Обращаем ваше внимание на то, что не всякая субстанция может быть побочным продуктом. Например, отработанные масла не могут.

    /upl/image%20646.png

    Вместе с телеграмм-каналом Эко-лоцман https://t.me/gorshkovaea обращаем ваше внимание на то, что не всякая субстанция может быть побочным продуктом. Например, отработанные масла не могут.

    Напомним, природоохранное законодательство различает статусы веществ:

    • отход,

    • вторичный ресурс,

    • вторичное сырье,

    • побочный продукт.

    За каждым из них стоит свой набор обязательных для исполнения требований.

    И если хозяйствующий субъект будет их игнорировать в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности, то материальных последствий (как минимум в виде административных штрафов, предусмотренных в гл. 8 или гл. 19 КоАП РФ, и немалых, надо сказать) ему не избежать.

    Наткнувшись на судебный кейс про отработанные масла, решили в очередном посте затронуть статус «побочный продукт».

    «Для тех, кто в танке»:

    пожалуйста, не называйте неликвидную/нецелевую продукцию побочной, не разобравшись с требованиями, которые тянет за собой такой статус.

    Представим вниманию тех, кто хотел бы наделить это отработанные масла статусом «побочный продукт», одно из свеженьких судебных дел.

    Правда, дело о привлечении к административной ответственности было прекращено по причине истечения срока давности (истекло 90 календарных дней со дня нарушения), но с фактом нарушения суд согласился.

    По порядку. 

    В июне 2023 г. в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ — осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) // штраф для ЮЛ от 170 тыс. до 250 тыс. руб.

    В основу административного дела положены результаты выездной проверки.

    Как следует из материалов дела:

    • у Общества в результате хозяйственной деятельности на объекте НВОС образовались отработанные масла (моторные, трансмиссионные, гидравлические…) в количестве 61 бочки (12 200 литров).

    • Общество в период времени [2021 год] передало для дальнейшего использования (в качестве печного топлива в РПБК гаражный комплекс "К…").

    • Общество транспортировало отработанные масла с объекта НВОС в гаражный комплекс собственным автотранспортным средством.

    • Отнесение отработанных масел к III классу опасности подтверждается предоставленными Обществом паспортами отходов.

    • У Общества даже был (на отходы отработанных масел) сертификат соответствия на продукцию «топливо на основе отработанных масел» от 18.03.2021 № 0051209, выданный ООО "С….", рег. № RA.RU.11НВ65. [Однако, при проверке данного документа на соответствие должностным лицом установлено, что в область аккредитации ООО "C…" не входит сертификация продукции «топливо на основе отработанных масел», в связи с чем данный сертификат о продукции (сырье), по мнению должностного лица, недействителен].

    Общество пыталось апеллировать к ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» и настаивало на том, что отработанное масло — побочный продукт.

    Однако суд отклонил доводы Общества, мотивировав следующим:

    • распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 № 4249-р утвержден Перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства;

    • согласно пункту 2 указанного Перечня к побочным продуктам производства не могут быть отнесены вещества и предметы, образуемые в результате хозяйственной деятельности и входящие в любую категорию, указанную в приложении I к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г., за исключением тех, которые не обладают ни одним из свойств, предусмотренных приложением III к указанной Базельской конвенции;

    • в приложении I к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г., помимо прочего, поименованы «ненужные минеральные масла, не пригодные для первоначально запланированного применения (Y8)».

    Вывод суда: минеральные масла, не пригодные для первоначально запланированного применения, то есть отработанные масла, не могут признаваться побочным продуктом производства.

    Формально при вынесении решения суд нарушил требования ч. 1 ст. 4 ГК РФ, согласно которой «Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие». Суд применил к событиям, имевшим место в 2021 г., распоряжение Правительства РФ № 4249-р (Перечень), которое было принято только 27.12.2022 и вступило в силу с 01.03.2024.

    Но вот если бы событие имело место после 01.02.2023, к доводам суда вполне мог добавится п. 10 ст. 51.1 7-ФЗ: в июле 2022 года Закон РФ «Об охране окружающей среды» (далее 7-ФЗ) был дополнен статьей 51.1 «Требования при обращении с побочными продуктами производства». Действует эта норма на территории РФ с 01.03.2023.

    Согласно пункту 1 статьи 51.1 Закона № 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в федеральный классификационный каталог отходов, НО есть одно исключение, которое предусмотрено пунктом 10 статьи 51.1 Закона № 7-ФЗ.

    В части 10 указанной статьи 51.1 записано:

    Правительство РФ устанавливает перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.

    И тот самый Перечень, в развитие положений 7-ФЗ, Правительством установлен распоряжением от 27.12.2022 № 4249-р (как уже было отмечено выше — действует на территории РФ с 01.03.2023 г.).

    В этом перечне 11 позиций.

    Под номером 2 действительно установлен запрет для

    веществ и предметов, образуемых в результате хозяйственной деятельности и входящие в любую категорию, указанную в приложении I к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г., за исключением тех, которые не обладают ни одним из свойств, предусмотренных приложением III к указанной Базельской конвенции.

    В приложении I есть такой отход как:

    Y8 Ненужные минеральные масла, не пригодные для первоначально запланированного применения.

    Вот, кстати, еще одно судебное дело, в котором суд применил:

    • ч. 10 ст. 51.1 (7-ФЗ); 

    • Перечень от 27.12.2022 № 4249-р;

    • Базельскую конвенцию,

    но только применительно к другим веществам (Y21 соединения шестивалентного хрома; Y22 соединения меди; Y23 соединения цинка).

    Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.08.2024 № Ф09-2949/24 по делу № А60-45167/2023.

    Общество просило (безуспешно) о признании незаконными пунктов предписания уполномоченного органа.

    Общество переводило «шлак ферросплавный» в продукцию, которая не может быть отнесена к побочным продуктам.

    Материалами дела:

    • было установлено по итогам анализа, что данный шлак имеет следующий химический состав: алюминий — 2,7885 %, железо — 0,3467 %, кальций — 0,9308 %, оксид магния — 33,9682 %, марганец — 0,0961 %, медь — 0,0003 %, никель — 0,0026 %, сера — 0,1467 %, хром — 0,8493 %, цинк — 0,0008 %, диоксид кремния — 60,8700 %;

    • сделан вывод о наличии в отходе «шлаке ферросплавном при производстве феррохрома высокоуглеродистого» соединений шестивалентного хрома, соединений меди, соединений цинка,

    • а следовательно, с учетом приложения I Базельской конвенции «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», код ФККО 3 51 311 63 20 4 не может быть отнесен к побочным продуктам.

    Еще один важный акцент применительно к маслам.

    Минприроды России, отвечая на вопрос о возможности отнесения отработанных масел к побочным продуктам производства, письмом от 13.07.2023 № 25-47/25610 напомнило о существовании еще некоторых специальных требований к обращению с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями, относящимися в соответствии с основными понятиями Закона № 89-ФЗ к отходам производства и потребления:

    [1] «ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (вступил в силу с 1 марта 2014 г.), согласно пункта 3.8.3 которого установлено, что

    при обращении отработанной продукции запрещается, в том числе, смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств — членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды.

     

    [2] требования при обращении с группой однородных отходов «Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства» содержатся в приказе Минприроды России от 11.06.2021 № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности».

    В соответствии с п. 39 раздел IV Требований:

    к группе однородных отходов «Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства» (далее — отходы масел) относятся виды отходов, включенные в следующие группы видов отходов ФККО:

    4 06 100 00 00 0 «Отходы минеральных масел, не содержащих галогены»;

    4 06 320 00 00 0 «Смеси масел минеральных отработанных»;

    4 13 000 00 00 0 «Отходы синтетических и полусинтетических масел и гидравлических жидкостей».

    В соответствии с п. 40 Требований Отходы масел подлежат сбору, накоплению, хранению, транспортированию, обработке, утилизации, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека.

     
    23.01.2025, 10:16

    Обращаем ваше внимание на то, что не всякая субстанция может быть побочным продуктом. Например, отработанные масла не могут.

    /upl/image%20646.png

    Вместе с телеграмм-каналом Эко-лоцман https://t.me/gorshkovaea обращаем ваше внимание на то, что не всякая субстанция может быть побочным продуктом. Например, отработанные масла не могут.

    Напомним, природоохранное законодательство различает статусы веществ:

    • отход,

    • вторичный ресурс,

    • вторичное сырье,

    • побочный продукт.

    За каждым из них стоит свой набор обязательных для исполнения требований.

    И если хозяйствующий субъект будет их игнорировать в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности, то материальных последствий (как минимум в виде административных штрафов, предусмотренных в гл. 8 или гл. 19 КоАП РФ, и немалых, надо сказать) ему не избежать.

    Наткнувшись на судебный кейс про отработанные масла, решили в очередном посте затронуть статус «побочный продукт».

    «Для тех, кто в танке»:

    пожалуйста, не называйте неликвидную/нецелевую продукцию побочной, не разобравшись с требованиями, которые тянет за собой такой статус.

    Представим вниманию тех, кто хотел бы наделить это отработанные масла статусом «побочный продукт», одно из свеженьких судебных дел.

    Правда, дело о привлечении к административной ответственности было прекращено по причине истечения срока давности (истекло 90 календарных дней со дня нарушения), но с фактом нарушения суд согласился.

    По порядку. 

    В июне 2023 г. в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ — осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) // штраф для ЮЛ от 170 тыс. до 250 тыс. руб.

    В основу административного дела положены результаты выездной проверки.

    Как следует из материалов дела:

    • у Общества в результате хозяйственной деятельности на объекте НВОС образовались отработанные масла (моторные, трансмиссионные, гидравлические…) в количестве 61 бочки (12 200 литров).

    • Общество в период времени [2021 год] передало для дальнейшего использования (в качестве печного топлива в РПБК гаражный комплекс "К…").

    • Общество транспортировало отработанные масла с объекта НВОС в гаражный комплекс собственным автотранспортным средством.

    • Отнесение отработанных масел к III классу опасности подтверждается предоставленными Обществом паспортами отходов.

    • У Общества даже был (на отходы отработанных масел) сертификат соответствия на продукцию «топливо на основе отработанных масел» от 18.03.2021 № 0051209, выданный ООО "С….", рег. № RA.RU.11НВ65. [Однако, при проверке данного документа на соответствие должностным лицом установлено, что в область аккредитации ООО "C…" не входит сертификация продукции «топливо на основе отработанных масел», в связи с чем данный сертификат о продукции (сырье), по мнению должностного лица, недействителен].

    Общество пыталось апеллировать к ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» и настаивало на том, что отработанное масло — побочный продукт.

    Однако суд отклонил доводы Общества, мотивировав следующим:

    • распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 № 4249-р утвержден Перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства;

    • согласно пункту 2 указанного Перечня к побочным продуктам производства не могут быть отнесены вещества и предметы, образуемые в результате хозяйственной деятельности и входящие в любую категорию, указанную в приложении I к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г., за исключением тех, которые не обладают ни одним из свойств, предусмотренных приложением III к указанной Базельской конвенции;

    • в приложении I к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г., помимо прочего, поименованы «ненужные минеральные масла, не пригодные для первоначально запланированного применения (Y8)».

    Вывод суда: минеральные масла, не пригодные для первоначально запланированного применения, то есть отработанные масла, не могут признаваться побочным продуктом производства.

    Формально при вынесении решения суд нарушил требования ч. 1 ст. 4 ГК РФ, согласно которой «Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие». Суд применил к событиям, имевшим место в 2021 г., распоряжение Правительства РФ № 4249-р (Перечень), которое было принято только 27.12.2022 и вступило в силу с 01.03.2024.

    Но вот если бы событие имело место после 01.02.2023, к доводам суда вполне мог добавится п. 10 ст. 51.1 7-ФЗ: в июле 2022 года Закон РФ «Об охране окружающей среды» (далее 7-ФЗ) был дополнен статьей 51.1 «Требования при обращении с побочными продуктами производства». Действует эта норма на территории РФ с 01.03.2023.

    Согласно пункту 1 статьи 51.1 Закона № 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в федеральный классификационный каталог отходов, НО есть одно исключение, которое предусмотрено пунктом 10 статьи 51.1 Закона № 7-ФЗ.

    В части 10 указанной статьи 51.1 записано:

    Правительство РФ устанавливает перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.

    И тот самый Перечень, в развитие положений 7-ФЗ, Правительством установлен распоряжением от 27.12.2022 № 4249-р (как уже было отмечено выше — действует на территории РФ с 01.03.2023 г.).

    В этом перечне 11 позиций.

    Под номером 2 действительно установлен запрет для

    веществ и предметов, образуемых в результате хозяйственной деятельности и входящие в любую категорию, указанную в приложении I к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г., за исключением тех, которые не обладают ни одним из свойств, предусмотренных приложением III к указанной Базельской конвенции.

    В приложении I есть такой отход как:

    Y8 Ненужные минеральные масла, не пригодные для первоначально запланированного применения.

    Вот, кстати, еще одно судебное дело, в котором суд применил:

    • ч. 10 ст. 51.1 (7-ФЗ); 

    • Перечень от 27.12.2022 № 4249-р;

    • Базельскую конвенцию,

    но только применительно к другим веществам (Y21 соединения шестивалентного хрома; Y22 соединения меди; Y23 соединения цинка).

    Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.08.2024 № Ф09-2949/24 по делу № А60-45167/2023.

    Общество просило (безуспешно) о признании незаконными пунктов предписания уполномоченного органа.

    Общество переводило «шлак ферросплавный» в продукцию, которая не может быть отнесена к побочным продуктам.

    Материалами дела:

    • было установлено по итогам анализа, что данный шлак имеет следующий химический состав: алюминий — 2,7885 %, железо — 0,3467 %, кальций — 0,9308 %, оксид магния — 33,9682 %, марганец — 0,0961 %, медь — 0,0003 %, никель — 0,0026 %, сера — 0,1467 %, хром — 0,8493 %, цинк — 0,0008 %, диоксид кремния — 60,8700 %;

    • сделан вывод о наличии в отходе «шлаке ферросплавном при производстве феррохрома высокоуглеродистого» соединений шестивалентного хрома, соединений меди, соединений цинка,

    • а следовательно, с учетом приложения I Базельской конвенции «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», код ФККО 3 51 311 63 20 4 не может быть отнесен к побочным продуктам.

    Еще один важный акцент применительно к маслам.

    Минприроды России, отвечая на вопрос о возможности отнесения отработанных масел к побочным продуктам производства, письмом от 13.07.2023 № 25-47/25610 напомнило о существовании еще некоторых специальных требований к обращению с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями, относящимися в соответствии с основными понятиями Закона № 89-ФЗ к отходам производства и потребления:

    [1] «ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (вступил в силу с 1 марта 2014 г.), согласно пункта 3.8.3 которого установлено, что

    при обращении отработанной продукции запрещается, в том числе, смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств — членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды.

     

    [2] требования при обращении с группой однородных отходов «Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства» содержатся в приказе Минприроды России от 11.06.2021 № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности».

    В соответствии с п. 39 раздел IV Требований:

    к группе однородных отходов «Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства» (далее — отходы масел) относятся виды отходов, включенные в следующие группы видов отходов ФККО:

    4 06 100 00 00 0 «Отходы минеральных масел, не содержащих галогены»;

    4 06 320 00 00 0 «Смеси масел минеральных отработанных»;

    4 13 000 00 00 0 «Отходы синтетических и полусинтетических масел и гидравлических жидкостей».

    В соответствии с п. 40 Требований Отходы масел подлежат сбору, накоплению, хранению, транспортированию, обработке, утилизации, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека.

     
    23.01.2025, 10:16
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам