Портрет разрешительной деятельности в экологии в 2022 году

    В условиях разразившегося экономического кризиса Правительство спешно бросает спасательные круги для бизнеса. И один из таких кругов – постановление от 12 марта 2022 года №353 об особенностях разрешительной деятельности в 2022 году. 

    Я предлагаю оценить общую картину происходящего, а подробности рассмотреть в статье в майском номере «Справочника эколога». Как помогают бизнесу и чем эта помощь может обернуться? 

     

    1. Действие срочных разрешений продлевается, а в рамках разрешительных режимов могут быть введены «льготные» условия

    На 12 месяцев продлевается действие срочных разрешений, сроки которых истекают до 31.12.2022 (п. 1 постановления), но органы вправе продлить и те разрешения, сроки которых истекли до вступления в силу постановления (п. 2 постановление).

    Здесь можно только посоветовать природопользователям воспользоваться возможностью и продлить и те разрешения, сроки по которым истекли до 12.03.22, направив соответствующее письмо в РПН, Росводресурсы и т.д.

    Органам дали карт-бланш на упрощение порядка получения разрешений/переаттестации либо вовсе допускать до деятельности без его прохождения (п. 4 постановления). Будем ждать актов органов, разъясняющих, по какой модели они пойдут и насколько низко опустят административные барьеры.

     

    2. Срок получения КЭР сдвинут до 31.12.2024 (п. 1 приложения 8)

    У тех природопользователей, получение КЭР которыми было под вопросом, есть время разработать методики расчета выбросов/сбросов, оспорить или дождаться изменения нормативов, достроить очистные сооружения и т.д.

    В целом я очень приветствую конкретно это нововведение, потому что объективно не все производства смогли оперативно перестроиться под стандарты НДТ, не говоря уже о том, что к этим стандартам есть много вопросов.

     

    3. Набивший оскомину вопрос, нужно или не нужно проходить ГЭЭ повторно, если срок положительного заключения истек, а объект не достроен, на 2022 год разрешен – экспертиза для объектов 1 категории НВОС не требуется, за исключением объектов в составе объектов капитального строительства, содержащей решения по обработке/утилизации/обезвреживанию/размещению или захоронению отходов (п. 3)

    Отмечу, что позиция Минприроды и Росприроднадзора по этому вопросу поменялась: если раньше и без особого уточнения окончание строительства за пределами срока ГЭЭ в соответствии с проектом не требовало повторного прохождения экспертизы, то с 2018 года Минприроды и Росприроднадзор начали издавать прямо противоположные толкования.

    На мой взгляд, такой подход был незаконен изначально и требовал такой корректировки, как в п. 3, уже давно. 

    Почему? Нужно учесть все недостатки процедуры ГЭЭ – и согласование проектной документации, а не проекта, и манипулирование составом экспертов, и отсутствие ранее привязки срока действия положительного заключения к сроку реализации объекта и пр. И помимо этого, противоречие такого подхода самой идее института ГЭЭ (согласование планируемой, а не уже осуществляемой деятельности). Тем не менее, можно порадоваться, что вопрос решен хотя бы и с такими вводными.

     

    4. Недропользователям дали «зеленый свет» – разрешили превышать уровень добычи, отклоняться от проекта по объему и видам работ (п. 5 приложения 11).

    Эти нововведения я оцениваю негативно.

    Еще недавно, в ноябре прошлого года, после трагедии на шахте «Листвяжная», был взят совершенно противоположный курс –  на ужесточение контроля за соблюдением условий и объемов добычи. Так как именно погоня за объемами добычи привела к тому, что несоблюдение технических условий было проигнорировано, дегазация шахты отложена.

    Есть опасения, что снижение контроля в этих вопросах может обернуться человеческими жертвами.

    Об остальном читайте в майском номере «Справочника эколога».

     

    Полина Позднякова

    Эксперт по экологическому праву и комплаенсу, автор телеграмм-канала «Эколог из бюро»

    22.03.2022, 11:12

    Портрет разрешительной деятельности в экологии в 2022 году

    В условиях разразившегося экономического кризиса Правительство спешно бросает спасательные круги для бизнеса. И один из таких кругов – постановление от 12 марта 2022 года №353 об особенностях разрешительной деятельности в 2022 году. 

    Я предлагаю оценить общую картину происходящего, а подробности рассмотреть в статье в майском номере «Справочника эколога». Как помогают бизнесу и чем эта помощь может обернуться? 

     

    1. Действие срочных разрешений продлевается, а в рамках разрешительных режимов могут быть введены «льготные» условия

    На 12 месяцев продлевается действие срочных разрешений, сроки которых истекают до 31.12.2022 (п. 1 постановления), но органы вправе продлить и те разрешения, сроки которых истекли до вступления в силу постановления (п. 2 постановление).

    Здесь можно только посоветовать природопользователям воспользоваться возможностью и продлить и те разрешения, сроки по которым истекли до 12.03.22, направив соответствующее письмо в РПН, Росводресурсы и т.д.

    Органам дали карт-бланш на упрощение порядка получения разрешений/переаттестации либо вовсе допускать до деятельности без его прохождения (п. 4 постановления). Будем ждать актов органов, разъясняющих, по какой модели они пойдут и насколько низко опустят административные барьеры.

     

    2. Срок получения КЭР сдвинут до 31.12.2024 (п. 1 приложения 8)

    У тех природопользователей, получение КЭР которыми было под вопросом, есть время разработать методики расчета выбросов/сбросов, оспорить или дождаться изменения нормативов, достроить очистные сооружения и т.д.

    В целом я очень приветствую конкретно это нововведение, потому что объективно не все производства смогли оперативно перестроиться под стандарты НДТ, не говоря уже о том, что к этим стандартам есть много вопросов.

     

    3. Набивший оскомину вопрос, нужно или не нужно проходить ГЭЭ повторно, если срок положительного заключения истек, а объект не достроен, на 2022 год разрешен – экспертиза для объектов 1 категории НВОС не требуется, за исключением объектов в составе объектов капитального строительства, содержащей решения по обработке/утилизации/обезвреживанию/размещению или захоронению отходов (п. 3)

    Отмечу, что позиция Минприроды и Росприроднадзора по этому вопросу поменялась: если раньше и без особого уточнения окончание строительства за пределами срока ГЭЭ в соответствии с проектом не требовало повторного прохождения экспертизы, то с 2018 года Минприроды и Росприроднадзор начали издавать прямо противоположные толкования.

    На мой взгляд, такой подход был незаконен изначально и требовал такой корректировки, как в п. 3, уже давно. 

    Почему? Нужно учесть все недостатки процедуры ГЭЭ – и согласование проектной документации, а не проекта, и манипулирование составом экспертов, и отсутствие ранее привязки срока действия положительного заключения к сроку реализации объекта и пр. И помимо этого, противоречие такого подхода самой идее института ГЭЭ (согласование планируемой, а не уже осуществляемой деятельности). Тем не менее, можно порадоваться, что вопрос решен хотя бы и с такими вводными.

     

    4. Недропользователям дали «зеленый свет» – разрешили превышать уровень добычи, отклоняться от проекта по объему и видам работ (п. 5 приложения 11).

    Эти нововведения я оцениваю негативно.

    Еще недавно, в ноябре прошлого года, после трагедии на шахте «Листвяжная», был взят совершенно противоположный курс –  на ужесточение контроля за соблюдением условий и объемов добычи. Так как именно погоня за объемами добычи привела к тому, что несоблюдение технических условий было проигнорировано, дегазация шахты отложена.

    Есть опасения, что снижение контроля в этих вопросах может обернуться человеческими жертвами.

    Об остальном читайте в майском номере «Справочника эколога».

     

    Полина Позднякова

    Эксперт по экологическому праву и комплаенсу, автор телеграмм-канала «Эколог из бюро»

    22.03.2022, 11:12
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам