Является ли вывоз отходов со строительной площадки на протяжении более 6 месяцев критерием ее отнесения к III категории?

    /upl/Group%20899_3.png

    Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС), подразделяются на 4 категории (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

    Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III, IV категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (далее – Критерии № 2398).

    Критерием отнесения объекта к III категории является осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства (далее – ОКС) продолжительностью более 6 месяцев (подп. 3 п. 6 Критериев № 2398).

    В свою очередь осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству ОКС продолжительностью менее 6 месяцев является критерием отнесения такого объекта к IV категории (п. 11 Критериев № 2398).

    Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет хозяйствующими субъектами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах (п. 1 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

    Таким образом, осуществлять постановку объекта на государственный учет обязано лицо, эксплуатирующее данный объект.

    Следовательно, постановку на государственный учет строительной площадки должно осуществлять лицо, фактически осуществляющее работы по строительству. Данная позиция также подтверждается письмом Росприроднадзора от 01.02.2021 № МК-02-02-34/2531.

    Осуществление строительных работ влечет негативное воздействие на окружающую среду, за которое взимается плата.

    Плату за НВОС обязаны вносить хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

    Следовательно, от продолжительности строительства ОКС зависит наличие или отсутствие обязанности по плате за НВОС.

    Продолжительность строительства, по мнению Минприроды России, должна определяться соответствующей проектной документацией на ОКС (письмо Минприроды России от 15.04.2021 № 12-50/4954-ОГ).

    При этом, как указывалось выше, постановку на государственный учет объектов НВОС и внесение платы осуществляет лицо, фактически осуществляющее деятельность на объекте. 

    Однако на строительных площадках деятельность по строительству может осуществляться несколькими подрядными организациями с разной продолжительностью работ.

    Является ли в данном в таком случае строительная площадка объектом III категории?

     

    Постановление 11ААС от 03.09.2024 по делу № А65-23117/2022.

    Фабула дела: Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Общества задолженности по плате за НВОС.

    Доводы сторон: 

    Управление: переданные на размещение строительные отходы принадлежат Обществу на праве собственности, в связи с чем на нем лежит обязанность по плате за НВОС.

    Общество: строительные отходы образованы множеством субподрядных организаций, Общество лишь заключило договор на их вывоз.

    Позиция суда первой инстанции

    Суд первой инстанции пришел к выводу, что право собственности Общества на отходы не доказано, следовательно, обязанность по внесению платы за НВОС отсутствует.

    В удовлетворении требований отказано.

    Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения.

    Позиция суда кассационной инстанции

    Суд кассационной инстанции указал, что суды нижестоящих инстанций фактически освободили Общество от какой-либо ответственности за размещение отходов, при этом Общество наряду с другими подрядчиками производило определенные работы на указанных стройплощадках и складировало образовывающиеся при этом отходы в общие контейнеры.

    Дело направлено на новое рассмотрение.

    Позиция суда первой инстанции (новое рассмотрение)

    При новом рассмотрении суд первой инстанции указал, что Обществом непосредственное выполнение строительных работ не производилось.

    Общество осуществляло уборку образующихся строительных отходов. Договором обязанность по внесению платы за НВОС на Общество заказчиком не делегирована.

    Суд отклонил довод Управления о том, что стройплощадка относится к III категории, указав, что в Критериях № 2398 речь идет не о продолжительности строительства самого объекта, а об осуществлении на объекте конкретной организацией деятельности по строительству ОКС.

    Акты выполненных работ по вывозу отходов в период с 01.11.2020 по 31.10.2021 сами по себе не свидетельствуют о том, что Общество осуществляло свою деятельность на объектах весь этот указанный период, поскольку транспортирующая организация вывозила образующиеся на объектах отходы самостоятельно без участия Общества. 

    Суд удовлетворил требования частично (в части суммы, признанной Обществом и указанной в декларации о плате).

    Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

    Вывод: 

    Критерием отнесения строительной площадки к III категории является осуществление деятельности по строительству конкретной организацией, на которую в данном случае возлагаются обязанности по государственному учету объекта и внесению платы за НВОС.

    Судом также отклонил довод о вывозе отходов на протяжении более 6 месяцев как критерии отнесения объекта к III категории.

    При этом необходимо учитывать, что также распространена судебная практика, в которой суды делают вывод об отнесении строительной площадки к III категории на основании вывоза отходов на протяжении более 6 месяцев (решение АС Республики Татарстан от 17.02.2023 по делу № А65-25266/2022).

     
    17.10.2024, 12:13

    Является ли вывоз отходов со строительной площадки на протяжении более 6 месяцев критерием ее отнесения к III категории?

    /upl/Group%20899_3.png

    Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС), подразделяются на 4 категории (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

    Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III, IV категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (далее – Критерии № 2398).

    Критерием отнесения объекта к III категории является осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства (далее – ОКС) продолжительностью более 6 месяцев (подп. 3 п. 6 Критериев № 2398).

    В свою очередь осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству ОКС продолжительностью менее 6 месяцев является критерием отнесения такого объекта к IV категории (п. 11 Критериев № 2398).

    Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет хозяйствующими субъектами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах (п. 1 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

    Таким образом, осуществлять постановку объекта на государственный учет обязано лицо, эксплуатирующее данный объект.

    Следовательно, постановку на государственный учет строительной площадки должно осуществлять лицо, фактически осуществляющее работы по строительству. Данная позиция также подтверждается письмом Росприроднадзора от 01.02.2021 № МК-02-02-34/2531.

    Осуществление строительных работ влечет негативное воздействие на окружающую среду, за которое взимается плата.

    Плату за НВОС обязаны вносить хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

    Следовательно, от продолжительности строительства ОКС зависит наличие или отсутствие обязанности по плате за НВОС.

    Продолжительность строительства, по мнению Минприроды России, должна определяться соответствующей проектной документацией на ОКС (письмо Минприроды России от 15.04.2021 № 12-50/4954-ОГ).

    При этом, как указывалось выше, постановку на государственный учет объектов НВОС и внесение платы осуществляет лицо, фактически осуществляющее деятельность на объекте. 

    Однако на строительных площадках деятельность по строительству может осуществляться несколькими подрядными организациями с разной продолжительностью работ.

    Является ли в данном в таком случае строительная площадка объектом III категории?

     

    Постановление 11ААС от 03.09.2024 по делу № А65-23117/2022.

    Фабула дела: Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Общества задолженности по плате за НВОС.

    Доводы сторон: 

    Управление: переданные на размещение строительные отходы принадлежат Обществу на праве собственности, в связи с чем на нем лежит обязанность по плате за НВОС.

    Общество: строительные отходы образованы множеством субподрядных организаций, Общество лишь заключило договор на их вывоз.

    Позиция суда первой инстанции

    Суд первой инстанции пришел к выводу, что право собственности Общества на отходы не доказано, следовательно, обязанность по внесению платы за НВОС отсутствует.

    В удовлетворении требований отказано.

    Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения.

    Позиция суда кассационной инстанции

    Суд кассационной инстанции указал, что суды нижестоящих инстанций фактически освободили Общество от какой-либо ответственности за размещение отходов, при этом Общество наряду с другими подрядчиками производило определенные работы на указанных стройплощадках и складировало образовывающиеся при этом отходы в общие контейнеры.

    Дело направлено на новое рассмотрение.

    Позиция суда первой инстанции (новое рассмотрение)

    При новом рассмотрении суд первой инстанции указал, что Обществом непосредственное выполнение строительных работ не производилось.

    Общество осуществляло уборку образующихся строительных отходов. Договором обязанность по внесению платы за НВОС на Общество заказчиком не делегирована.

    Суд отклонил довод Управления о том, что стройплощадка относится к III категории, указав, что в Критериях № 2398 речь идет не о продолжительности строительства самого объекта, а об осуществлении на объекте конкретной организацией деятельности по строительству ОКС.

    Акты выполненных работ по вывозу отходов в период с 01.11.2020 по 31.10.2021 сами по себе не свидетельствуют о том, что Общество осуществляло свою деятельность на объектах весь этот указанный период, поскольку транспортирующая организация вывозила образующиеся на объектах отходы самостоятельно без участия Общества. 

    Суд удовлетворил требования частично (в части суммы, признанной Обществом и указанной в декларации о плате).

    Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

    Вывод: 

    Критерием отнесения строительной площадки к III категории является осуществление деятельности по строительству конкретной организацией, на которую в данном случае возлагаются обязанности по государственному учету объекта и внесению платы за НВОС.

    Судом также отклонил довод о вывозе отходов на протяжении более 6 месяцев как критерии отнесения объекта к III категории.

    При этом необходимо учитывать, что также распространена судебная практика, в которой суды делают вывод об отнесении строительной площадки к III категории на основании вывоза отходов на протяжении более 6 месяцев (решение АС Республики Татарстан от 17.02.2023 по делу № А65-25266/2022).

     
    17.10.2024, 12:13
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам