Процедура привлечения к административной ответственности по ряду статей упростилась

    /upl/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202024-10-02%20100416.jpg

    Вместе с телеграм-каналом Legal Ecology_экология https://t.me/legal_ecology напоминаем: процедура привлечения к административной ответственности по ряду статей упростилась.

     

    У РПН появились новые возможности – именно так можно охарактеризовать поправки в КоАП, о которых пойдет речь ниже.  Поэтому будет не лишним здесь и сейчас проговорить некоторые составы правонарушений.

    Само дополнение ст. 28.1 КоАП частью 3.6 вряд ли можно назвать случайным, как и напоминание РПН (на своем сайте), что эта поправка вступила в силу с 19.08.2024 (речь о законе от 08.08.2024 № 242-ФЗ) rpn.gov.ru выглядит как «последнее китайское предупреждение».

    В чем изменения?

    С 19.08.2024 не требуется предварительное проведение контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом для возбуждения дел об административных правонарушениях, которые выражаются в совершении следующих действий (бездействии):

    • невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) – ст. 8.41 КоАП; 

    • неуплата в установленный срок экологического сбора – ст. 8.41.1;

    • непредставление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров – ч. 1 ст. 8.5.1;

    • несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров – ч. 1 ст. 8.5.1;

    • непредставление деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров – ч. 1 ст. 8.5.1;

    • несвоевременное представление деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров – ч. 1 ст. 8.5.1;

    • представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в неполном объеме – ч. 2 ст. 8.5.1;

    • представление деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров в неполном объеме – ч. 2 ст. 8.5.1;

    • представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, содержащей недостоверные сведения, – ч. 2 ст. 8.5.1;

    Итак: РПН не нужно проводить документарные проверки, выездные проверки (ни плановые, ни внеплановые).

    Дела по вышеуказанным административным правонарушениям могут быть возбуждены, если в материалах, имеющихся или поступивших в Росприроднадзор или его территориальные органы, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

    С момента составления протокола (ч. 4 ст. 28.1 КоАП) дело об административном правонарушении считается возбужденным.

    Остановимся на плате за НВОС ст. 8.41 КоАП.

    Допустим, у РПН нет информации о поступлении платы за НВОС, а по сроку должна была быть – это уже основание составить протокол об административном правонарушении. 

    Вспомним матчасть:

    • плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (ч. 3 ст. 16.4 Закона №7-ФЗ);

    • отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС (за исключением истории, когда побочных продуктов производства признаются отходами, п. 1.1 ст. 16.4 закона 7-ФЗ) признается календарный год;

    • плату за атмосферные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в водные объекты надо вносить по месту нахождения стационарно источника, а за размещение отходов – по месту их размещения (ч. 1 ст. 16.4 № 7-ФЗ).

    В случаях, когда стационарный источник загрязнения расположен на территории одного субъекта Российской Федерации, но фактически негативное воздействие на окружающую среду оказывается им на территории другого субъекта РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту государственного учета стационарного источника загрязнения (письмо Росприроднадзора от 19.06.2020 № АА-03-02-32/18933).

    Обособленное подразделение юридического лица (филиал или представительство) самостоятельным плательщиком платы не является и вправе осуществлять уплату платежей от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии доверенности у руководителя обособленного подразделения со всеми необходимыми полномочиями (письмо Росприроднадзора от 05.10.2010 № СМ-06-01-31/7167).

    Не по тем реквизитам заплатили НВОС, не по тому «месту нахождения»?

    Эта ошибка образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП. Т. е. помимо того что нужно будет заплатить по «правильному» месту/реквизитам, еще придется заплатить пеню и… штраф:

    на должностных лиц в размере от 3 до 6 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

    Но ст. 8.41 КоАП – это про просрочку, а вот если причиной «недовнесения платы» стало искажение данных, например, при осуществлении ПЭК, то это уже ст. 8.5 КоАП и другие штрафы: 

     

    «…статьей 8.5 КоАП определено, что сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение данных, полученных при осуществлении ПЭК, полной и достоверной информации, содержащейся в том числе в Декларации, влечет за собой применение мер административного воздействия» (письмо МПР от 14 августа 2023 г. N 19-47/30095).

    Обязательно задавайтесь вопросом: действительно ли имеет место состав вменяемого правонарушения?

    Если вы уверены, что состава нет, стоит задуматься над обжалованием, т. к. за административкой последует требование о плате за НВОС. НО если понимаете, что РПН прав, то задумайтесь, стоит ли спорить, ведь каждый день спора увеличивает долг предприятия.

    Если РПН считает, что имеет место несвоевременная или неполная оплата, то он выставит требование:

    • о перечислении суммы долга (платы за НВОС);

    • о перечислении пени за несвоевременное и неполное внесение платы (неустойки по день фактического исполнения обязательства) – п.70 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881.

    Размер пени 

    1/300 ключевой ставки Центрабанка, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2 % за каждый день просрочки. 

    Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки.

    Период начисления пени

    С даты, когда возникла обязанности по внесению платы за негативное воздействие до даты погашения задолженности (п. 53 ППРФ 881).

    При неисполнении требования в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, РПН начинает процедуру взыскания платы за негативное воздействие в судебном порядке.

    Видите, как все стремительно?!

    Поэтому поговорим немного и о процессуальной стороне.

    Как обжаловать постановление РПН о привлечении к административной ответственности?

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП).

    ДЕСЯТЬ СУТОК! НЕ ДНЕЙ! (ст. 4.8 КоАП). Если последний день срока пришелся на выходной – он не переносится!

    Куда подавать жалобу

    Если смотреть только в КоАП, то можно запутаться:

    п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП говорит:

    вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

    Но п. 3 ст. 30.1 КоАП делает исключение:

    Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в Арбитражный суд.

    Мы бы не стали тратить ваше время на этот разбор вариантов, если б не отказы в принятии жалоб и как следствие пропуск срока на обжалования из-за этой путаницы.

    Обращение именно в Арбитражный суд будет не лишним обосновать

    Опирайтесь в заявлении на позицию Пленума Верховного суда Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) – пункт 33.

    «Порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело».

    Суть позиции сводится к тому, что:

    • если привлекают должностное лицо, то нужно обжаловать в суд общей юрисдикции;

    • если привлекают юрлицо, нужно обжаловать в Арбитражный суд. 

    Обязательно сошлитесь на этот пункт Пленума (бывает, что и в судах иногда о нем забывают) и обязательно подчеркните, что обязанность платить НВОС – у юридического лица имела место именно в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности. 

     

    02.10.2024, 10:04

    Процедура привлечения к административной ответственности по ряду статей упростилась

    /upl/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202024-10-02%20100416.jpg

    Вместе с телеграм-каналом Legal Ecology_экология https://t.me/legal_ecology напоминаем: процедура привлечения к административной ответственности по ряду статей упростилась.

     

    У РПН появились новые возможности – именно так можно охарактеризовать поправки в КоАП, о которых пойдет речь ниже.  Поэтому будет не лишним здесь и сейчас проговорить некоторые составы правонарушений.

    Само дополнение ст. 28.1 КоАП частью 3.6 вряд ли можно назвать случайным, как и напоминание РПН (на своем сайте), что эта поправка вступила в силу с 19.08.2024 (речь о законе от 08.08.2024 № 242-ФЗ) rpn.gov.ru выглядит как «последнее китайское предупреждение».

    В чем изменения?

    С 19.08.2024 не требуется предварительное проведение контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом для возбуждения дел об административных правонарушениях, которые выражаются в совершении следующих действий (бездействии):

    • невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) – ст. 8.41 КоАП; 

    • неуплата в установленный срок экологического сбора – ст. 8.41.1;

    • непредставление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров – ч. 1 ст. 8.5.1;

    • несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров – ч. 1 ст. 8.5.1;

    • непредставление деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров – ч. 1 ст. 8.5.1;

    • несвоевременное представление деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров – ч. 1 ст. 8.5.1;

    • представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в неполном объеме – ч. 2 ст. 8.5.1;

    • представление деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров в неполном объеме – ч. 2 ст. 8.5.1;

    • представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, содержащей недостоверные сведения, – ч. 2 ст. 8.5.1;

    Итак: РПН не нужно проводить документарные проверки, выездные проверки (ни плановые, ни внеплановые).

    Дела по вышеуказанным административным правонарушениям могут быть возбуждены, если в материалах, имеющихся или поступивших в Росприроднадзор или его территориальные органы, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

    С момента составления протокола (ч. 4 ст. 28.1 КоАП) дело об административном правонарушении считается возбужденным.

    Остановимся на плате за НВОС ст. 8.41 КоАП.

    Допустим, у РПН нет информации о поступлении платы за НВОС, а по сроку должна была быть – это уже основание составить протокол об административном правонарушении. 

    Вспомним матчасть:

    • плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (ч. 3 ст. 16.4 Закона №7-ФЗ);

    • отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС (за исключением истории, когда побочных продуктов производства признаются отходами, п. 1.1 ст. 16.4 закона 7-ФЗ) признается календарный год;

    • плату за атмосферные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в водные объекты надо вносить по месту нахождения стационарно источника, а за размещение отходов – по месту их размещения (ч. 1 ст. 16.4 № 7-ФЗ).

    В случаях, когда стационарный источник загрязнения расположен на территории одного субъекта Российской Федерации, но фактически негативное воздействие на окружающую среду оказывается им на территории другого субъекта РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту государственного учета стационарного источника загрязнения (письмо Росприроднадзора от 19.06.2020 № АА-03-02-32/18933).

    Обособленное подразделение юридического лица (филиал или представительство) самостоятельным плательщиком платы не является и вправе осуществлять уплату платежей от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии доверенности у руководителя обособленного подразделения со всеми необходимыми полномочиями (письмо Росприроднадзора от 05.10.2010 № СМ-06-01-31/7167).

    Не по тем реквизитам заплатили НВОС, не по тому «месту нахождения»?

    Эта ошибка образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП. Т. е. помимо того что нужно будет заплатить по «правильному» месту/реквизитам, еще придется заплатить пеню и… штраф:

    на должностных лиц в размере от 3 до 6 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

    Но ст. 8.41 КоАП – это про просрочку, а вот если причиной «недовнесения платы» стало искажение данных, например, при осуществлении ПЭК, то это уже ст. 8.5 КоАП и другие штрафы: 

     

    «…статьей 8.5 КоАП определено, что сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение данных, полученных при осуществлении ПЭК, полной и достоверной информации, содержащейся в том числе в Декларации, влечет за собой применение мер административного воздействия» (письмо МПР от 14 августа 2023 г. N 19-47/30095).

    Обязательно задавайтесь вопросом: действительно ли имеет место состав вменяемого правонарушения?

    Если вы уверены, что состава нет, стоит задуматься над обжалованием, т. к. за административкой последует требование о плате за НВОС. НО если понимаете, что РПН прав, то задумайтесь, стоит ли спорить, ведь каждый день спора увеличивает долг предприятия.

    Если РПН считает, что имеет место несвоевременная или неполная оплата, то он выставит требование:

    • о перечислении суммы долга (платы за НВОС);

    • о перечислении пени за несвоевременное и неполное внесение платы (неустойки по день фактического исполнения обязательства) – п.70 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881.

    Размер пени 

    1/300 ключевой ставки Центрабанка, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2 % за каждый день просрочки. 

    Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки.

    Период начисления пени

    С даты, когда возникла обязанности по внесению платы за негативное воздействие до даты погашения задолженности (п. 53 ППРФ 881).

    При неисполнении требования в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, РПН начинает процедуру взыскания платы за негативное воздействие в судебном порядке.

    Видите, как все стремительно?!

    Поэтому поговорим немного и о процессуальной стороне.

    Как обжаловать постановление РПН о привлечении к административной ответственности?

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП).

    ДЕСЯТЬ СУТОК! НЕ ДНЕЙ! (ст. 4.8 КоАП). Если последний день срока пришелся на выходной – он не переносится!

    Куда подавать жалобу

    Если смотреть только в КоАП, то можно запутаться:

    п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП говорит:

    вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

    Но п. 3 ст. 30.1 КоАП делает исключение:

    Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в Арбитражный суд.

    Мы бы не стали тратить ваше время на этот разбор вариантов, если б не отказы в принятии жалоб и как следствие пропуск срока на обжалования из-за этой путаницы.

    Обращение именно в Арбитражный суд будет не лишним обосновать

    Опирайтесь в заявлении на позицию Пленума Верховного суда Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) – пункт 33.

    «Порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело».

    Суть позиции сводится к тому, что:

    • если привлекают должностное лицо, то нужно обжаловать в суд общей юрисдикции;

    • если привлекают юрлицо, нужно обжаловать в Арбитражный суд. 

    Обязательно сошлитесь на этот пункт Пленума (бывает, что и в судах иногда о нем забывают) и обязательно подчеркните, что обязанность платить НВОС – у юридического лица имела место именно в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности. 

     

    02.10.2024, 10:04
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам