Фильм об экологической катастрофе, который стоит посмотреть на майских праздниках

    Майские праздники – хорошая возможность отвлечься от рутинных дел (и даже почти забыть про работу), а значит, почитать давно отложенные книги и посмотреть фильмы. Сегодня колонка «выходного дня» – это рецензия на художественный фильм «Великий» (2020) об экологической катастрофе в городе Минамата (Японии) в главной роли с Джонни Деппом.

     

    Обсудим, какие проблемы поднимаются в фильме и почему сейчас они как никогда актуальны применительно к экологическому менеджменту предприятий.

     

    В 2020 году вышла американская драма «Великий», снятая по книге «Минамата» Эйлин Миоко и Уильяма Юджина Смита. Смит как раз и был тем фотожурналистом, который отправился в Японию снимать материал о болезни Минаматы (последствий отравления ртутью в Японии).

     

    Фильм рассказывает об истории фоторасследования катастрофы в г. Минамата. В апреле 1956 г. у местных жителей начали обнаруживать признаки странной тяжелой нервной болезни. У пострадавших нарушалась координация, снижалась чувствительность в конечностях, зрение и слух, возникал паралич.  Первоначально предполагалась, что болезнь инфекционная, но затем признаки странного поведения начали находить и у животных. Смертность от заболевания достигала 40%.

     

    Когда ученые из университета Кумамото проанализировали данные о пострадавших, они обнаружили, что все заболевающие происходили из рыбацких деревень на побережье залива Минамата, чьей основной пищей были морепродукты, выловленные в этом заливе. Родилось предположение об отравлении тяжелыми металлами в результате сброса загрязненных вод компанией Тиссо.

     

    Химический анализ сточных вод, проведенный компанией Тиссо, выявил превышение в сточных водах свинца, ртути, марганца, мышьяка, селена и таллия. Однако компания предпринимала различные попытки скрыть связь заболевания и сброса загрязненных вод, результаты исследований ученых долгое время не придавались огласке.

     

    Внимание общественности к проблеме Минамата удалось привлечь только после публикации фотографий Смита в журнале Life в 1972 году. Один из самых сильных снимков  – Томоко Уэмура в её ванной комнате, где мать обнимает искалеченную болезнью дочь в японской ванной комнате.

     

    Родственникам заболевших тяжело далось решение обнажить эту часть их жизни, и буквально пустить журналистов и мировую общественность в их дома. Пострадавшие стали объектом пристального внимания, при этом среди местных жителей это было воспринято неоднозначно – родителей и других родственников начали обвинять в получении финансовой выгоды и обретении популярности за счет изувеченных родственников.

     

    Тяжело велась и работа самого Смита. На него напали якудза (организованная преступность в Японии), нанятые компанией Тиссо, с целью как запугать самого фотографа, так и уничтожить его снимки. Тиссо пытались и подкупить фотографа, зная о его финансовых и семейных проблемах.

    Фильм наводит на размышления о многих вопросах, но я уделю особое внимание экологическому менеджменту.

     

    В фильме ярко показано, сколько может заплатить человечество за экономический рост любой ценой. Этот аспект особенно актуален для России сейчас, когда в связи с экономической ситуацией правительством вводятся различные послабления в части экологической деятельности компаний. Однако и компании должны оценивать с учетом долгосрочной перспективы, до каких пределов допустимо снижать внутренний экологический контроль и оптимизировать расходы на обеспечение экологической безопасности.

     

    В продолжение этой мысли важно также посмотреть и на другой вопрос – какой может быть порядок работы с уже произошедшим загрязнением. Какую стратегию выбрала компания Тиссо, узнав о последствиях сброса загрязненных вод: значительные финансовые ресурсы были потрачены на подкуп местного населения, ученых, организацию нападений. Эти же ресурсы могли быть направлены на изменение производственных процессов. Была ли успешна эта стратегия? Несмотря на то, что компания полностью не прекратила свою деятельность, в конечном итоге она столкнулась со значительными негативными репутационными последствиями, а также была привлечена к ответственности.

     

    Другая важная сюжетная линия – что позволило обратить внимание мировое общественности к катастрофе. Чтобы пролить свет на происходящее в Минамата, главные герои отправляются в Японию подготовить фоторепортаж и опубликовать снимки на первой полосе Life. Героям приходится преодолевать массу препятствий: сначала уговорить самого Смита взять материал, затем, убедить издателя отправить Смита в командировку, выстоять в противостоянии с Тиссо и не согласиться на подкуп, убедить местных жителей позировать для снимков и многое другое.

     

    Сейчас похожий, но более простой инструмент придания огласке экологических проблем предприятий – это расследования экоблогеров. Такие люди ближе к населению, чем СМИ, поэтому вызывают у первых больше доверия. Однако у таких расследований есть и обратная сторона – случается, что блогеры, действуя по заказу или не проводя качественных исследований, создают ложную картину происходящего, а следом и репутационные риски для предприятий.  Поэтому один из важных векторов работы компаний – это не только работа по снижению экологических рисков, но и работа с населением и общественностью, просветительская деятельность.

     

    Это далеко не единственные вопросы, о которых можно поразмышлять, посмотрев фильм. Одно из его значительных преимуществ – он показывает проблему со всех сторон – с позиции населения, компании и правительства, общественности, и подчеркивает, насколько сложно порой прийти к истине и добиться справедливости.  Интересующимся художественным осмыслением экологических проблем однозначно рекомендую к просмотру.

     

    Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»

    04.05.2022, 09:33

    Фильм об экологической катастрофе, который стоит посмотреть на майских праздниках

    Майские праздники – хорошая возможность отвлечься от рутинных дел (и даже почти забыть про работу), а значит, почитать давно отложенные книги и посмотреть фильмы. Сегодня колонка «выходного дня» – это рецензия на художественный фильм «Великий» (2020) об экологической катастрофе в городе Минамата (Японии) в главной роли с Джонни Деппом.

     

    Обсудим, какие проблемы поднимаются в фильме и почему сейчас они как никогда актуальны применительно к экологическому менеджменту предприятий.

     

    В 2020 году вышла американская драма «Великий», снятая по книге «Минамата» Эйлин Миоко и Уильяма Юджина Смита. Смит как раз и был тем фотожурналистом, который отправился в Японию снимать материал о болезни Минаматы (последствий отравления ртутью в Японии).

     

    Фильм рассказывает об истории фоторасследования катастрофы в г. Минамата. В апреле 1956 г. у местных жителей начали обнаруживать признаки странной тяжелой нервной болезни. У пострадавших нарушалась координация, снижалась чувствительность в конечностях, зрение и слух, возникал паралич.  Первоначально предполагалась, что болезнь инфекционная, но затем признаки странного поведения начали находить и у животных. Смертность от заболевания достигала 40%.

     

    Когда ученые из университета Кумамото проанализировали данные о пострадавших, они обнаружили, что все заболевающие происходили из рыбацких деревень на побережье залива Минамата, чьей основной пищей были морепродукты, выловленные в этом заливе. Родилось предположение об отравлении тяжелыми металлами в результате сброса загрязненных вод компанией Тиссо.

     

    Химический анализ сточных вод, проведенный компанией Тиссо, выявил превышение в сточных водах свинца, ртути, марганца, мышьяка, селена и таллия. Однако компания предпринимала различные попытки скрыть связь заболевания и сброса загрязненных вод, результаты исследований ученых долгое время не придавались огласке.

     

    Внимание общественности к проблеме Минамата удалось привлечь только после публикации фотографий Смита в журнале Life в 1972 году. Один из самых сильных снимков  – Томоко Уэмура в её ванной комнате, где мать обнимает искалеченную болезнью дочь в японской ванной комнате.

     

    Родственникам заболевших тяжело далось решение обнажить эту часть их жизни, и буквально пустить журналистов и мировую общественность в их дома. Пострадавшие стали объектом пристального внимания, при этом среди местных жителей это было воспринято неоднозначно – родителей и других родственников начали обвинять в получении финансовой выгоды и обретении популярности за счет изувеченных родственников.

     

    Тяжело велась и работа самого Смита. На него напали якудза (организованная преступность в Японии), нанятые компанией Тиссо, с целью как запугать самого фотографа, так и уничтожить его снимки. Тиссо пытались и подкупить фотографа, зная о его финансовых и семейных проблемах.

    Фильм наводит на размышления о многих вопросах, но я уделю особое внимание экологическому менеджменту.

     

    В фильме ярко показано, сколько может заплатить человечество за экономический рост любой ценой. Этот аспект особенно актуален для России сейчас, когда в связи с экономической ситуацией правительством вводятся различные послабления в части экологической деятельности компаний. Однако и компании должны оценивать с учетом долгосрочной перспективы, до каких пределов допустимо снижать внутренний экологический контроль и оптимизировать расходы на обеспечение экологической безопасности.

     

    В продолжение этой мысли важно также посмотреть и на другой вопрос – какой может быть порядок работы с уже произошедшим загрязнением. Какую стратегию выбрала компания Тиссо, узнав о последствиях сброса загрязненных вод: значительные финансовые ресурсы были потрачены на подкуп местного населения, ученых, организацию нападений. Эти же ресурсы могли быть направлены на изменение производственных процессов. Была ли успешна эта стратегия? Несмотря на то, что компания полностью не прекратила свою деятельность, в конечном итоге она столкнулась со значительными негативными репутационными последствиями, а также была привлечена к ответственности.

     

    Другая важная сюжетная линия – что позволило обратить внимание мировое общественности к катастрофе. Чтобы пролить свет на происходящее в Минамата, главные герои отправляются в Японию подготовить фоторепортаж и опубликовать снимки на первой полосе Life. Героям приходится преодолевать массу препятствий: сначала уговорить самого Смита взять материал, затем, убедить издателя отправить Смита в командировку, выстоять в противостоянии с Тиссо и не согласиться на подкуп, убедить местных жителей позировать для снимков и многое другое.

     

    Сейчас похожий, но более простой инструмент придания огласке экологических проблем предприятий – это расследования экоблогеров. Такие люди ближе к населению, чем СМИ, поэтому вызывают у первых больше доверия. Однако у таких расследований есть и обратная сторона – случается, что блогеры, действуя по заказу или не проводя качественных исследований, создают ложную картину происходящего, а следом и репутационные риски для предприятий.  Поэтому один из важных векторов работы компаний – это не только работа по снижению экологических рисков, но и работа с населением и общественностью, просветительская деятельность.

     

    Это далеко не единственные вопросы, о которых можно поразмышлять, посмотрев фильм. Одно из его значительных преимуществ – он показывает проблему со всех сторон – с позиции населения, компании и правительства, общественности, и подчеркивает, насколько сложно порой прийти к истине и добиться справедливости.  Интересующимся художественным осмыслением экологических проблем однозначно рекомендую к просмотру.

     

    Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»

    04.05.2022, 09:33
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам