и отходами черных и цветных металлов подлежит лицензированию в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности, утвержденным Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290.
Как уже отмечено в начале поста, суд согласился с РПН, но установил факт пропуска срока привлечения к административной ответственности:
в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности составляет 90 дней, и исчисляется этот срок с момента обнаружения.
Обнаружено нарушение было 24.01.2024. Рассмотрение дела было 11.06.2024.
Позиция суда по этому вопросу:
частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен общий 90-дневный срок давности привлечения к административной ответственности по делам, рассматриваемым судом.
Положения части 2 статьи 14.1 КоАП РФ регулируют правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 № 3-П привлечение к административной ответственности (по ст. 14.1 КоАП) предполагается именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Похожие дела:
в деле N А43-33186/2023 (постановление апелляции 24.04.2024) Общество спасло от привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 4.1 КоАП за аналогичное правонарушение – истечение срока давности.
А вот в этом деле (А55-29455/2023 ) МВД России по Волжскому району провело проверку Общества, установив, что на пункте металл приема сотрудник К. принял аккумулятор. Составили протокол и также обратились в суд за привлечением к ответственности по ст. 14.1 КоАП. Суд первой инстанции привлек, однако апелляция отменила за недостаточностью доказательств. Сомнения суда опирались на следующее:
В том случае, если вам интересно мнение Минприроды по работе с ломом, предлагаю ознакомиться с письмом Минприроды России от 09.11.2020 N 25-50/14385-ОГ , в котором МПТ отметил:
в случае, если природопользователь классифицирует отходы, указанные в обращении, как отход производства, деятельность по обращению с данными отходами подлежит регулированию Законом N 89-ФЗ.
- осуществлен натурный осмотр производственной площадки;
- выявлена печь электрошлакового переплава (ЭШМ), являющаяся неотъемлемой частью технологического процесса, заключающегося в переплавке лома и отходов черных и цветных металлов с целью получения ферросплавов различных фракций (готовой продукции);
- технология описана в Программе производственного экологического контроля, утвержденной Генеральным директором ООО "[…] в 2023 году, согласно которой в качестве шихтовых материалов при выплавке ферротитана используются, в том числе лом и отходы черных и цветных металлов.
- работник (К.) подтвердил, что приобрел аккумулятор за собственные денежные средства и для своих личных нужд;
- в ходе проверки никаких больше аккумуляторов и т.п., кроме приобретенного К. для себя, обнаружено не было;
- эти заявления подтверждаются бухгалтерской отчетностью Общества, по которой прием какого-либо аккумулятора не проходит, что не оспаривается и О МВД России по Волжскому району.
Когда лицензии по заготовке, хранению, переработке и реализации черных и цветных металлов недостаточно?
Вместе с телеграм-каналом Legal Ecology_экология https://t.me/legal_ecology разбираемся: когда лицензии по заготовке, хранению, переработке и реализации черных и цветных металлов недостаточно?
11.06.2024 АС Челябинской области вынес решение по делу А76-12613/2024.
Суд отказал Росприроднадзору в привлечении к административной ответственности генерального директора, но только потому, что истек срока давности… При этом с фактом нарушения суд согласился.
РПН провел выездную проверку с 15.01.2024 по 26.01.2024, 27.02.2024 - протокол в отношении генерального директора ООО […].
РПН просил Суд привлечь генерального директора к ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)".
Сразу обозначим, что из материалов дела следует:
ООО […] имеет действующую лицензию/разрешение [№…от…] на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации черных и цветных металлов. Но РПН считает, что [Общество] осуществляет деятельность по утилизации отходов IV класса опасности (лома и отходов черных и цветных металлов) по адресу: […], при этом не имея лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обеззараживанию, размещению отходов I-V классов опасности.
В ходе выездной проверки:
Как мотивировал требование РПН: если коротко, то терминологией Положения о лицензировании (№ 980) и Закона об отходах (№ 89-ФЗ).
Подробнее: в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденным ППР от 28.05.2022 № 980:
"заготовка" - приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе, его последующая сортировка и отбор;
"хранение" - временное содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов в месте осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями, установленными Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения;
"переработка" - процессы измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов;
"реализация" - отчуждение заготовленного лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
А Общество применяет технологический процесс (переплавка (выплавка) в печи), который не предусмотрен этим Положением (№ 980).
В Положении нет деятельности по обращению с отходами черных и цветных металлов.
Зато данный процесс (переплавка (выплавка) в печи) подпадает под понятие утилизации отходов, установленного Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ, согласно которому утилизация отходов - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Лом и отходы черных и цветных металлов включены в ФККО (4 60 000 00 00 0). Следовательно, деятельность по обращению с ломом и отходами черных и цветных металлов подлежит лицензированию в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности, утвержденным Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290.
Как уже отмечено в начале поста, суд согласился с РПН, но установил факт пропуска срока привлечения к административной ответственности:
в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности составляет 90 дней, и исчисляется этот срок с момента обнаружения.
Обнаружено нарушение было 24.01.2024. Рассмотрение дела было 11.06.2024.
Позиция суда по этому вопросу:
частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен общий 90-дневный срок давности привлечения к административной ответственности по делам, рассматриваемым судом.
Положения части 2 статьи 14.1 КоАП РФ регулируют правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 № 3-П привлечение к административной ответственности (по ст. 14.1 КоАП) предполагается именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Похожие дела:
в деле N А43-33186/2023 (постановление апелляции 24.04.2024) Общество спасло от привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 4.1 КоАП за аналогичное правонарушение – истечение срока давности.
А вот в этом деле (А55-29455/2023 ) МВД России по Волжскому району провело проверку Общества, установив, что на пункте металл приема сотрудник К. принял аккумулятор. Составили протокол и также обратились в суд за привлечением к ответственности по ст. 14.1 КоАП. Суд первой инстанции привлек, однако апелляция отменила за недостаточностью доказательств. Сомнения суда опирались на следующее:
В том случае, если вам интересно мнение Минприроды по работе с ломом, предлагаю ознакомиться с письмом Минприроды России от 09.11.2020 N 25-50/14385-ОГ , в котором МПТ отметил:
в случае, если природопользователь классифицирует отходы, указанные в обращении, как отход производства, деятельность по обращению с данными отходами подлежит регулированию Законом N 89-ФЗ.