-
На каких условиях ООО «Предприятие», имея договор исключительно с ООО «Перевозчик», может обеспечить безопасное для окружающей среды обращение с отходами?
-
В случае передачи права собственности на отходы от ООО «Предприятие» к ООО «Перевозчик» (если конечная цель – размещение) кто должен вносить плату НВОС?
-
Если плату НВОС обязано вносить ООО «Перевозчик», то как ООО «Предприятие» отразит это в своей декларации НВОС, ведь он, в любом случае, остается отходообразователем?
Какие отходы относят к ТКО и как оформить безопасное с ними обращение, чтобы инспектор не имел замечаний?
ООО «Предприятие» имеет договор на транспортирование отходов IV-V классов опасности, не относящихся к ТКО, с ООО «Перевозчик». Информация о конечной цели транспортирования отходов и о передаче права собственности в договоре отсутствует. По факту, ООО «Перевозчик» вывозит отходы на полигон для размещения (захоронения). Плату НВОС вносит ООО «Предприятие». При проверке инспектором вынесено замечание, что ООО «Предприятие» не обеспечивает безопасное для окружающей среды обращение с отходами.
Вопросы:
!Прошу разъяснить, правомерна ли позиция инспектора:
- виды отходов Мусор и смет производственных помещений малоопасный 7 33 210 01 72 4;
- Смет с территории гаража, автостоянки малоопасный 7 33 310 01 71 4;
- Смет с территории предприятия практически неопасный 7 33 390 02 71 5;
- Мусор и смет от уборки складских помещений практически неопасный 7 33 220 02 72 5 относятся к ТКО.
Основание — все отходы, без исключения, входящие в блок «7 33 000 00 00 0 Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным» относятся к ТКО. Имеется ли какой-либо документ, разъясняющий, какие виды отходов относятся к ТКО?
На вопрос отвечает Ю.О. Белянина, юрист ООО «Дельфи»
Поскольку отходы образовались в результате деятельности ООО «Предприятие», обязанность по компенсации НВОС не может быть возложена на иное лицо в связи с переходом права собственности на указанные отходы (ст. ст. 3, 16, 16.1, 16.3, 16.4 Закона № 7-ФЗ, ст. ст. 1, 4, 18, п. п.1, 4 ст. 23 Закона №89-ФЗ, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в определении от 10.12.2002 № 284-О, и Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в определении от 11.06.2015 № 309-КГ15-1809 и решении от 09.02.2016 № АКПИ15-1379).
Согласно ст. 16 Закона №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с п. 8 ст. 51.1 Закона №7-ФЗ, хранение вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления в соответствии со ст. 23.5 Закона № 2395-I «О недрах».
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881 (далее — Порядок).
Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов.
Таким образом, ООО «Предприятие» является природопользователем, на которого возложена обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов — это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В силу ст. 4 Закона об отходах право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договоров (ст. 210 ГК РФ). К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П по делу о проверке конституционности ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» было указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду — имея в виду публично-правовую природу данного платежа — должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в указанном постановлении, с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут — с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена у ООО «Предприятие» только лишь в связи с заключением договора по транспортированию отходов и возникнуть у ООО «Перевозчик», которому соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов не передавались.
Иной подход противоречит принципам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, принципу платности природопользования и необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленным ст. 3 и 16 Закона об охране окружающей среды, и не будет обеспечивать должную защиту окружающей среды от негативного на нее воздействия, компенсацию причиненного ей вреда, а следовательно, право граждан на благоприятную окружающую среду.
Позиция, изложенная Конституционным судом РФ, реализуется судами до настоящего времени, так, например, постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.02.2021 № Ф02-6676/2020 по делу № А74-13893/2019 было указано, что обязанность по компенсации НВОС не может быть возложена на иное лицо в связи с переходом права собственности на указанные отходы.
! Статьей 1 Закона № 89-ФЗ определено, что ТКО являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях, в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Специального документа, который бы регламентировал какие именно отходы отнесены к ТКО, а какие нет не существует. Ранее выпущенные Росприроднадзором РФ разъяснения от 06.12.2017 №АА-10-04- 36/26733, согласно которым к ТКО относятся все виды отходов подтипа «Отходы коммунальные твердые» (код 731 000 00 00 0), а также другие отходы типа «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО, было отменено Письмом Росприроднадзора от 15.09.2022 № СР-11-01-31/32440 «О направлении информации».
Однако, исходя из неоднократно высказываемой Минприроды России позиции, основанной на вышеизложенной логике Закона №89-ФЗ, смет с прилегающей территории предприятия, гаража, автозаправочных станций, смет от уборки складских помещений и т.д. не является ТКО.
-
На каких условиях ООО «Предприятие», имея договор исключительно с ООО «Перевозчик», может обеспечить безопасное для окружающей среды обращение с отходами?
-
В случае передачи права собственности на отходы от ООО «Предприятие» к ООО «Перевозчик» (если конечная цель – размещение) кто должен вносить плату НВОС?
-
Если плату НВОС обязано вносить ООО «Перевозчик», то как ООО «Предприятие» отразит это в своей декларации НВОС, ведь он, в любом случае, остается отходообразователем?
Какие отходы относят к ТКО и как оформить безопасное с ними обращение, чтобы инспектор не имел замечаний?
ООО «Предприятие» имеет договор на транспортирование отходов IV-V классов опасности, не относящихся к ТКО, с ООО «Перевозчик». Информация о конечной цели транспортирования отходов и о передаче права собственности в договоре отсутствует. По факту, ООО «Перевозчик» вывозит отходы на полигон для размещения (захоронения). Плату НВОС вносит ООО «Предприятие». При проверке инспектором вынесено замечание, что ООО «Предприятие» не обеспечивает безопасное для окружающей среды обращение с отходами.
Вопросы:
!Прошу разъяснить, правомерна ли позиция инспектора:
- виды отходов Мусор и смет производственных помещений малоопасный 7 33 210 01 72 4;
- Смет с территории гаража, автостоянки малоопасный 7 33 310 01 71 4;
- Смет с территории предприятия практически неопасный 7 33 390 02 71 5;
- Мусор и смет от уборки складских помещений практически неопасный 7 33 220 02 72 5 относятся к ТКО.
Основание — все отходы, без исключения, входящие в блок «7 33 000 00 00 0 Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным» относятся к ТКО. Имеется ли какой-либо документ, разъясняющий, какие виды отходов относятся к ТКО?
На вопрос отвечает Ю.О. Белянина, юрист ООО «Дельфи»
Поскольку отходы образовались в результате деятельности ООО «Предприятие», обязанность по компенсации НВОС не может быть возложена на иное лицо в связи с переходом права собственности на указанные отходы (ст. ст. 3, 16, 16.1, 16.3, 16.4 Закона № 7-ФЗ, ст. ст. 1, 4, 18, п. п.1, 4 ст. 23 Закона №89-ФЗ, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в определении от 10.12.2002 № 284-О, и Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в определении от 11.06.2015 № 309-КГ15-1809 и решении от 09.02.2016 № АКПИ15-1379).
Согласно ст. 16 Закона №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с п. 8 ст. 51.1 Закона №7-ФЗ, хранение вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления в соответствии со ст. 23.5 Закона № 2395-I «О недрах».
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881 (далее — Порядок).
Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов.
Таким образом, ООО «Предприятие» является природопользователем, на которого возложена обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов — это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В силу ст. 4 Закона об отходах право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договоров (ст. 210 ГК РФ). К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П по делу о проверке конституционности ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» было указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду — имея в виду публично-правовую природу данного платежа — должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в указанном постановлении, с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут — с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена у ООО «Предприятие» только лишь в связи с заключением договора по транспортированию отходов и возникнуть у ООО «Перевозчик», которому соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов не передавались.
Иной подход противоречит принципам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, принципу платности природопользования и необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленным ст. 3 и 16 Закона об охране окружающей среды, и не будет обеспечивать должную защиту окружающей среды от негативного на нее воздействия, компенсацию причиненного ей вреда, а следовательно, право граждан на благоприятную окружающую среду.
Позиция, изложенная Конституционным судом РФ, реализуется судами до настоящего времени, так, например, постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.02.2021 № Ф02-6676/2020 по делу № А74-13893/2019 было указано, что обязанность по компенсации НВОС не может быть возложена на иное лицо в связи с переходом права собственности на указанные отходы.
! Статьей 1 Закона № 89-ФЗ определено, что ТКО являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях, в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Специального документа, который бы регламентировал какие именно отходы отнесены к ТКО, а какие нет не существует. Ранее выпущенные Росприроднадзором РФ разъяснения от 06.12.2017 №АА-10-04- 36/26733, согласно которым к ТКО относятся все виды отходов подтипа «Отходы коммунальные твердые» (код 731 000 00 00 0), а также другие отходы типа «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО, было отменено Письмом Росприроднадзора от 15.09.2022 № СР-11-01-31/32440 «О направлении информации».
Однако, исходя из неоднократно высказываемой Минприроды России позиции, основанной на вышеизложенной логике Закона №89-ФЗ, смет с прилегающей территории предприятия, гаража, автозаправочных станций, смет от уборки складских помещений и т.д. не является ТКО.