Три аргумента за экологический комплаенс на предприятии в 2022 году

    Экологический аудит более знакомая история для России, а вот комплаенс – практика, популярная в силу особенностей ведения трагсграничного бизнеса в основном среди международных компаний. Учитывая текущую геополитическую обстановку и уход с российского рынка многих крупных производителей, хотелось бы поговорить о том, почему именно сейчас, в ситуации разворачивающегося экономического кризиса, заняться комплаенсом самое время и российским компаниям.

    Аудит – это проверка деятельности на соблюдение экологического законодательства, а комплаенс – это разработка политик и сопутствующих им документов для его соблюдения в соответствии с идеями экологического менеджмента, в том числе воплощенными в стандартах ISO серии 14000. В целом два эти процесса неразрывно связаны, но один не подменяет другой. 

    Комплаенс предполагает адаптацию и выстраивание системы управления экологическими рисками с учетом особенностей конкретного предприятия. 

    Нужны глубокие знания и опыт в правовом сопровождении экологических проектов, включая контрольные мероприятия, и значительного спектра экологических вопросов. Помимо этого, требуются компетенции, не связанные с экологией и правом, например, в области менеджмента и общего комплаенса.  При разработке политик учитывается структура производства, культурные особенности, стиль руководства, социальный образ компании и пр. 

    Именно поэтому по-настоящему эффективный комплаенс требует широкой квалификации специалистов, участвующих в его проведении. Тем не менее, в какой-то мере комплаенс может быть проведен и силами самого предприятия.

    Казалось бы, сейчас потребность в нем неочевидна, учитывая текущее бедственное положение практически всех отраслей.  Но все же я могу выделить несколько аргументов «за»:

    • введен мораторий на проверки и ряд послаблений в разрешительной деятельности, а значит, на проведение «генеральной экологической уборки» есть время

    Несмотря на то, что мораторий не исключает возможности проведения экологического контроля через внеплановые проверки органами прокуратуры и по другим основаниям, многие плановые проверки природоохранными органами уже перенесены или отменены, введены ограничения на выдачу предписаний.

    И хотя и не для всех объектов был отложено получение КЭР, и не все виды разрешений были автоматически продлены (пока), тем не менее часть работы в разрезе разрешительной деятельности также отошла на второй план. Соответственно, есть время отработать процессы, не отвлекаясь на эти вопросы.

    • экономическая ситуация стабилизируется, а экологические проблемы (и проверки) останутся

    Необходимо учитывать общий тренд на ужесточение экологического контроля: количество проверок до 2022 года росло, как и количество дел об административных правонарушениях и экологических ущербах. При этом все реже такие дела разрешаются в пользу компаний. Экологический контроль сближается с налоговым и в части процедур, и в части прогосударственного уклона при разрешении судебных споров. Соответственно, необходимо работать на превенцию и не рассчитывать, что какие-либо ошибки можно будет исправить в ходе судебных разбирательств. 

     

    Наличие комплаенс-системы существенно снижает правовые и другие риски. Нередко к административным штрафам, приостановке деятельности, искам о возмещении экологического вреда приводит не столько ошибки в экологической документации, сколько отсутствие адекватной и своевременной коммуникации между юридической и экологической службой. А также незнание того, как корректно провести мероприятие или заполнить документ, что не всегда относится к ошибкам. Иногда даже правильное с точки зрения экологической безопасности поведение порождает юридические, экономические, социальные и другие негативные последствия.

    • остается актуальной климатическая повестка

    Особый интерес приобретает и климатический комплаенс, преимущества которого, в отличие от общего экологического комплаенса, менее очевидны. Пока отчетность по парниковым газам сдается в уведомительном порядке, но уже сейчас есть 6 аккредитованных организаций, уполномоченных на верификацию и валидацию парниковых газов, а значит, проверку отчетности (объем выбросов, объем поглощения и пр.). Орган, уполномоченный принимать эту отчетность, пока не назначен, но он в любом случае будет определен, а для сообщения недостоверных сведений в отчетности или ее несвоевременой сдачи с 2023 года будет предусмотрен отдельный состав административного правонарушения. И поэтому уже сейчас можно приводить и отчетность, и сами мероприятия к требованиям стандартов ISO.

    Помимо этого, некоторыми регионами уже разработаны планы по адаптации к изменениям климата, которые также должны быть учтены в деятельности компании – включены в реестр экологических рисков с разработкой мероприятий по их минимизации. Одно из очевидных последствий включения таких рисков в реестр – возможность сослаться на непреодолимую силу в случае если ущерб окружающей среде будет причинен опасным производственным объектом в результате действия природного явления, в том числе вызванного изменением климата.


     

    Полина Позднякова

    Эксперт по экологическому праву и комплаенсу, автор телеграмм-канала «Эколог из бюро»

    29.03.2022, 14:52

    Три аргумента за экологический комплаенс на предприятии в 2022 году

    Экологический аудит более знакомая история для России, а вот комплаенс – практика, популярная в силу особенностей ведения трагсграничного бизнеса в основном среди международных компаний. Учитывая текущую геополитическую обстановку и уход с российского рынка многих крупных производителей, хотелось бы поговорить о том, почему именно сейчас, в ситуации разворачивающегося экономического кризиса, заняться комплаенсом самое время и российским компаниям.

    Аудит – это проверка деятельности на соблюдение экологического законодательства, а комплаенс – это разработка политик и сопутствующих им документов для его соблюдения в соответствии с идеями экологического менеджмента, в том числе воплощенными в стандартах ISO серии 14000. В целом два эти процесса неразрывно связаны, но один не подменяет другой. 

    Комплаенс предполагает адаптацию и выстраивание системы управления экологическими рисками с учетом особенностей конкретного предприятия. 

    Нужны глубокие знания и опыт в правовом сопровождении экологических проектов, включая контрольные мероприятия, и значительного спектра экологических вопросов. Помимо этого, требуются компетенции, не связанные с экологией и правом, например, в области менеджмента и общего комплаенса.  При разработке политик учитывается структура производства, культурные особенности, стиль руководства, социальный образ компании и пр. 

    Именно поэтому по-настоящему эффективный комплаенс требует широкой квалификации специалистов, участвующих в его проведении. Тем не менее, в какой-то мере комплаенс может быть проведен и силами самого предприятия.

    Казалось бы, сейчас потребность в нем неочевидна, учитывая текущее бедственное положение практически всех отраслей.  Но все же я могу выделить несколько аргументов «за»:

    • введен мораторий на проверки и ряд послаблений в разрешительной деятельности, а значит, на проведение «генеральной экологической уборки» есть время

    Несмотря на то, что мораторий не исключает возможности проведения экологического контроля через внеплановые проверки органами прокуратуры и по другим основаниям, многие плановые проверки природоохранными органами уже перенесены или отменены, введены ограничения на выдачу предписаний.

    И хотя и не для всех объектов был отложено получение КЭР, и не все виды разрешений были автоматически продлены (пока), тем не менее часть работы в разрезе разрешительной деятельности также отошла на второй план. Соответственно, есть время отработать процессы, не отвлекаясь на эти вопросы.

    • экономическая ситуация стабилизируется, а экологические проблемы (и проверки) останутся

    Необходимо учитывать общий тренд на ужесточение экологического контроля: количество проверок до 2022 года росло, как и количество дел об административных правонарушениях и экологических ущербах. При этом все реже такие дела разрешаются в пользу компаний. Экологический контроль сближается с налоговым и в части процедур, и в части прогосударственного уклона при разрешении судебных споров. Соответственно, необходимо работать на превенцию и не рассчитывать, что какие-либо ошибки можно будет исправить в ходе судебных разбирательств. 

     

    Наличие комплаенс-системы существенно снижает правовые и другие риски. Нередко к административным штрафам, приостановке деятельности, искам о возмещении экологического вреда приводит не столько ошибки в экологической документации, сколько отсутствие адекватной и своевременной коммуникации между юридической и экологической службой. А также незнание того, как корректно провести мероприятие или заполнить документ, что не всегда относится к ошибкам. Иногда даже правильное с точки зрения экологической безопасности поведение порождает юридические, экономические, социальные и другие негативные последствия.

    • остается актуальной климатическая повестка

    Особый интерес приобретает и климатический комплаенс, преимущества которого, в отличие от общего экологического комплаенса, менее очевидны. Пока отчетность по парниковым газам сдается в уведомительном порядке, но уже сейчас есть 6 аккредитованных организаций, уполномоченных на верификацию и валидацию парниковых газов, а значит, проверку отчетности (объем выбросов, объем поглощения и пр.). Орган, уполномоченный принимать эту отчетность, пока не назначен, но он в любом случае будет определен, а для сообщения недостоверных сведений в отчетности или ее несвоевременой сдачи с 2023 года будет предусмотрен отдельный состав административного правонарушения. И поэтому уже сейчас можно приводить и отчетность, и сами мероприятия к требованиям стандартов ISO.

    Помимо этого, некоторыми регионами уже разработаны планы по адаптации к изменениям климата, которые также должны быть учтены в деятельности компании – включены в реестр экологических рисков с разработкой мероприятий по их минимизации. Одно из очевидных последствий включения таких рисков в реестр – возможность сослаться на непреодолимую силу в случае если ущерб окружающей среде будет причинен опасным производственным объектом в результате действия природного явления, в том числе вызванного изменением климата.


     

    Полина Позднякова

    Эксперт по экологическому праву и комплаенсу, автор телеграмм-канала «Эколог из бюро»

    29.03.2022, 14:52
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам