И снова металлолом и его статус Вместе с Эко_лоцманом (t.me/gorshkovaea): И снова металлолом и его статус.

    /upl/image%201645.png

    И снова металлолом и его статус

    Вместе с Эко_лоцманом (t.me/gorshkovaea): И снова металлолом и его статус.

    Допустим, вы так назвали вашу вещь… 

    Но вот приходит контролирующий или надзирающий орган и говорит: 

    — Это отход. Парируйте. Доказывайте обратное.

    Сам термин «металлолом» можно встретить в законодательстве, например, в Приказе Ростехнадзора от 09.12.2020 № 512 (ФНИП «Правила безопасности процессов получения или применения металлов»), но

    • во-первых, этот термин введен исключительно в целях требований самих Правил (п. 1076);

    • во-вторых, он не дает ответа на вопрос: каков статус вещества именно у «вашего металлолома».

    Металлолом — отходы металлов, вторичные металлы, металлический лом, оборотный лом, лом, стружка и другие термины, применяемые в подготовке и использовании лома черных и цветных металлов для переплава в металлургическом производстве, рассматриваются как металлический лом. К металлолому в металлургическом производстве относится скопление пришедших в негодность изделий, отходов, образовавшихся в процессе производства продукции, а также продуктов деятельности человека, состоящих из черных и цветных металлов и их сплавов, предназначенных для утилизации в металлургии. 

     

    Есть разные ГОСТы. Например, ГОСТ 59128-2020 «Цветные металлы». Но 

    • во-первых, у каждого ГОСТа своя область применения, например, у только что упомянутого (ГОСТ 59128-2020) — дать условную промышленную классификацию;

    • во-вторых, прежде чем применить стандарт, нужно запустить процесс создания вещи, которая будет обладать классификационными признаками, описанными в ГОСТе.

    Поэтому давайте идти не с конца, а с начала.

    Итак, вы — юридическое лицо (оставим в стороне физических лиц, т.к. там свои особенности регулирования), и вы — неметаллургическое предприятие.

    Будем искать НЕ ответ на вопрос, что есть металлолом, а что за вещь оказалась в вашем распоряжении и куда ее правильно отнести (статус), чтоб не нарушить именно те обязательные требования, которые дОлжно соблюдать, обладая данной вещью.

    Полагаю, не нужно доказывать, что эта ВЕЩЬ — объект гражданского права, согласно ст. 128 ГК РФ эта ВЕЩЬ образовалась у вас (если вы ее первый собственник) либо в процессе производства, либо в процессе потребления, либо в процессе осуществления иной деятельности (например, снос, демонтаж, …). 

    Но каков статус этого объекта:

    •  отход, код ФККО, 

    • вторичный ресурс (=отход), код ФККО,

    • вторичное сырье (=продукция), код ОКПД

    • побочная продукция, код ОКПД

    • б/у продукция, код ОКПД

    • продукция, код ОКПД.

    Выбирайте и доказывайте. 

    Однако, вот прямо здесь и сейчас, обратите внимание:

    • если вещь нельзя использовать по ее прямому назначению, 

    • если она не является продуктом побочного производства*, 

    • если эта ВЕЩЬ у вас образовалась в результате иной деятельности, то количество вариантов (со статусами) у вас катастрофически сокращается.

    * Не пытайтесь поломанный при сборке мебели пильный диск по дереву для циркулярной пилы запихивать в побочный продукт. Он отход, образовавшийся в процессе потребления (использования), а не производства мебели.

    ** Не спешите называть вещь б/у если не готовы обосновать возможность использовать по прямому назначению

    ** Сто раз подумайте, прежде чем рискнете окрестить свою вещь «вторичным сырьем».

    Ну не может сегодня в силу ст. 1 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» образоваться вторичное сырье из воздуха:

    вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов (что равно «отход») непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.

    Есть мнение, что законодатель полностью вывел из под действия 89-ФЗ обращение с ломом/отходом ЧЦМ, включив в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» – статья 13.1 «Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению».

    Не соглашусь, и обосную свою позицию. Вы можете попробовать аргументировать свою. 

    [1] Согласно указанной ст. 13.1 89-ФЗ (п. 2) юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

    Первый звоночек 

    - какой документ у вас? Если вы не покупали и вам «не дарили», то вероятно в результате какой-то деятельности: в процессе производства, потребления, осуществления иной деятельности (например, снос, демонтаж, …). На которую у вас есть/нет технологический процесс?

    [2] Правила обращения с ломом и отходами ЦМ и ЧМ устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 и 4 ст. 13.1 89-ФЗ). 

    Второй звоночек

    - а что регламентируют эти Правила (которые утверждены постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 980)?

    «только порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома ЧЦМ, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и порядок организации и осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома ЧЦМ».

    Итак, Правила 980 только про заготовку, хранение, переработку и реализацию лома ЧЦМ.

    Читаем внимательно что означают термины (п. 4 постановления 980):

    «заготовка» — приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе, его последующая сортировка и отбор;

    «хранение» — временное содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов в месте осуществления лицензируемой деятельности;

    «переработка» — процессы измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов;

    «реализация» — отчуждение заготовленного лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе. 

    * Вы видите где-нибудь здесь «образование» лома черных и (или) цветных металлов?

    Это слово («образование») можно встретить в форме № 14-МЕТ (лом) «Сведения об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов» и указания по ее заполнению согласно приложению № 2 к настоящему приказу, утвержденной приказом Росстата от 31.07.2024 № 335.

    Открываем форму и смотрим, кто ее представляет:

    «юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие заготовку, хранение, переработку и реализацию лома и отходов черных и цветных металлов, имеющие соответствующую лицензию».

    К чему я привлекаю ваше внимание: 

    Закон № 89-ФЗ НЕ ОТДАЕТ на откуп Правилам (№ 980) вопрос образования лома и отхода ЧЦМ и, соответственно, набор требований, которые должен соблюсти «образователь».

    И мы с нашим «ломом и отходами цветных и (или) черных металлов» снова возвращаемся в федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а именно к статьям 1 и 17.1:

    Статья 1

    лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;

    Статья 17.1

    вторичные ресурсы, являющиеся ломом и отходами цветных и (или) черных металлов, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 13.1 настоящего Федерального закона. (4. ст. 17.1 89-ФЗ).

    Так вот «где тут хундэ грабен», как говорил Глеб Николаевич Орлович в фильме «Покровские ворота».

    Если у меня образовался лом и отходы ЦЧМ, то выходит, это вторичный ресурс (что по определению равно «отходы»), 

    • я могу их передать на утилизацию (это деятельность по обращению с отходами: отходами производства, потребления или отходами образовавшихся от использования товара/упаковки);

    • обязательно с учетом тех самых особенностей, что описаны в ст. 13.1 89-ФЗ;

    • предъявив документы о собственности;

    • вручив это контрагентам с лицензией на заготовке, хранению, переработке.

    А тут в помощь регулятору еще Классификационный каталог отходов (ФККО):

    4 60 000 00 00 0 Лом и отходы черных и цветных металлов.

    Еще небольшой аргумент в пользу того, что образование лома и отходов цветных и черных металлов (и все что дальше происходит до момента превращения его в продукцию) регламентируется законодательством об отходах (просто на определенной стадии добавляется еще Правила 980): 

    — это КоАП РФ.

    Есть ответственность (статья 14.26) за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, но как она звучит:

    Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 10 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения.

    Т.е. и здесь законодатель разводит требования:

    • к заготовке, хранению, переработке и реализации лома ЧЦМ (того, что регламентировано в постановлении 980), 

    • к образованию, сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию (это уже: статья 8.2 (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления); статья 8.6. (порча земель, в т.ч. отходами производства и потребления); статья 8.31. (нарушение правил санитарной безопасности в лесах, в т.ч. отходами производства и потребления).

    Теперь посмотрим судебную практику. И видим, она идет тем же путем, только без того количества деталей, что привожу выше:

    А81-5533/2021 (кассация от 16.05.2022, дело о признании недействительным приказа об отказе в переоформлении лицензии, об обязании совершить определенные действия (отказное)).

    Одним из видов отходов является лом и отходы цветных и (или) черных металлов, под которыми понимаются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий (абзац 16 статьи 1 Закона № 89-ФЗ).

    А82-2615/2022 (кассация от 10.07.2023 № Ф01-3745/2023, дело о признании недействительным предписания об устранении нарушений требований законодательства в сфере обращения с отходами (отказное))

    Роспотребнадзором было установлено накопление отхода с нарушением пункта 220 СанПиН 2.1.3684-21.

    Общество считало, что требование Роспотребнадзора является не только незаконным, но и неисполнимым: 

    • укрытие территории брезентом или оборудование навесом невозможно, поскольку погрузка и разгрузка лома производится постоянно (ежеминутно); 

    • общество не является собственником земельного участка и не вправе выполнять строительные работы на арендуемой территории).

    • что положения пункта 220 СанПиН 2.1.3684-21 не подлежит применению к рассматриваемым правоотношения, поскольку Общество не квалифицирует приобретаемый лом как отходы и рассматривает заготовку, хранение, реализацию лома как отдельный лицензируемый вид деятельности. 

    Суды отклонили довод Общества о том, что лом черных и цветных металлов не является отходами, 

    «группа отходов "лом и отходы черных и цветных металлов" включена в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 (код по ФККО 4 62 200 05 51 5). 

    Общество не ссылается на то, что изделия, получаемые им, не пришли в состояние негодности и обладают свойствами, позволяющими их использовать в собственном качестве или по иному назначению. 

    Возможность вторичного использования лома и отходов цветных и (или) черных металлов не свидетельствует об отсутствии оснований для отнесения их к отходам в смысле, установленном в пункте 220 СанПиН 2.1.3684-21».

    На заметку

    Налоговый кодекс не задается вопросом о статусе веществ. Это касается и «лома и отходов черных и цветных металлов». Более того, НК РФ даже не пытает охарактеризовать его суть. 

    Вероятно, потому, что определение уже есть в 89-ФЗ.

    Таким образом, и ст. 161 НК РФ (особенности определения налоговой базы налоговыми агентами (для исчисления НДС)) никаких дополнительных аргументом в поддержку той или иной позиции не добавляет.

    Обратите внимание, в п. 8 ст. 161 НК РФ внесены изменения, которые вступят в силу с 01.07.2025. 

    В данной статье НК РФ появится новый термин, но он не затронет «лом и отходы ЧЦМ»

    по-прежнему медными полуфабрикатами признаются любые товары, содержащие медь и используемые для производства кабельно-проводниковой продукции (в том числе после дополнительной обработки, переработки или иной трансформации), за исключением лома и отходов цветных металлов.

    Справочно 

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (ред. от 15.11.2024) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"». 

    220. При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

    временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; 

    поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); 

    поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка). 

     
    26.02.2025, 15:32

    И снова металлолом и его статус Вместе с Эко_лоцманом (t.me/gorshkovaea): И снова металлолом и его статус.

    /upl/image%201645.png

    И снова металлолом и его статус

    Вместе с Эко_лоцманом (t.me/gorshkovaea): И снова металлолом и его статус.

    Допустим, вы так назвали вашу вещь… 

    Но вот приходит контролирующий или надзирающий орган и говорит: 

    — Это отход. Парируйте. Доказывайте обратное.

    Сам термин «металлолом» можно встретить в законодательстве, например, в Приказе Ростехнадзора от 09.12.2020 № 512 (ФНИП «Правила безопасности процессов получения или применения металлов»), но

    • во-первых, этот термин введен исключительно в целях требований самих Правил (п. 1076);

    • во-вторых, он не дает ответа на вопрос: каков статус вещества именно у «вашего металлолома».

    Металлолом — отходы металлов, вторичные металлы, металлический лом, оборотный лом, лом, стружка и другие термины, применяемые в подготовке и использовании лома черных и цветных металлов для переплава в металлургическом производстве, рассматриваются как металлический лом. К металлолому в металлургическом производстве относится скопление пришедших в негодность изделий, отходов, образовавшихся в процессе производства продукции, а также продуктов деятельности человека, состоящих из черных и цветных металлов и их сплавов, предназначенных для утилизации в металлургии. 

     

    Есть разные ГОСТы. Например, ГОСТ 59128-2020 «Цветные металлы». Но 

    • во-первых, у каждого ГОСТа своя область применения, например, у только что упомянутого (ГОСТ 59128-2020) — дать условную промышленную классификацию;

    • во-вторых, прежде чем применить стандарт, нужно запустить процесс создания вещи, которая будет обладать классификационными признаками, описанными в ГОСТе.

    Поэтому давайте идти не с конца, а с начала.

    Итак, вы — юридическое лицо (оставим в стороне физических лиц, т.к. там свои особенности регулирования), и вы — неметаллургическое предприятие.

    Будем искать НЕ ответ на вопрос, что есть металлолом, а что за вещь оказалась в вашем распоряжении и куда ее правильно отнести (статус), чтоб не нарушить именно те обязательные требования, которые дОлжно соблюдать, обладая данной вещью.

    Полагаю, не нужно доказывать, что эта ВЕЩЬ — объект гражданского права, согласно ст. 128 ГК РФ эта ВЕЩЬ образовалась у вас (если вы ее первый собственник) либо в процессе производства, либо в процессе потребления, либо в процессе осуществления иной деятельности (например, снос, демонтаж, …). 

    Но каков статус этого объекта:

    •  отход, код ФККО, 

    • вторичный ресурс (=отход), код ФККО,

    • вторичное сырье (=продукция), код ОКПД

    • побочная продукция, код ОКПД

    • б/у продукция, код ОКПД

    • продукция, код ОКПД.

    Выбирайте и доказывайте. 

    Однако, вот прямо здесь и сейчас, обратите внимание:

    • если вещь нельзя использовать по ее прямому назначению, 

    • если она не является продуктом побочного производства*, 

    • если эта ВЕЩЬ у вас образовалась в результате иной деятельности, то количество вариантов (со статусами) у вас катастрофически сокращается.

    * Не пытайтесь поломанный при сборке мебели пильный диск по дереву для циркулярной пилы запихивать в побочный продукт. Он отход, образовавшийся в процессе потребления (использования), а не производства мебели.

    ** Не спешите называть вещь б/у если не готовы обосновать возможность использовать по прямому назначению

    ** Сто раз подумайте, прежде чем рискнете окрестить свою вещь «вторичным сырьем».

    Ну не может сегодня в силу ст. 1 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» образоваться вторичное сырье из воздуха:

    вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов (что равно «отход») непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.

    Есть мнение, что законодатель полностью вывел из под действия 89-ФЗ обращение с ломом/отходом ЧЦМ, включив в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» – статья 13.1 «Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению».

    Не соглашусь, и обосную свою позицию. Вы можете попробовать аргументировать свою. 

    [1] Согласно указанной ст. 13.1 89-ФЗ (п. 2) юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

    Первый звоночек 

    - какой документ у вас? Если вы не покупали и вам «не дарили», то вероятно в результате какой-то деятельности: в процессе производства, потребления, осуществления иной деятельности (например, снос, демонтаж, …). На которую у вас есть/нет технологический процесс?

    [2] Правила обращения с ломом и отходами ЦМ и ЧМ устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 и 4 ст. 13.1 89-ФЗ). 

    Второй звоночек

    - а что регламентируют эти Правила (которые утверждены постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 980)?

    «только порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома ЧЦМ, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и порядок организации и осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома ЧЦМ».

    Итак, Правила 980 только про заготовку, хранение, переработку и реализацию лома ЧЦМ.

    Читаем внимательно что означают термины (п. 4 постановления 980):

    «заготовка» — приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе, его последующая сортировка и отбор;

    «хранение» — временное содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов в месте осуществления лицензируемой деятельности;

    «переработка» — процессы измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов;

    «реализация» — отчуждение заготовленного лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе. 

    * Вы видите где-нибудь здесь «образование» лома черных и (или) цветных металлов?

    Это слово («образование») можно встретить в форме № 14-МЕТ (лом) «Сведения об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов» и указания по ее заполнению согласно приложению № 2 к настоящему приказу, утвержденной приказом Росстата от 31.07.2024 № 335.

    Открываем форму и смотрим, кто ее представляет:

    «юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие заготовку, хранение, переработку и реализацию лома и отходов черных и цветных металлов, имеющие соответствующую лицензию».

    К чему я привлекаю ваше внимание: 

    Закон № 89-ФЗ НЕ ОТДАЕТ на откуп Правилам (№ 980) вопрос образования лома и отхода ЧЦМ и, соответственно, набор требований, которые должен соблюсти «образователь».

    И мы с нашим «ломом и отходами цветных и (или) черных металлов» снова возвращаемся в федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а именно к статьям 1 и 17.1:

    Статья 1

    лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;

    Статья 17.1

    вторичные ресурсы, являющиеся ломом и отходами цветных и (или) черных металлов, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 13.1 настоящего Федерального закона. (4. ст. 17.1 89-ФЗ).

    Так вот «где тут хундэ грабен», как говорил Глеб Николаевич Орлович в фильме «Покровские ворота».

    Если у меня образовался лом и отходы ЦЧМ, то выходит, это вторичный ресурс (что по определению равно «отходы»), 

    • я могу их передать на утилизацию (это деятельность по обращению с отходами: отходами производства, потребления или отходами образовавшихся от использования товара/упаковки);

    • обязательно с учетом тех самых особенностей, что описаны в ст. 13.1 89-ФЗ;

    • предъявив документы о собственности;

    • вручив это контрагентам с лицензией на заготовке, хранению, переработке.

    А тут в помощь регулятору еще Классификационный каталог отходов (ФККО):

    4 60 000 00 00 0 Лом и отходы черных и цветных металлов.

    Еще небольшой аргумент в пользу того, что образование лома и отходов цветных и черных металлов (и все что дальше происходит до момента превращения его в продукцию) регламентируется законодательством об отходах (просто на определенной стадии добавляется еще Правила 980): 

    — это КоАП РФ.

    Есть ответственность (статья 14.26) за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, но как она звучит:

    Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 10 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения.

    Т.е. и здесь законодатель разводит требования:

    • к заготовке, хранению, переработке и реализации лома ЧЦМ (того, что регламентировано в постановлении 980), 

    • к образованию, сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию (это уже: статья 8.2 (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления); статья 8.6. (порча земель, в т.ч. отходами производства и потребления); статья 8.31. (нарушение правил санитарной безопасности в лесах, в т.ч. отходами производства и потребления).

    Теперь посмотрим судебную практику. И видим, она идет тем же путем, только без того количества деталей, что привожу выше:

    А81-5533/2021 (кассация от 16.05.2022, дело о признании недействительным приказа об отказе в переоформлении лицензии, об обязании совершить определенные действия (отказное)).

    Одним из видов отходов является лом и отходы цветных и (или) черных металлов, под которыми понимаются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий (абзац 16 статьи 1 Закона № 89-ФЗ).

    А82-2615/2022 (кассация от 10.07.2023 № Ф01-3745/2023, дело о признании недействительным предписания об устранении нарушений требований законодательства в сфере обращения с отходами (отказное))

    Роспотребнадзором было установлено накопление отхода с нарушением пункта 220 СанПиН 2.1.3684-21.

    Общество считало, что требование Роспотребнадзора является не только незаконным, но и неисполнимым: 

    • укрытие территории брезентом или оборудование навесом невозможно, поскольку погрузка и разгрузка лома производится постоянно (ежеминутно); 

    • общество не является собственником земельного участка и не вправе выполнять строительные работы на арендуемой территории).

    • что положения пункта 220 СанПиН 2.1.3684-21 не подлежит применению к рассматриваемым правоотношения, поскольку Общество не квалифицирует приобретаемый лом как отходы и рассматривает заготовку, хранение, реализацию лома как отдельный лицензируемый вид деятельности. 

    Суды отклонили довод Общества о том, что лом черных и цветных металлов не является отходами, 

    «группа отходов "лом и отходы черных и цветных металлов" включена в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 (код по ФККО 4 62 200 05 51 5). 

    Общество не ссылается на то, что изделия, получаемые им, не пришли в состояние негодности и обладают свойствами, позволяющими их использовать в собственном качестве или по иному назначению. 

    Возможность вторичного использования лома и отходов цветных и (или) черных металлов не свидетельствует об отсутствии оснований для отнесения их к отходам в смысле, установленном в пункте 220 СанПиН 2.1.3684-21».

    На заметку

    Налоговый кодекс не задается вопросом о статусе веществ. Это касается и «лома и отходов черных и цветных металлов». Более того, НК РФ даже не пытает охарактеризовать его суть. 

    Вероятно, потому, что определение уже есть в 89-ФЗ.

    Таким образом, и ст. 161 НК РФ (особенности определения налоговой базы налоговыми агентами (для исчисления НДС)) никаких дополнительных аргументом в поддержку той или иной позиции не добавляет.

    Обратите внимание, в п. 8 ст. 161 НК РФ внесены изменения, которые вступят в силу с 01.07.2025. 

    В данной статье НК РФ появится новый термин, но он не затронет «лом и отходы ЧЦМ»

    по-прежнему медными полуфабрикатами признаются любые товары, содержащие медь и используемые для производства кабельно-проводниковой продукции (в том числе после дополнительной обработки, переработки или иной трансформации), за исключением лома и отходов цветных металлов.

    Справочно 

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (ред. от 15.11.2024) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"». 

    220. При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

    временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; 

    поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); 

    поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка). 

     
    26.02.2025, 15:32
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам