Предупреждение и ликвидация вреда окружающей среде – что происходит с регулированием, принятым после дела Усольехимпрома
Недавно Минприроды России и Росприроднадзор наделили дополнительными полномочиями в части предупреждения и ликвидации вреда, причиненного окружающей среде в результате эксплуатации опасных производственных объектов I и II классов опасности. Эти полномочия – часть пула норм, которые были приняты после дела Усольехимпрома. Обсудим в колонке эти полномочия, а также посмотрим, как в целом обстоят дела с новым регулированием предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде.
Нашумевший кейс Усольехимпрома, брошенного собственниками химического предприятия-банкрота с огромным количеством опасных отходов на территории, послужил триггером для скорейшего принятия норм о предупреждении экологического вреда природопользователями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах. Не являясь единственным примером, когда предприятия, создающие риск экологической катастрофы, были оставлены без каких-либо мероприятий по рекультивации, он, тем не менее, стал показателем крайнего проявления такой порочной практики хозяйствующих субъектов.
В конце июня Постановлением Правительства РФ от 30.06.2022 № 1173 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» были уточнены полномочия Минприроды России и Росприроднадзора, направленные на изменение этого паттерна.
С 1 сентября 2023 года Минприроды России будет уполномочено самостоятельно принимать ряд нормативных правовых актов. Среди них – форма и содержание акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности, а также форма и содержание заключения о соответствии указанному плану мероприятий.
Важно отметить, что проект приказа Минприроды России, раскрывающий форму и содержание акта о выполнении мероприятий, был разработан еще в марте. Форма акта в части мероприятий не очень подробная, она содержит графы со сведениями о мероприятиях, сроками их проведения, исполнителе, сметной и фактической стоимости. По всей видимости, сухость формы вызвана тем, что большое внимание проводимым мероприятиям уделяется еще на этапе согласования – как в части их содержания, так и в части стоимости. При этом, фактическое проведение работ может быть проверено в рамках экологического надзора.
Росприроднадзор Постановлением Правительства РФ был уполномочен осуществлять ведение реестра производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в соответствующий реестр, объектами размещения отходов I и II классов опасности. Нормы о таком реестре начнут действовать с 1 марта 2035 года.
Эти полномочия приняты во исполнение норм Федерального закона от 30.12.2021 № 446-ФЗ, которым были внесены изменения в Закон об охране окружающей среды – природоохранная деятельность хозяйственных субъектов в отношении отдельных ликвидируемых и консервируемых опасных производственных объектов будет регулироваться системно и комплексно.
В Закон об охране окружающей среды была введена глава VII.1 «Особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов», еще не вступившая в силу. Нормы продолжают общий вектор природоохранного регулирования – предупредить негативные последствия для окружающей среды, обязав природопользователей заранее продумать природоохранные мероприятия при выводе объектов из эксплуатации и заложить денежные средства для их проведения.
Статья 56.1 этой главы предусматривает обязательность проведения лицами, которым принадлежат отдельные производственные объекты, мероприятий по предупреждению и ликвидации экологического вреда, причиненного объектами I и II классов опасности. Акт о выполнении плана мероприятий, форма которого будет утверждена Минприроды России, выступают формой отчетности, которая должна быть предоставлена в Росприроднадзор в течение двух месяцев со дня выполнения плана мероприятий (п. 1 ст. 56.1 Закона об охране окружающей среды).
Природопользователи должны будут не только разработать план мероприятий, но и пройти государственную экологическую экспертизу, а также получить заключение об обоснованности сметной стоимости таких мероприятий и предоставить финансовое обеспечение их проведения (предоставить документы о независимой гарантии, поручительстве или создать резервный фонд).
Все это нужно сделать не позднее, чем за 5 лет до истечения срока, содержащегося в проектной документации срока эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и/или в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и /или срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности. Для владельцев угольных шахт – не позднее чем за пять лет до истечения ранее установленного срока пользования участком недр или срока разработки месторождения полезных ископаемых.
Ведение реестра таких объектов и обязательность отнесения объектов к отдельным опасным производственным объектом – тоже новелла п. 1 ст. 56.1 Закона об охране окружающей среды. Она вступит в силу с 1 марта 2035 года.
Учитывая это, есть некоторые опасения, насколько слаженно будут работать нормы о мероприятиях по предотвращению экологического вреда. Ведь как можно определить субъекта обязанности по разработке и реализации планов (конкретного природопользователя) и привлечь его к ответственности за неисполнение этой обязанности, если отнесение самих объектов к отдельным опасным производственным объектам и включение их в реестр будет осуществляться только с 2035 года? Именно в связи с обладанием этими объектами такие планы разрабатываются и приводятся в действие, то есть, по логике, критерии идентификации этих объектов должны начать действовать одновременно с остальными нормами о мероприятиях. Тем не менее, планы мероприятий необходимо будет разрабатывать, согласовывать и финансово обеспечивать уже с 1 сентября 2023 года.
Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»
Предупреждение и ликвидация вреда окружающей среде – что происходит с регулированием, принятым после дела Усольехимпрома
Недавно Минприроды России и Росприроднадзор наделили дополнительными полномочиями в части предупреждения и ликвидации вреда, причиненного окружающей среде в результате эксплуатации опасных производственных объектов I и II классов опасности. Эти полномочия – часть пула норм, которые были приняты после дела Усольехимпрома. Обсудим в колонке эти полномочия, а также посмотрим, как в целом обстоят дела с новым регулированием предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде.
Нашумевший кейс Усольехимпрома, брошенного собственниками химического предприятия-банкрота с огромным количеством опасных отходов на территории, послужил триггером для скорейшего принятия норм о предупреждении экологического вреда природопользователями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах. Не являясь единственным примером, когда предприятия, создающие риск экологической катастрофы, были оставлены без каких-либо мероприятий по рекультивации, он, тем не менее, стал показателем крайнего проявления такой порочной практики хозяйствующих субъектов.
В конце июня Постановлением Правительства РФ от 30.06.2022 № 1173 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» были уточнены полномочия Минприроды России и Росприроднадзора, направленные на изменение этого паттерна.
С 1 сентября 2023 года Минприроды России будет уполномочено самостоятельно принимать ряд нормативных правовых актов. Среди них – форма и содержание акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности, а также форма и содержание заключения о соответствии указанному плану мероприятий.
Важно отметить, что проект приказа Минприроды России, раскрывающий форму и содержание акта о выполнении мероприятий, был разработан еще в марте. Форма акта в части мероприятий не очень подробная, она содержит графы со сведениями о мероприятиях, сроками их проведения, исполнителе, сметной и фактической стоимости. По всей видимости, сухость формы вызвана тем, что большое внимание проводимым мероприятиям уделяется еще на этапе согласования – как в части их содержания, так и в части стоимости. При этом, фактическое проведение работ может быть проверено в рамках экологического надзора.
Росприроднадзор Постановлением Правительства РФ был уполномочен осуществлять ведение реестра производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в соответствующий реестр, объектами размещения отходов I и II классов опасности. Нормы о таком реестре начнут действовать с 1 марта 2035 года.
Эти полномочия приняты во исполнение норм Федерального закона от 30.12.2021 № 446-ФЗ, которым были внесены изменения в Закон об охране окружающей среды – природоохранная деятельность хозяйственных субъектов в отношении отдельных ликвидируемых и консервируемых опасных производственных объектов будет регулироваться системно и комплексно.
В Закон об охране окружающей среды была введена глава VII.1 «Особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов», еще не вступившая в силу. Нормы продолжают общий вектор природоохранного регулирования – предупредить негативные последствия для окружающей среды, обязав природопользователей заранее продумать природоохранные мероприятия при выводе объектов из эксплуатации и заложить денежные средства для их проведения.
Статья 56.1 этой главы предусматривает обязательность проведения лицами, которым принадлежат отдельные производственные объекты, мероприятий по предупреждению и ликвидации экологического вреда, причиненного объектами I и II классов опасности. Акт о выполнении плана мероприятий, форма которого будет утверждена Минприроды России, выступают формой отчетности, которая должна быть предоставлена в Росприроднадзор в течение двух месяцев со дня выполнения плана мероприятий (п. 1 ст. 56.1 Закона об охране окружающей среды).
Природопользователи должны будут не только разработать план мероприятий, но и пройти государственную экологическую экспертизу, а также получить заключение об обоснованности сметной стоимости таких мероприятий и предоставить финансовое обеспечение их проведения (предоставить документы о независимой гарантии, поручительстве или создать резервный фонд).
Все это нужно сделать не позднее, чем за 5 лет до истечения срока, содержащегося в проектной документации срока эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и/или в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и /или срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности. Для владельцев угольных шахт – не позднее чем за пять лет до истечения ранее установленного срока пользования участком недр или срока разработки месторождения полезных ископаемых.
Ведение реестра таких объектов и обязательность отнесения объектов к отдельным опасным производственным объектом – тоже новелла п. 1 ст. 56.1 Закона об охране окружающей среды. Она вступит в силу с 1 марта 2035 года.
Учитывая это, есть некоторые опасения, насколько слаженно будут работать нормы о мероприятиях по предотвращению экологического вреда. Ведь как можно определить субъекта обязанности по разработке и реализации планов (конкретного природопользователя) и привлечь его к ответственности за неисполнение этой обязанности, если отнесение самих объектов к отдельным опасным производственным объектам и включение их в реестр будет осуществляться только с 2035 года? Именно в связи с обладанием этими объектами такие планы разрабатываются и приводятся в действие, то есть, по логике, критерии идентификации этих объектов должны начать действовать одновременно с остальными нормами о мероприятиях. Тем не менее, планы мероприятий необходимо будет разрабатывать, согласовывать и финансово обеспечивать уже с 1 сентября 2023 года.
Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»