Сам себе комплаенс-офицер: как вести хозяйственную деятельность до получения или переоформления экологической документации
Одна из довольно распространенных в практике ситуаций – когда документооборот компании по разным причинам не успевает за ее хозяйственной деятельностью. Это может касаться многих вопросов: заключения необходимых договоров, получения разрешений или их переоформления и прочего. Поговорим об этой практике подробнее с точки зрения комплаенса как системы действий, предупреждающей эколого-правовые риски, – посмотрим на ключевые риски и дадим пять советов, что можно предпринять.
Юридическое оформление деятельности компании – очень важный пункт. Но часто хозяйственная деятельность настолько интенсивна и многообразна, что не всегда ее проявления фиксируются в правовом поле, не говоря уже о том, чтобы эта фиксация была продумана с точки зрения различных правовых рисков заранее.
В чем это может выражаться? Некоторые примеры из сферы пользования водными объектами:
– срок действия документа не продлен (разрешение на временные сбросы);
– документ не прекращен (договор водопользования);
– в документ не внесены изменения в связи с изменением параметров деятельности (решение о предоставлении водного объекта в пользование);
– не изменены параметры природных объектов (категория земель, категория водного объекта рыбохозяйственного значения).
Осуществление деятельности без требуемого документа или в нарушение правовых условий пользования природным объектом в отсутствие специального указания закона является правонарушением и влечет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую ответственность (а иногда и уголовную). Иногда это влечет взыскание экологических плат, несмотря на отсутствие какой-либо активности (например, как в случае с платой по непрекращенному договору водопользования).
Если государственный орган может получить сведения, используя систему межведомственного электронного взаимодействия (например, информацию об изменении наименования или местонахождения юридического лица), то риск возникновения неблагоприятных последствий в связи с невнесением в документы изменений ниже, но он всегда есть.
Как вести деятельность до получения/переоформления документов?
Во-первых, в целом нужно определить, какие нормы законодательства применяются к деятельности компании, и отслеживать их изменения для того, чтобы понимать, когда следует получать/переоформлять документы.
Во-вторых, нужно закладывать достаточно времени на переоформление/изменение документов с учетом установленных законом сроков на принятие, рассмотрение документов, возможный возврат и так далее, и для этой цели пользоваться электронным календарем.
Отсутствие надлежаще оформленных документов в большинстве случаев – основание для привлечения к административной ответственности, а в некоторых случаях – основание для возмещения экологического вреда.
Например, если на земельном участке, отнесенном к категории земель сельскохозяйственного назначения, до изменения категории и заключения договора аренды снят плодородный почвенный слой и установлена поисковая скважина, такая деятельность образует состав возмещения вреда, который будет считаться по площади снятия плодородного слоя. Лицо могут привлечь к ответственности, даже если в это время природопользователь находился в процессе оформления документов. Установить факт правонарушения можно постфактум, используя космические снимки.
При этом, важно учитывать, что в случае административной ответственности все риски ложатся на должностное лицо. В силу ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит ответственности в случае привлечения к ответственности должностного лица за то же правонарушение, если юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством меры к соблюдению требований. Но если докажут состав административного правонарушения в действиях юридического лица, то за экологические правонарушения к ответственности привлекут и его, и должностное лицо, невзирая на принятые последним меры.
Помимо административной ответственности к должностному лицу может быть применено дисциплинарное взыскание. Такую меру работодатель может использовать по собственной инициативе, а иногда и по требованию контролирующего органа – природоохранного прокурора или инспектора. Факт исполнения такого требования контролирующим органом в дальнейшем проверяется.
В-третьих, в случае истечения действия документа до получения нового в некоторых случаях целесообразно приостановить определенный вид деятельности, если это возможно исходя из особенностей деятельности компании.
Почему важно рассматривать эту опцию? Всегда необходимо учитывать риск предъявления иска о возмещении экологического вреда и принудительного приостановления деятельности, что может стоить дороже, чем временное и добровольное приостановление определенной деятельности.
В-четвертых, если деятельность все-таки осуществляется до получения документа, важно рассчитать правовые риски, связанные с этим, и определить порядок действий, который будет способствовать минимизации негативных последствий.
Например, ожидая административный штраф, не оспаривать его, а уплатить в течение 20 дней со дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении, что позволит законно заплатить меньше на 50% от исходной суммы.
В-пятых, конечно же, нужно своевременно пользоваться помощью профессионалов. Как и в любом деле, профилактика всегда обходится дешевле. Сложность, взаимозависимость и разветвленность разных частей законодательства часто не позволяют отследить весь сценарий возможных последствий самостоятельно, не имея специальных познаний и опыта, и принять правильное решение.
Оценка рисков в каждом конкретном случае – предмет сложной аналитики, основанной на глубоком понимании законодательства и практики. Однако, уже следуя этим простым пяти правилам, можно значительно снизить риск негативных последствий для компаний.
Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»
Сам себе комплаенс-офицер: как вести хозяйственную деятельность до получения или переоформления экологической документации
Одна из довольно распространенных в практике ситуаций – когда документооборот компании по разным причинам не успевает за ее хозяйственной деятельностью. Это может касаться многих вопросов: заключения необходимых договоров, получения разрешений или их переоформления и прочего. Поговорим об этой практике подробнее с точки зрения комплаенса как системы действий, предупреждающей эколого-правовые риски, – посмотрим на ключевые риски и дадим пять советов, что можно предпринять.
Юридическое оформление деятельности компании – очень важный пункт. Но часто хозяйственная деятельность настолько интенсивна и многообразна, что не всегда ее проявления фиксируются в правовом поле, не говоря уже о том, чтобы эта фиксация была продумана с точки зрения различных правовых рисков заранее.
В чем это может выражаться? Некоторые примеры из сферы пользования водными объектами:
– срок действия документа не продлен (разрешение на временные сбросы);
– документ не прекращен (договор водопользования);
– в документ не внесены изменения в связи с изменением параметров деятельности (решение о предоставлении водного объекта в пользование);
– не изменены параметры природных объектов (категория земель, категория водного объекта рыбохозяйственного значения).
Осуществление деятельности без требуемого документа или в нарушение правовых условий пользования природным объектом в отсутствие специального указания закона является правонарушением и влечет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую ответственность (а иногда и уголовную). Иногда это влечет взыскание экологических плат, несмотря на отсутствие какой-либо активности (например, как в случае с платой по непрекращенному договору водопользования).
Если государственный орган может получить сведения, используя систему межведомственного электронного взаимодействия (например, информацию об изменении наименования или местонахождения юридического лица), то риск возникновения неблагоприятных последствий в связи с невнесением в документы изменений ниже, но он всегда есть.
Как вести деятельность до получения/переоформления документов?
Во-первых, в целом нужно определить, какие нормы законодательства применяются к деятельности компании, и отслеживать их изменения для того, чтобы понимать, когда следует получать/переоформлять документы.
Во-вторых, нужно закладывать достаточно времени на переоформление/изменение документов с учетом установленных законом сроков на принятие, рассмотрение документов, возможный возврат и так далее, и для этой цели пользоваться электронным календарем.
Отсутствие надлежаще оформленных документов в большинстве случаев – основание для привлечения к административной ответственности, а в некоторых случаях – основание для возмещения экологического вреда.
Например, если на земельном участке, отнесенном к категории земель сельскохозяйственного назначения, до изменения категории и заключения договора аренды снят плодородный почвенный слой и установлена поисковая скважина, такая деятельность образует состав возмещения вреда, который будет считаться по площади снятия плодородного слоя. Лицо могут привлечь к ответственности, даже если в это время природопользователь находился в процессе оформления документов. Установить факт правонарушения можно постфактум, используя космические снимки.
При этом, важно учитывать, что в случае административной ответственности все риски ложатся на должностное лицо. В силу ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит ответственности в случае привлечения к ответственности должностного лица за то же правонарушение, если юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством меры к соблюдению требований. Но если докажут состав административного правонарушения в действиях юридического лица, то за экологические правонарушения к ответственности привлекут и его, и должностное лицо, невзирая на принятые последним меры.
Помимо административной ответственности к должностному лицу может быть применено дисциплинарное взыскание. Такую меру работодатель может использовать по собственной инициативе, а иногда и по требованию контролирующего органа – природоохранного прокурора или инспектора. Факт исполнения такого требования контролирующим органом в дальнейшем проверяется.
В-третьих, в случае истечения действия документа до получения нового в некоторых случаях целесообразно приостановить определенный вид деятельности, если это возможно исходя из особенностей деятельности компании.
Почему важно рассматривать эту опцию? Всегда необходимо учитывать риск предъявления иска о возмещении экологического вреда и принудительного приостановления деятельности, что может стоить дороже, чем временное и добровольное приостановление определенной деятельности.
В-четвертых, если деятельность все-таки осуществляется до получения документа, важно рассчитать правовые риски, связанные с этим, и определить порядок действий, который будет способствовать минимизации негативных последствий.
Например, ожидая административный штраф, не оспаривать его, а уплатить в течение 20 дней со дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении, что позволит законно заплатить меньше на 50% от исходной суммы.
В-пятых, конечно же, нужно своевременно пользоваться помощью профессионалов. Как и в любом деле, профилактика всегда обходится дешевле. Сложность, взаимозависимость и разветвленность разных частей законодательства часто не позволяют отследить весь сценарий возможных последствий самостоятельно, не имея специальных познаний и опыта, и принять правильное решение.
Оценка рисков в каждом конкретном случае – предмет сложной аналитики, основанной на глубоком понимании законодательства и практики. Однако, уже следуя этим простым пяти правилам, можно значительно снизить риск негативных последствий для компаний.
Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»