возможны ли ситуации, когда объекты I-III категорий могут не разрабатывать мероприятия при НМУ?

    /upl/IMG_3433.MOV

     

    Обязанность Общества по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении НМУ вытекает из императивных предписаний закона

     

    Вот такую судебную практику мы получили в декабре прошедшего года 

     

    Если даже анализ расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ показал, что при увеличении приземных концентраций на 20 %, 40 % и 60 % (эти параметры/контрольные точки даны в п. 10 Требований №811) ни по одному загрязняющему веществу (включая группы суммации) не происходит превышение ПДК в расчетных точках, это совершенно НЕ означает, что нет необходимости разрабатывать мероприятия НМУ I–III степеней опасности.

    Такова позиция Арбитражного суда и кассационной инстанции (постановление от 09.12.2024).

    Надо отметить, что позиции не всех инстанций были в пользу РПН:

    • 1-ая инстанция заняла сторону РПН,

    • апелляция – сторону Общества,

    • кассация – сторону РПН.

    Предполагаем, что Общество обратилось в надзорную инстанцию. Будем отслеживать судьбу дела.

     

    Подробнее об этой истории (по мотивам судебного дела А56-73926/2023)

    Общество осуществляет деятельность на ОНВОС I категории

    В 2017 году Обществом было получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных).

    Общество привлекло Подрядчика для расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны на период НМУ 1-й, 2-й, 3-й степеней опасности и разработки мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.

    Подрядчик провел анализ расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ и показал, что при увеличении приземных концентраций на 20 %, 40 % и 60 % ни по одному загрязняющему веществу (включая группы суммации) не зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) в расчетных точках, в связи с чем мероприятия при наступлении НМУ 1–3 степеней опасности не разрабатываются.

    [Материалы дела не раскрывают детали взаимоотношений Общества и Подрядчика, можно лишь предполагать: было ли решение «не разрабатывать Мероприятия» их совместным.]

     

    Собственно, с такой постановкой — вопрос «можно не разрабатывать» — и не согласился РПН по итогам плановой выездной проверки 2023 г. …и выдал Предписание, в котором отразил следующие нарушения, допущенные в 2022 году:

    • осуществляется деятельность на ОНВОС, имеющем ИЗАВ, но не разработаны мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, и не согласованы в Комитете государственного экологического надзора […], уполномоченного в соответствии […] на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора);

    • не назначено ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ; работы на ОНВ при получении информации о НМУ не организованы;

    • начиная с 10.06.2022, в дни, когда наблюдались НМУ (информация о них размещалась на официальном сайте уполномоченного лица), не проводились мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с таким уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

     

    На полученное Предписание Общество подало жалобу (досудебная процедура обжалования), а поскольку решением в удовлетворении жалобы было отказано, Общество обратилось в суд.

    Позиция суда кассационной инстанции сводится к следующему.

    Обязанность Общества по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении НМУ вытекает из императивных предписаний закона. 

    Поскольку Требования к мероприятиям по НМУ, утвержденные приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811, не содержат каких-либо оснований не разрабатывать Мероприятия, то задача хозяйствующего субъекта — основываясь на собранных в соответствии с Требованиями № 811 данными, разработать Мероприятия, а уж их достаточность оценит уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (и только он!) в процессе согласования.

    Процедуры «согласование права НЕ разрабатывать Мероприятий» не существует.

    Вот несколько цитат из постановления от 09.12.2024:

    «достаточность мероприятий при НМУ, разработанных для конкретного предприятия с учетом особенностей его деятельности и места расположения, или обоснованности отсутствия необходимости проведения таких мероприятий подтверждается в рамках согласования с уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (в основу положено письмо Минприроды от 03.08.2020 № 12-50/9761-ОГ)».

    Общество не получало «отказ в согласовании мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ объекта Общества».

    Здесь сделаю небольшое пояснение (про переписку с Комитетом/уполномоченным органом).

    Общество направило в уполномоченный орган не разработанные Мероприятия при НМУ, а запрос на согласование представленных его Подрядчиком «Мероприятия…», содержащие расчеты и выводы об отсутствии необходимости в разработке мероприятий при НМУ.

    В ответном письме уполномоченный орган сообщил, что не наделен полномочиями подтверждать отсутствие необходимости в разработке мероприятий при НМУ.

    Небольшая справка для подписчиков, не знакомых с темой НМУ (тезисно о ключевых требованиям Приказа № 811):

    1. На объектах НВОС I, II и III категорий требуется разработка, согласование и организация работ по реализации мероприятий в периоды НМУ, для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды (п. 1 и п. 5 Требований № 811).

    2. При получении прогнозов НМУ хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Согласно (п. 3 Требований № 811).

    3. Разработка мероприятий осуществляется на основании (п. 6 Требований № 811):

    • данных документации по инвентаризации стационарных ИЗАВ; 

    • результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов;

    • результатов расчетов рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, (утв. приказом Минприроды России 06.06.2017 № 273); 

    • сведений о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга;

    • сведений о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны ОНВОС по результатам осуществления федерального и регионального государственного экологического надзора. 

    4. Общество определяет загрязняющие вещества, характерные для конкретного ОНВОС (каким образом – описано в п. 7 Требований № 811).

    5. При отсутствии для рассматриваемого ОНВ расчетов нормативов допустимых выбросов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, разработка мероприятий начинается с проведения расчетов рассеивания выбросов по данным инвентаризации стационарных ИЗАВ для ОНВОС, указанных в п. 6 Требований (см. блок 3 выше) // п. 8 Требований № 811.

    6. Собрав сведения из блоков 3 и 4, Общество (п. 9 Требований № 811):

    • определяет перечень загрязняющих веществ для НМУ 1-й, 2-й и 3-й степеней опасности, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ;

    • определяет перечень источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ;

    • разрабатывает мероприятий при НМУ для выбранных ИЗАВ; 

    • определяет перечень организационных мероприятий при НМУ (они описаны в п. 17 Требований № 811), проведение которых направлено на снижение загрязнения атмосферного воздуха в периоды НМУ 1-й, 2-й и 3-й степеней опасности;

    • рассчитывает приземные концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия, в том числе на период НМУ, и с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ;

    • оценивает мероприятия, проведенных на ОНВОС в период НМУ.

    7. Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган. (п. п. 19 Требований № 811)

    09.01.2025, 09:12

    возможны ли ситуации, когда объекты I-III категорий могут не разрабатывать мероприятия при НМУ?

    /upl/IMG_3433.MOV

     

    Обязанность Общества по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении НМУ вытекает из императивных предписаний закона

     

    Вот такую судебную практику мы получили в декабре прошедшего года 

     

    Если даже анализ расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ показал, что при увеличении приземных концентраций на 20 %, 40 % и 60 % (эти параметры/контрольные точки даны в п. 10 Требований №811) ни по одному загрязняющему веществу (включая группы суммации) не происходит превышение ПДК в расчетных точках, это совершенно НЕ означает, что нет необходимости разрабатывать мероприятия НМУ I–III степеней опасности.

    Такова позиция Арбитражного суда и кассационной инстанции (постановление от 09.12.2024).

    Надо отметить, что позиции не всех инстанций были в пользу РПН:

    • 1-ая инстанция заняла сторону РПН,

    • апелляция – сторону Общества,

    • кассация – сторону РПН.

    Предполагаем, что Общество обратилось в надзорную инстанцию. Будем отслеживать судьбу дела.

     

    Подробнее об этой истории (по мотивам судебного дела А56-73926/2023)

    Общество осуществляет деятельность на ОНВОС I категории

    В 2017 году Обществом было получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных).

    Общество привлекло Подрядчика для расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны на период НМУ 1-й, 2-й, 3-й степеней опасности и разработки мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.

    Подрядчик провел анализ расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ и показал, что при увеличении приземных концентраций на 20 %, 40 % и 60 % ни по одному загрязняющему веществу (включая группы суммации) не зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) в расчетных точках, в связи с чем мероприятия при наступлении НМУ 1–3 степеней опасности не разрабатываются.

    [Материалы дела не раскрывают детали взаимоотношений Общества и Подрядчика, можно лишь предполагать: было ли решение «не разрабатывать Мероприятия» их совместным.]

     

    Собственно, с такой постановкой — вопрос «можно не разрабатывать» — и не согласился РПН по итогам плановой выездной проверки 2023 г. …и выдал Предписание, в котором отразил следующие нарушения, допущенные в 2022 году:

    • осуществляется деятельность на ОНВОС, имеющем ИЗАВ, но не разработаны мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, и не согласованы в Комитете государственного экологического надзора […], уполномоченного в соответствии […] на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора);

    • не назначено ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ; работы на ОНВ при получении информации о НМУ не организованы;

    • начиная с 10.06.2022, в дни, когда наблюдались НМУ (информация о них размещалась на официальном сайте уполномоченного лица), не проводились мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с таким уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

     

    На полученное Предписание Общество подало жалобу (досудебная процедура обжалования), а поскольку решением в удовлетворении жалобы было отказано, Общество обратилось в суд.

    Позиция суда кассационной инстанции сводится к следующему.

    Обязанность Общества по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении НМУ вытекает из императивных предписаний закона. 

    Поскольку Требования к мероприятиям по НМУ, утвержденные приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811, не содержат каких-либо оснований не разрабатывать Мероприятия, то задача хозяйствующего субъекта — основываясь на собранных в соответствии с Требованиями № 811 данными, разработать Мероприятия, а уж их достаточность оценит уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (и только он!) в процессе согласования.

    Процедуры «согласование права НЕ разрабатывать Мероприятий» не существует.

    Вот несколько цитат из постановления от 09.12.2024:

    «достаточность мероприятий при НМУ, разработанных для конкретного предприятия с учетом особенностей его деятельности и места расположения, или обоснованности отсутствия необходимости проведения таких мероприятий подтверждается в рамках согласования с уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (в основу положено письмо Минприроды от 03.08.2020 № 12-50/9761-ОГ)».

    Общество не получало «отказ в согласовании мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ объекта Общества».

    Здесь сделаю небольшое пояснение (про переписку с Комитетом/уполномоченным органом).

    Общество направило в уполномоченный орган не разработанные Мероприятия при НМУ, а запрос на согласование представленных его Подрядчиком «Мероприятия…», содержащие расчеты и выводы об отсутствии необходимости в разработке мероприятий при НМУ.

    В ответном письме уполномоченный орган сообщил, что не наделен полномочиями подтверждать отсутствие необходимости в разработке мероприятий при НМУ.

    Небольшая справка для подписчиков, не знакомых с темой НМУ (тезисно о ключевых требованиям Приказа № 811):

    1. На объектах НВОС I, II и III категорий требуется разработка, согласование и организация работ по реализации мероприятий в периоды НМУ, для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды (п. 1 и п. 5 Требований № 811).

    2. При получении прогнозов НМУ хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Согласно (п. 3 Требований № 811).

    3. Разработка мероприятий осуществляется на основании (п. 6 Требований № 811):

    • данных документации по инвентаризации стационарных ИЗАВ; 

    • результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов;

    • результатов расчетов рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, (утв. приказом Минприроды России 06.06.2017 № 273); 

    • сведений о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга;

    • сведений о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны ОНВОС по результатам осуществления федерального и регионального государственного экологического надзора. 

    4. Общество определяет загрязняющие вещества, характерные для конкретного ОНВОС (каким образом – описано в п. 7 Требований № 811).

    5. При отсутствии для рассматриваемого ОНВ расчетов нормативов допустимых выбросов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, разработка мероприятий начинается с проведения расчетов рассеивания выбросов по данным инвентаризации стационарных ИЗАВ для ОНВОС, указанных в п. 6 Требований (см. блок 3 выше) // п. 8 Требований № 811.

    6. Собрав сведения из блоков 3 и 4, Общество (п. 9 Требований № 811):

    • определяет перечень загрязняющих веществ для НМУ 1-й, 2-й и 3-й степеней опасности, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ;

    • определяет перечень источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ;

    • разрабатывает мероприятий при НМУ для выбранных ИЗАВ; 

    • определяет перечень организационных мероприятий при НМУ (они описаны в п. 17 Требований № 811), проведение которых направлено на снижение загрязнения атмосферного воздуха в периоды НМУ 1-й, 2-й и 3-й степеней опасности;

    • рассчитывает приземные концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия, в том числе на период НМУ, и с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ;

    • оценивает мероприятия, проведенных на ОНВОС в период НМУ.

    7. Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган. (п. п. 19 Требований № 811)

    09.01.2025, 09:12
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам