-
В протоколе отбора проб не указана ссылка на методику измерений, приведенную в пункте 11 протокола испытаний [№ хх.хх.хх], что противоречит пункту 7.8.2 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, в соответствии с которым в целях минимизации возможности неправильного понимания или неправильного использования информации каждый отчет должен включать как минимум следующую информацию: идентификацию применяемого метода.
-
Отсутствуют сведения о применяемой методике измерений в акте отбора, что ведет к невозможности проследить соблюдение требований между первичными (техническими) записями (актом отбора) и итоговым документом, что ставит под сомнение выполнение отбора проб в соответствии с методикой, указанной в протоколе испытаний.
-
В пункте [хх] протокола отбора проб указано, что отбор проб проводился по методике ПНДФ 12.1.1-99 «Методические рекомендации по отбору проб при определении концентрации вредных веществ (газов и паров) в выбросах промышленных предприятий ПНД Ф 12.1.1-99» (утв. Госкомэкологией РФ 24.03.1999), в которой изложены правила отбора выбросов из газоходов и проведение измерений объема отобранной пробы. При этом, как указано заявителем и не оспорено заинтересованным лицом, при отборе проб оборудование, указанное в ПНДФ 12.1.1-99, не использовалось (пункт 11 протокола отбора проб), что противоречит пункту 7.2.1.4 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.
-
Данные о времени, затраченном на отбор проб в протоколе отбора проб, противоречат друг другу, что свидетельствует о недостоверности результатов измерений (например, общее время отбора проб, указанное на странице 1 протокола отбора проб, составляет 38 минут. На странице 2 протокола отбора проб и в приложении 1 к протоколу отбора проб указан трехкратный отбор по 20 минут).
-
Измерения скорости газового потока по источнику 0427 также нельзя признать достоверными, т.к. несмотря на то, что в приложении 1 к протоколу отбора проб (образцов) № 12 от 07.02.2024 указано, что количество точек измерения составило 16, фактически представитель организации, производившей отбор проб, использовал только одно измерительное отверстие из двух имеющихся, чем нарушил требование ГОСТ 17.2.4.06-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения» по измерению скорости газового потока.
-
Проигнорирована необходимость предварительного измерения влажности газового потока, из чего следует, что результат измерения скорости газового потока нельзя признать достоверным.
-
идентифицируйте проверяемый объект;
-
поднимите документ о назначении ФИО ответственного за природоохранную деятельность именно на этом объекте (или в т.ч. на этом объекте);
-
представьте документы и сведения, подтверждающие обучение (подготовку) в области охраны окружающей среды и экологической безопасности именно этого ответственного лица.
-
Наличие утвержденного и согласованного плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти (ст. 46 ФЗ-7).
-
Своевременное проведение корректировок данных инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (например, маршруты перемещения, места эксплуатации, стоянки и ремонта, обслуживания).
-
Стыковка данных в различных документах, например, сведения в отчете по инвентаризации стационарных ИЗАВ и ПЭК.
-
Разработка нормативов образования всех образующихся отходов.
Протокол отбора проб (образцов) промышленных выбросов в атмосферу

Протокол отбора проб (образцов) промышленных выбросов в атмосферу не может выступать надлежащим доказательством ввиду нарушения установленных процедур при его проведении.
Именно к такому выводу пришли суды обеих инстанций и были поддержаны АС Западно-Сибирского округа (постановление от 23.01.2025 г. А70-11832/2024)
Итак, проверка на объекте НВОС, февраль 2024 год.
ЦЛАТИ были отобраны пробы промышленных выбросов на объектах HBOC, составлены протоколы отбора.
По результатам лабораторных исследований (испытаний) и измерений, на объекте HBOC с кодом [ххх] от ИЗА № [ххх] выявлено превышение нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ по азоту оксиду [ххх], установленных разрешением на выброс.
Однако суды сочли, что протокол отбора проб не может выступать надлежащим доказательством, если нарушена процедура отбора.
Какие же нарушения усмотрели суды?
Заслушав и дав оценку доводам сторон, суд кассационный инстанции вынес вердикт:
«нарушение процедуры проведения измерения, установленной соответствующей методикой, или неприменение оборудования, предусмотренного методикой, свидетельствует о недостоверности результатов как на стадии отбора, так и на стадии измерения, суды нижестоящих инстанций правомерно признали пункт __ оспариваемого предписания недействительным.».
Анализ данного дела также показал, что в ходе проверки РПН уделяет особое внимание исполнению требования, закрепленного в ч. 1 ст. 73 Закона 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
«Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.»
Будьте готовы представить в ходе проверки, чтоб избежать претензий или опровергнуть обвинения:
Как отметили суды всех трех инстанций, РПН был не прав, когда требовал «документы об обучении» с Генерального директора, поскольку:
«заявителем были предоставлены документы и сведения, подтверждающие обучение (подготовку) в области охраны окружающей среды и экологической безопасности лиц, имеющих непосредственное отношение к осуществлению хозяйственной деятельности на конкретных объектах HBOC – начальники и заместители начальников газовых промыслов, а также руководители Заполярного НГКМ.».
Таким образом, если вдруг в акте сформулировано нарушение ч. 1 ст. 73 ФЗ-7 общими фразами («руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений»), то спешите, не дожидаясь конца проверки и не оглядываясь на сроки, которые предоставлены вам законодательством для представления возражения, письменно проинформировать РПН – кто именно в отношении какого конкретно из проверяемых объектов НВОС назначен ответственным и соответственно обучен.
На чем еще подлавливает РПН в ходе проверки?
-
В протоколе отбора проб не указана ссылка на методику измерений, приведенную в пункте 11 протокола испытаний [№ хх.хх.хх], что противоречит пункту 7.8.2 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, в соответствии с которым в целях минимизации возможности неправильного понимания или неправильного использования информации каждый отчет должен включать как минимум следующую информацию: идентификацию применяемого метода.
-
Отсутствуют сведения о применяемой методике измерений в акте отбора, что ведет к невозможности проследить соблюдение требований между первичными (техническими) записями (актом отбора) и итоговым документом, что ставит под сомнение выполнение отбора проб в соответствии с методикой, указанной в протоколе испытаний.
-
В пункте [хх] протокола отбора проб указано, что отбор проб проводился по методике ПНДФ 12.1.1-99 «Методические рекомендации по отбору проб при определении концентрации вредных веществ (газов и паров) в выбросах промышленных предприятий ПНД Ф 12.1.1-99» (утв. Госкомэкологией РФ 24.03.1999), в которой изложены правила отбора выбросов из газоходов и проведение измерений объема отобранной пробы. При этом, как указано заявителем и не оспорено заинтересованным лицом, при отборе проб оборудование, указанное в ПНДФ 12.1.1-99, не использовалось (пункт 11 протокола отбора проб), что противоречит пункту 7.2.1.4 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.
-
Данные о времени, затраченном на отбор проб в протоколе отбора проб, противоречат друг другу, что свидетельствует о недостоверности результатов измерений (например, общее время отбора проб, указанное на странице 1 протокола отбора проб, составляет 38 минут. На странице 2 протокола отбора проб и в приложении 1 к протоколу отбора проб указан трехкратный отбор по 20 минут).
-
Измерения скорости газового потока по источнику 0427 также нельзя признать достоверными, т.к. несмотря на то, что в приложении 1 к протоколу отбора проб (образцов) № 12 от 07.02.2024 указано, что количество точек измерения составило 16, фактически представитель организации, производившей отбор проб, использовал только одно измерительное отверстие из двух имеющихся, чем нарушил требование ГОСТ 17.2.4.06-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения» по измерению скорости газового потока.
-
Проигнорирована необходимость предварительного измерения влажности газового потока, из чего следует, что результат измерения скорости газового потока нельзя признать достоверным.
-
идентифицируйте проверяемый объект;
-
поднимите документ о назначении ФИО ответственного за природоохранную деятельность именно на этом объекте (или в т.ч. на этом объекте);
-
представьте документы и сведения, подтверждающие обучение (подготовку) в области охраны окружающей среды и экологической безопасности именно этого ответственного лица.
-
Наличие утвержденного и согласованного плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти (ст. 46 ФЗ-7).
-
Своевременное проведение корректировок данных инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (например, маршруты перемещения, места эксплуатации, стоянки и ремонта, обслуживания).
-
Стыковка данных в различных документах, например, сведения в отчете по инвентаризации стационарных ИЗАВ и ПЭК.
-
Разработка нормативов образования всех образующихся отходов.
Протокол отбора проб (образцов) промышленных выбросов в атмосферу

Протокол отбора проб (образцов) промышленных выбросов в атмосферу не может выступать надлежащим доказательством ввиду нарушения установленных процедур при его проведении.
Именно к такому выводу пришли суды обеих инстанций и были поддержаны АС Западно-Сибирского округа (постановление от 23.01.2025 г. А70-11832/2024)
Итак, проверка на объекте НВОС, февраль 2024 год.
ЦЛАТИ были отобраны пробы промышленных выбросов на объектах HBOC, составлены протоколы отбора.
По результатам лабораторных исследований (испытаний) и измерений, на объекте HBOC с кодом [ххх] от ИЗА № [ххх] выявлено превышение нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ по азоту оксиду [ххх], установленных разрешением на выброс.
Однако суды сочли, что протокол отбора проб не может выступать надлежащим доказательством, если нарушена процедура отбора.
Какие же нарушения усмотрели суды?
Заслушав и дав оценку доводам сторон, суд кассационный инстанции вынес вердикт:
«нарушение процедуры проведения измерения, установленной соответствующей методикой, или неприменение оборудования, предусмотренного методикой, свидетельствует о недостоверности результатов как на стадии отбора, так и на стадии измерения, суды нижестоящих инстанций правомерно признали пункт __ оспариваемого предписания недействительным.».
Анализ данного дела также показал, что в ходе проверки РПН уделяет особое внимание исполнению требования, закрепленного в ч. 1 ст. 73 Закона 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
«Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.»
Будьте готовы представить в ходе проверки, чтоб избежать претензий или опровергнуть обвинения:
Как отметили суды всех трех инстанций, РПН был не прав, когда требовал «документы об обучении» с Генерального директора, поскольку:
«заявителем были предоставлены документы и сведения, подтверждающие обучение (подготовку) в области охраны окружающей среды и экологической безопасности лиц, имеющих непосредственное отношение к осуществлению хозяйственной деятельности на конкретных объектах HBOC – начальники и заместители начальников газовых промыслов, а также руководители Заполярного НГКМ.».
Таким образом, если вдруг в акте сформулировано нарушение ч. 1 ст. 73 ФЗ-7 общими фразами («руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений»), то спешите, не дожидаясь конца проверки и не оглядываясь на сроки, которые предоставлены вам законодательством для представления возражения, письменно проинформировать РПН – кто именно в отношении какого конкретно из проверяемых объектов НВОС назначен ответственным и соответственно обучен.
На чем еще подлавливает РПН в ходе проверки?