-
при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК[3] и ПДУ[4] на границе СЗЗ и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II классов опасности (не менее 50 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценки риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее 30 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений;
-
при подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе СЗЗ до гигиенических нормативов и ниже;
-
при уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности;
-
при внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.
Могут ли соседние организации сократить СЗЗ другой организации?

СИТУАЦИЯ
Для предприятия в 2023 году был разработан проект СЗЗ[1], получено Решение об установлении СЗЗ, внесены сведения в ЕГРН[2]. В 2024 году обратился правообладатель соседнего участка о необходимости сокращения границ оформленной СЗЗ в связи с тем, что на часть их земельного участка накладывает ограничение СЗЗ предприятия. Суть в том, что при разработке проекта СЗЗ все нормируемые объекты были исключены из нашей СЗЗ, их участок был полностью исключен, но небольшой участок (67 м2) все-таки попал в нашу СЗЗ. Согласовывающие организации (ФБУЗ, РПН) ошибки не заметили.
ВОПРОС
Какой порядок действий в данной ситуации для нашей организации? Какие риски будут у организации в случае отсутствия каких-либо действий?
Ставьте отметки! Мы поймем, что тема актуальна для вас!
?Подписчики журнала «Справочник эколога» и «ЭкоСпоры» могут получить ответы на вопросы бесплатно.
ОТВЕТ
Согласно п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (далее — Правила), СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Иных оснований для установления СЗЗ не предусмотрено.
Согласно п. 25 Правил СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН.
В пределах земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, установленные в соответствии с законодательством РФ (п. 72 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3).
В пределах земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, установленные в соответствии с законодательством РФ (п. 72 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3).
В соответствии с п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 СЗЗ для действующих объектов может быть уменьшен:
Согласно п. 11 Правил в целях изменения СЗЗ в части уменьшения ее размеров при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.
Заявление об изменении СЗЗ и документы, указанные в п. 14 Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в п. п. 6, 7, 9 и 10 Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями. К заявлению об изменении СЗЗ прилагаются:
а) проект СЗЗ;
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ (п. п. 13, 14 Правил).
Таким образом, внесение изменений в части размеров (сокращения размера) СЗЗ не правообладателем объекта, в отношении которого эта СЗЗ установлена, возможно и в отсутствие воли такого правообладателя.
[1] Санитарно-защитная зона.
[2] Единый государственный реестр недвижимости.
[3] Предельно допустимая концентрация.
[4] Предельно-допустимый уровень.
-
при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК[3] и ПДУ[4] на границе СЗЗ и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II классов опасности (не менее 50 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценки риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее 30 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений;
-
при подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе СЗЗ до гигиенических нормативов и ниже;
-
при уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности;
-
при внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.
Могут ли соседние организации сократить СЗЗ другой организации?

СИТУАЦИЯ
Для предприятия в 2023 году был разработан проект СЗЗ[1], получено Решение об установлении СЗЗ, внесены сведения в ЕГРН[2]. В 2024 году обратился правообладатель соседнего участка о необходимости сокращения границ оформленной СЗЗ в связи с тем, что на часть их земельного участка накладывает ограничение СЗЗ предприятия. Суть в том, что при разработке проекта СЗЗ все нормируемые объекты были исключены из нашей СЗЗ, их участок был полностью исключен, но небольшой участок (67 м2) все-таки попал в нашу СЗЗ. Согласовывающие организации (ФБУЗ, РПН) ошибки не заметили.
ВОПРОС
Какой порядок действий в данной ситуации для нашей организации? Какие риски будут у организации в случае отсутствия каких-либо действий?
Ставьте отметки! Мы поймем, что тема актуальна для вас!
?Подписчики журнала «Справочник эколога» и «ЭкоСпоры» могут получить ответы на вопросы бесплатно.
ОТВЕТ
Согласно п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (далее — Правила), СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Иных оснований для установления СЗЗ не предусмотрено.
Согласно п. 25 Правил СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН.
В пределах земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, установленные в соответствии с законодательством РФ (п. 72 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3).
В пределах земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, установленные в соответствии с законодательством РФ (п. 72 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3).
В соответствии с п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 СЗЗ для действующих объектов может быть уменьшен:
Согласно п. 11 Правил в целях изменения СЗЗ в части уменьшения ее размеров при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.
Заявление об изменении СЗЗ и документы, указанные в п. 14 Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в п. п. 6, 7, 9 и 10 Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями. К заявлению об изменении СЗЗ прилагаются:
а) проект СЗЗ;
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ (п. п. 13, 14 Правил).
Таким образом, внесение изменений в части размеров (сокращения размера) СЗЗ не правообладателем объекта, в отношении которого эта СЗЗ установлена, возможно и в отсутствие воли такого правообладателя.
[1] Санитарно-защитная зона.
[2] Единый государственный реестр недвижимости.
[3] Предельно допустимая концентрация.
[4] Предельно-допустимый уровень.