Делает ли полностью недействительной ДВОС наличие замечаний со стороны Управления Росприроднадзора к одному из разделов декларации?
В соответствии с п.1 ст.31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты II категории, за исключением объектов II категории, в отношении которых получено комплексное экологическое разрешение, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (далее – ДВОС).
ДВОС должна включать, в частности, декларируемые объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов.
Как следует из п.п.15, 18 Правил № 881 при непредставлении (несвоевременном представлении) ДВОС лица, обязанные вносить плату, эксплуатирующие объекты II категории, при расчете платы применяют повышающие коэффициенты.
При этом законодательством не предусмотрено процедур согласования, утверждения, направления замечаний к ДВОС надзорными органами.
Однако на практике при наличии замечаний к ДВОС она может быть признана Управлением Росприроднадзора непредставленной. Как в таком случае будет рассчитываться плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС)?
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.06.2024 по делу № А05-15340/2023.
Постановление 14 ААС от 13.09.2024 по делу № А05-15340/2023.
Фабула дела: Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Общества задолженности по плате за НВОС.
Доводы сторон:
Общество: Управлением при расчете платы неправомерно применены повышающие коэффициенты к плате за НВОС, применимые при отсутствии ДВОС. Управлением решение об отмене или признания недействительной ДВОС не выносилось.
Управление: В нарушение положений Правил № 891 Обществом в проекте НДС приложенном к ДВОС проведены оценка и обоснование сброса в водный объект не по всем необходимым веществам. В связи с чем ДВОС не соответствует нормам природоохранного законодательства, а следовательно не может использоваться в качестве действующей разрешительной документации, в связи с чем Управлением произведено доначисление платы с применением повышающих коэффициентов.
Ранее Обществу было выдано предписание устранить нарушения, выразившиеся в представлении ДВОС с нарушением требований к ее заполнению. Предписание в рамках дела А05-521/2022 было признано арбитражным судом законным.
Позиция суда первой инстанции:
Суд указал, что выявление неверного заполнения ДВОС влечет взимание платы как за сверхлимитное воздействие (так как воздействие фактически осуществляется с превышением в отсутствие нормативов), следовательно исчисление платы должно производиться с применением повышающих коэффициентов.
ДВОС является единым разрешительным документом, о чем свидетельствует также то, что уточнение и дополнение ранее поданной ДВОС действующим законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах плата за НВОС подлежит доначислению с применением повышающих коэффициентов, равных: 100 – для разделов 1, 2 декларации о плате, 25 – для раздела 3 декларации о плате.
Судом первой инстанции требования Управления удовлетворены.
Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Вывод:
Если у Управления Росприроднадзора есть замечания к ДВОС, такая декларация считается непредставленной, что влечет доначисление платы за НВОС по всем осуществляемым на объекте видам негативного воздействия, в т.ч. по тем, к декларированию которых у надзорного органа замечаний не было.
В связи с этим необходимо отслеживать статус ДВОС в Личном кабинете природопользователя – если при проверке ДВОС сотрудник Росприроднадзора обнаружит ошибки, ей будет присвоен статус «Отклонена». После устранения замечаний ДВОС необходимо представить заново.
Делает ли полностью недействительной ДВОС наличие замечаний со стороны Управления Росприроднадзора к одному из разделов декларации?
В соответствии с п.1 ст.31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты II категории, за исключением объектов II категории, в отношении которых получено комплексное экологическое разрешение, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (далее – ДВОС).
ДВОС должна включать, в частности, декларируемые объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов.
Как следует из п.п.15, 18 Правил № 881 при непредставлении (несвоевременном представлении) ДВОС лица, обязанные вносить плату, эксплуатирующие объекты II категории, при расчете платы применяют повышающие коэффициенты.
При этом законодательством не предусмотрено процедур согласования, утверждения, направления замечаний к ДВОС надзорными органами.
Однако на практике при наличии замечаний к ДВОС она может быть признана Управлением Росприроднадзора непредставленной. Как в таком случае будет рассчитываться плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС)?
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.06.2024 по делу № А05-15340/2023.
Постановление 14 ААС от 13.09.2024 по делу № А05-15340/2023.
Фабула дела: Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Общества задолженности по плате за НВОС.
Доводы сторон:
Общество: Управлением при расчете платы неправомерно применены повышающие коэффициенты к плате за НВОС, применимые при отсутствии ДВОС. Управлением решение об отмене или признания недействительной ДВОС не выносилось.
Управление: В нарушение положений Правил № 891 Обществом в проекте НДС приложенном к ДВОС проведены оценка и обоснование сброса в водный объект не по всем необходимым веществам. В связи с чем ДВОС не соответствует нормам природоохранного законодательства, а следовательно не может использоваться в качестве действующей разрешительной документации, в связи с чем Управлением произведено доначисление платы с применением повышающих коэффициентов.
Ранее Обществу было выдано предписание устранить нарушения, выразившиеся в представлении ДВОС с нарушением требований к ее заполнению. Предписание в рамках дела А05-521/2022 было признано арбитражным судом законным.
Позиция суда первой инстанции:
Суд указал, что выявление неверного заполнения ДВОС влечет взимание платы как за сверхлимитное воздействие (так как воздействие фактически осуществляется с превышением в отсутствие нормативов), следовательно исчисление платы должно производиться с применением повышающих коэффициентов.
ДВОС является единым разрешительным документом, о чем свидетельствует также то, что уточнение и дополнение ранее поданной ДВОС действующим законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах плата за НВОС подлежит доначислению с применением повышающих коэффициентов, равных: 100 – для разделов 1, 2 декларации о плате, 25 – для раздела 3 декларации о плате.
Судом первой инстанции требования Управления удовлетворены.
Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Вывод:
Если у Управления Росприроднадзора есть замечания к ДВОС, такая декларация считается непредставленной, что влечет доначисление платы за НВОС по всем осуществляемым на объекте видам негативного воздействия, в т.ч. по тем, к декларированию которых у надзорного органа замечаний не было.
В связи с этим необходимо отслеживать статус ДВОС в Личном кабинете природопользователя – если при проверке ДВОС сотрудник Росприроднадзора обнаружит ошибки, ей будет присвоен статус «Отклонена». После устранения замечаний ДВОС необходимо представить заново.