«Зеленые» стандарты ESG и их перспективы
На сессии Петербургского международного экономического форума «Национальный зеленый стандарт: от слов к делу» обсуждался вопрос «зеленых» стандартов ESG и перспектив их внедрения в России. Предлагаю посмотреть, что обсуждали представители бизнеса и власти на сессии, и поразмышлять о проблемах и перспективах «зеленых» стандартов.
В текущей ситуации расходы на ESG сократились, но и бизнес, и представителей государственных органов беспокоит вопрос о продолжении экологизации хозяйственной деятельности компаний. Этот вектор дискуссии обуславливается множеством причин.
Соблюдение стандартов ESG – это, со множеством оговорок, но все же один из способов оценки экологической деятельности компаний. Снижение экологических требований к компаниям скажется на состоянии окружающей среды, а соответственно, и на качестве жизни людей.
Стандарты ESG также влияют на развитие бизнеса. Азиатские страны, как оказалось, предъявляют не менее высокие требования к продукции, чем европейские и американские (т.к. азиатские рынки связаны с европейскими и американским рынками). Для выхода на биржу стран Азиатско-Тихоокеанского региона необходимо раскрывать ESG-отчетность, при этом азиатские ESG-стандарты во многом ориентированы на европейские. Соответственно, для потребителей все также имеет значение углеродный след продукции, экологически ответственные методы ее производства, а для привлечения инвестиций – соответствие производства «зеленым» стандартам азиатских рынков. Именно поэтому вопрос ESG-трансформации не может сниматься с повестки.
Один из аспектов, на который обратили внимание спикеры секции, – стимулы для внедрения ESG-практик должны разрабатываться и внедряться на уровне законодательства. Однако их конкретное правовое воплощение – это вопрос будущего, оно будет зависеть от модели экономики России, и от того, как компании справятся с вызовами текущей ситуации, какие ресурсы для этого потребуются.
В пользу закрепления правового регулирования разных аспектов ESG говорит расхождение данных нефинансовой отчетности с правовой действительностью. Многие эксперты отмечают, что ESG-отчетность не всегда подтверждает уровень экологической ответственности бизнеса: компании могут представлять красивую экологическую отчетность и получать рейтинг ESG, при этом продолжать нарушать экологическое законодательство.
Я как практикующий юрист скажу, что это также говорит и в пользу внедрения в практику компании в направлении ESG экологического комплаенса, выстраивающего и систематизирующего как раз-таки юридическую сторону экологической деятельности, и в пользу реформирования экологического законодательства в целом.
В некоторых случаях дела об экологических правонарушениях не имеют под собой оснований и вытекают не из проблем в экологической деятельности компаний, а из недостатков правового регулирования и усиливающегося административного давления контролирующих органов.
Именно поэтому инструменты ESG и экологического комплаенса необходимо закрепить на законодательном уровне и связать с регулированием природопользования и охраны окружающей среды (на вебинаре по экологическому комплаенсу мы обсуждали, что в настоящее время законодательство комплаенс также не регулирует, но это вопрос времени).
Сейчас «зеленые» стандарты продолжают развиваться и приобретают новые формы. Руководитель Росстандарта Антон Шалаев отметил, что после февраля бизнес сам инициировал реформирование технического комитета по стандартизации для разработки собственных национальных стандартов, в том числе отчетности, в сфере устойчивого развития. И хотя ГОСТы по закону о техническом регулировании добровольные, обязательными их соблюдение делает ссылка на их применение в нормативно-правовых актах.
В настоящий момент обсуждение ESG-стандартов скорее служит для определения векторов. Многие крупные компании даже прекратили раскрывать нефинансовую отчетность с целью снижения рисков дополнительного санкционного давления. Но, как отметил первый заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации Владимир Чистюхин, когда ситуация изменится, все должно быть готово, чтобы продолжить работу в направлении зеленой повестки и к 2050 или 2060 году достичь углеродной нейтральности.
Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»
«Зеленые» стандарты ESG и их перспективы
На сессии Петербургского международного экономического форума «Национальный зеленый стандарт: от слов к делу» обсуждался вопрос «зеленых» стандартов ESG и перспектив их внедрения в России. Предлагаю посмотреть, что обсуждали представители бизнеса и власти на сессии, и поразмышлять о проблемах и перспективах «зеленых» стандартов.
В текущей ситуации расходы на ESG сократились, но и бизнес, и представителей государственных органов беспокоит вопрос о продолжении экологизации хозяйственной деятельности компаний. Этот вектор дискуссии обуславливается множеством причин.
Соблюдение стандартов ESG – это, со множеством оговорок, но все же один из способов оценки экологической деятельности компаний. Снижение экологических требований к компаниям скажется на состоянии окружающей среды, а соответственно, и на качестве жизни людей.
Стандарты ESG также влияют на развитие бизнеса. Азиатские страны, как оказалось, предъявляют не менее высокие требования к продукции, чем европейские и американские (т.к. азиатские рынки связаны с европейскими и американским рынками). Для выхода на биржу стран Азиатско-Тихоокеанского региона необходимо раскрывать ESG-отчетность, при этом азиатские ESG-стандарты во многом ориентированы на европейские. Соответственно, для потребителей все также имеет значение углеродный след продукции, экологически ответственные методы ее производства, а для привлечения инвестиций – соответствие производства «зеленым» стандартам азиатских рынков. Именно поэтому вопрос ESG-трансформации не может сниматься с повестки.
Один из аспектов, на который обратили внимание спикеры секции, – стимулы для внедрения ESG-практик должны разрабатываться и внедряться на уровне законодательства. Однако их конкретное правовое воплощение – это вопрос будущего, оно будет зависеть от модели экономики России, и от того, как компании справятся с вызовами текущей ситуации, какие ресурсы для этого потребуются.
В пользу закрепления правового регулирования разных аспектов ESG говорит расхождение данных нефинансовой отчетности с правовой действительностью. Многие эксперты отмечают, что ESG-отчетность не всегда подтверждает уровень экологической ответственности бизнеса: компании могут представлять красивую экологическую отчетность и получать рейтинг ESG, при этом продолжать нарушать экологическое законодательство.
Я как практикующий юрист скажу, что это также говорит и в пользу внедрения в практику компании в направлении ESG экологического комплаенса, выстраивающего и систематизирующего как раз-таки юридическую сторону экологической деятельности, и в пользу реформирования экологического законодательства в целом.
В некоторых случаях дела об экологических правонарушениях не имеют под собой оснований и вытекают не из проблем в экологической деятельности компаний, а из недостатков правового регулирования и усиливающегося административного давления контролирующих органов.
Именно поэтому инструменты ESG и экологического комплаенса необходимо закрепить на законодательном уровне и связать с регулированием природопользования и охраны окружающей среды (на вебинаре по экологическому комплаенсу мы обсуждали, что в настоящее время законодательство комплаенс также не регулирует, но это вопрос времени).
Сейчас «зеленые» стандарты продолжают развиваться и приобретают новые формы. Руководитель Росстандарта Антон Шалаев отметил, что после февраля бизнес сам инициировал реформирование технического комитета по стандартизации для разработки собственных национальных стандартов, в том числе отчетности, в сфере устойчивого развития. И хотя ГОСТы по закону о техническом регулировании добровольные, обязательными их соблюдение делает ссылка на их применение в нормативно-правовых актах.
В настоящий момент обсуждение ESG-стандартов скорее служит для определения векторов. Многие крупные компании даже прекратили раскрывать нефинансовую отчетность с целью снижения рисков дополнительного санкционного давления. Но, как отметил первый заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации Владимир Чистюхин, когда ситуация изменится, все должно быть готово, чтобы продолжить работу в направлении зеленой повестки и к 2050 или 2060 году достичь углеродной нейтральности.
Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»