Экологический комплаенс – инструмент или маркетинг?
Экологический комплаенс – относительно новое явление в работе с эколого-правовыми рисками в России. И, как и любая новизна, его встречают по-разному – кто-то с интересом, радостью и облегчением, а кто-то с позиции глухой обороны и скепсисом. В преддверии июньского вебинара об экологическом комплаенсе заглянем в самое сердце комплаенса и порассуждаем, что же такое комплаенс на самом деле – маркетинговый ход для подачи тех же самых услуг или принципиально новый подход и рабочий инструмент?
Экологический комплаенс для компаний – это относительная новинка в правовой работе с экологическими рисками. Относительная, потому что есть компании, которые уже в той или иной степени внедряют некоторые его формы, а новинка, потому что системный подход к юридической стороне экологических вопросов – это совершенно точно не массовый феномен для компаний.
Стандартный взгляд компаний на юридическую работу – привлекать юриста к решению проблемы, когда пожар уже разгорелся (возник конфликт с контролирующим органом, проверка завершилась выдачей внушительного предписания, орган подал иск о возмещении вреда и т.д.).
Юрист бесконечно тушит пожары, ищет безвозвратно утерянные документы или людей, ответственных за тот или иной материальный вопрос. Весь процесс работы с экологическими проблемами сопряжен для всех его участников с большим стрессом, т.к. каждый вынужден искать выход из экстраординарных или безвыходных ситуаций в условиях ограниченных ресурсов. И не всегда это все заканчивается успешно. На многих предприятиях не организован даже документооборот, невозможно найти строительную документацию, что часто имеет огромное значение при разрешении экологических вопросов.
Именно поэтому экологический комплаенс – это не вопрос «защиты русского языка» или продажи тех же услуг под новым соусом. Для комплаенса просто нет русского слова, потому что это не наше явление и не наш подход к решению экологических вопросов, в том числе и в правовом поле.
В мире комплаенс развивается уже очень давно – с 70-80-х гг. прошлого века, Россия даже участвовала в разработке методических рекомендаций ОЭСР о внедрении экологического комплаенса (еще 20 лет назад). Но только сейчас в законодательстве постепенно появляются элементы и структуры, знакомые комплаенсу – превентивный подход в государственном контроле (Закон № 248-ФЗ), эксперимент по консультированию инвестпроектов Росприроднадзором. Да, возможно, исполнение далеко от идеала, но эти шаги – предзнаменование смены парадигмы в регулировании экологической деятельности предприятий.
В основе комплаенса лежит не только знание законодательства и практики, но и глубинное понимание системности всех процессов. Именно поэтому для комплаенса недостаточно разбираться только в правовых нормах и экологической деятельности, необходимо иметь представление о менеджменте, психологии, PR и GR.
Разрабатывать комплаенс-системы, работающие внутри компаний, сложно. Причин много. Решения по минимизации правовых рисков ограничены разрушающимся советским наследием, на котором до сих пор работают предприятия (особенно, ГУПы и МУПы), нехваткой финансирования. Но самая большая сложность – это изменить образ мышления, подход к юридической работе с экологическими рисками. Расширить представление о том, что эколого-правовые риски – это вопрос только эколога и юриста, переориентировать работу на предупреждение негативных последствий. Однако те, кто уже начали внедрять эти системы, видят положительный результат.
На мой взгляд, лучше обратиться к лучшим мировым практикам, переработать их с учетом нашего опыта, вдохнуть в них новую жизнь и что-то изменить у нас в положительную сторону, чем сидеть с тем, что есть, и продолжать падать в пропасть.
Комплаенс – это новый подход к организации деятельности, ориентированный не на тушение пожаров как на правило, а выстраивание системы, где такие пожары – исключение. Именно поэтому это не маркетинговый ход, а новый действительно работающий инструмент.
P.S. Экология – термин, предложенный в прошлом веке немецким естествоиспытателем и философом Эрнстом Геккелем, в основе его лежит два греческих слова. Вряд ли для «экологии» найдется исконно русский терминологический аналог. И стоит ли тратить время на его поиск вместо того, чтобы улучшать то, что это слово означает?
Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»
Экологический комплаенс – инструмент или маркетинг?
Экологический комплаенс – относительно новое явление в работе с эколого-правовыми рисками в России. И, как и любая новизна, его встречают по-разному – кто-то с интересом, радостью и облегчением, а кто-то с позиции глухой обороны и скепсисом. В преддверии июньского вебинара об экологическом комплаенсе заглянем в самое сердце комплаенса и порассуждаем, что же такое комплаенс на самом деле – маркетинговый ход для подачи тех же самых услуг или принципиально новый подход и рабочий инструмент?
Экологический комплаенс для компаний – это относительная новинка в правовой работе с экологическими рисками. Относительная, потому что есть компании, которые уже в той или иной степени внедряют некоторые его формы, а новинка, потому что системный подход к юридической стороне экологических вопросов – это совершенно точно не массовый феномен для компаний.
Стандартный взгляд компаний на юридическую работу – привлекать юриста к решению проблемы, когда пожар уже разгорелся (возник конфликт с контролирующим органом, проверка завершилась выдачей внушительного предписания, орган подал иск о возмещении вреда и т.д.).
Юрист бесконечно тушит пожары, ищет безвозвратно утерянные документы или людей, ответственных за тот или иной материальный вопрос. Весь процесс работы с экологическими проблемами сопряжен для всех его участников с большим стрессом, т.к. каждый вынужден искать выход из экстраординарных или безвыходных ситуаций в условиях ограниченных ресурсов. И не всегда это все заканчивается успешно. На многих предприятиях не организован даже документооборот, невозможно найти строительную документацию, что часто имеет огромное значение при разрешении экологических вопросов.
Именно поэтому экологический комплаенс – это не вопрос «защиты русского языка» или продажи тех же услуг под новым соусом. Для комплаенса просто нет русского слова, потому что это не наше явление и не наш подход к решению экологических вопросов, в том числе и в правовом поле.
В мире комплаенс развивается уже очень давно – с 70-80-х гг. прошлого века, Россия даже участвовала в разработке методических рекомендаций ОЭСР о внедрении экологического комплаенса (еще 20 лет назад). Но только сейчас в законодательстве постепенно появляются элементы и структуры, знакомые комплаенсу – превентивный подход в государственном контроле (Закон № 248-ФЗ), эксперимент по консультированию инвестпроектов Росприроднадзором. Да, возможно, исполнение далеко от идеала, но эти шаги – предзнаменование смены парадигмы в регулировании экологической деятельности предприятий.
В основе комплаенса лежит не только знание законодательства и практики, но и глубинное понимание системности всех процессов. Именно поэтому для комплаенса недостаточно разбираться только в правовых нормах и экологической деятельности, необходимо иметь представление о менеджменте, психологии, PR и GR.
Разрабатывать комплаенс-системы, работающие внутри компаний, сложно. Причин много. Решения по минимизации правовых рисков ограничены разрушающимся советским наследием, на котором до сих пор работают предприятия (особенно, ГУПы и МУПы), нехваткой финансирования. Но самая большая сложность – это изменить образ мышления, подход к юридической работе с экологическими рисками. Расширить представление о том, что эколого-правовые риски – это вопрос только эколога и юриста, переориентировать работу на предупреждение негативных последствий. Однако те, кто уже начали внедрять эти системы, видят положительный результат.
На мой взгляд, лучше обратиться к лучшим мировым практикам, переработать их с учетом нашего опыта, вдохнуть в них новую жизнь и что-то изменить у нас в положительную сторону, чем сидеть с тем, что есть, и продолжать падать в пропасть.
Комплаенс – это новый подход к организации деятельности, ориентированный не на тушение пожаров как на правило, а выстраивание системы, где такие пожары – исключение. Именно поэтому это не маркетинговый ход, а новый действительно работающий инструмент.
P.S. Экология – термин, предложенный в прошлом веке немецким естествоиспытателем и философом Эрнстом Геккелем, в основе его лежит два греческих слова. Вряд ли для «экологии» найдется исконно русский терминологический аналог. И стоит ли тратить время на его поиск вместо того, чтобы улучшать то, что это слово означает?
Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»