Консультирование в рамках Закона о государственном контроле: как правильно пользоваться
В прошлой колонке я говорила об инструментах разрешения экологических конфликтов, среди которых я упомянула и консультирование. Оно может стать как возможностью снять правовые риски, так и дополнительным их источником. В этой колонке подробнее поговорим о том, как проходит консультирование и как лучше его применять, сопровождая экологическую деятельность.
Закон о государственном контроле (№ 248-ФЗ) особое внимание уделяет профилактическим мероприятиям, нормативно ставя их в приоритет по сравнению с контрольно-надзорными. Эти приоритеты необходимо иметь в виду – если природопользователь активно следует им, снимая возникающие вопросы и противоречия в ходе профилактических мероприятий, то он увеличивает шансы на выигрыш в случае судебного спора, доказывая тем самым, что принимал все от него зависящее для урегулирования вопроса.
Одним из таких профилактических мероприятий служит консультирование. Консультирование – это дача разъяснений по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В это определение входит в том числе содержание обязательных требований, на соответствие которым проверяется деятельность природопользователя, на что прямо указано в Положении о государственном экологическом надзоре.
Как проводится консультирование? По телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, а также письменно. При его проведении в первых трех случаях осуществляется аудио- или видеозапись.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме ограничено 15 минутами.
Какие гарантии содержит закон?
1. При осуществлении консультирования должностное лицо контролирующего органа обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ.
К ней относится государственная, налоговая, банковская, коммерческая тайна и др. На что важно обратить внимание: для того, чтобы обеспечить реализацию этой гарантии, природопользователь сам должен соблюдать требования к соответствующему виду тайны. Например, на документах, относящихся к коммерческой тайне, должен быть проставлен гриф «конфиденциально» с указанием данных владельца тайны.
2. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц контрольного (надзорного) органа, иных участников контрольно- надзорного мероприятия, а также результаты проведенных в рамках него экспертизы, испытаний.
Эта гарантия обеспечивает возможность оспаривания результатов контрольно-надзорных мероприятий, решений и действий (бездействия) должностных или других лиц только посредством предусмотренных законом процедур – претензионного порядка, судебного производства.
Что важно учесть? Так как в рамках консультирования должностное лицо контролирующего органа не уполномочено давать оценку вышеупомянутым обстоятельствам, то не нужно обеспечивать орган такой информацией (например, протоколами самостоятельно проведенных анализов), так как это может использовано в дальнейшем при проведении контрольно-надзорных мероприятий и привлечении лица к ответственности.
3. Информация, ставшая известной должностному лицу контролирующего органа в ходе консультирования, не может использоваться им в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
Формально установлен запрет на использование информации из консультаций для контроля и привлечения к ответственности. Однако важно учитывать, что такой запрет эфемерен – на практике не всегда просто доказать, что источником получения информации послужила именно консультация.
Консультации хорошо подходят для уточнения формальных вопросов – например, сроков сдачи отчетности, требований к документам, их перечню, случаев, когда применяются те или иные положения, компетентных органах для оказания той или иной государственной услуги.
При этом, я не рекомендую предоставлять для оценки какие-либо документы природопользователя. В каждом случае необходимо взвешивать, какую информацию и в каком объеме можно предоставить в рамках консультации, так как любое неосторожное движение может существенно осложнить защиту прав природопользователя в претензионном и судебном порядке.
Консультирование – это тоже часть юридической стратегии защиты прав природопользователя, которая начинается задолго до возникновения спора.
Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу Российского экологического общества, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology» https://t.me/futurecology
Консультирование в рамках Закона о государственном контроле: как правильно пользоваться
В прошлой колонке я говорила об инструментах разрешения экологических конфликтов, среди которых я упомянула и консультирование. Оно может стать как возможностью снять правовые риски, так и дополнительным их источником. В этой колонке подробнее поговорим о том, как проходит консультирование и как лучше его применять, сопровождая экологическую деятельность.
Закон о государственном контроле (№ 248-ФЗ) особое внимание уделяет профилактическим мероприятиям, нормативно ставя их в приоритет по сравнению с контрольно-надзорными. Эти приоритеты необходимо иметь в виду – если природопользователь активно следует им, снимая возникающие вопросы и противоречия в ходе профилактических мероприятий, то он увеличивает шансы на выигрыш в случае судебного спора, доказывая тем самым, что принимал все от него зависящее для урегулирования вопроса.
Одним из таких профилактических мероприятий служит консультирование. Консультирование – это дача разъяснений по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В это определение входит в том числе содержание обязательных требований, на соответствие которым проверяется деятельность природопользователя, на что прямо указано в Положении о государственном экологическом надзоре.
Как проводится консультирование? По телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, а также письменно. При его проведении в первых трех случаях осуществляется аудио- или видеозапись.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме ограничено 15 минутами.
Какие гарантии содержит закон?
1. При осуществлении консультирования должностное лицо контролирующего органа обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ.
К ней относится государственная, налоговая, банковская, коммерческая тайна и др. На что важно обратить внимание: для того, чтобы обеспечить реализацию этой гарантии, природопользователь сам должен соблюдать требования к соответствующему виду тайны. Например, на документах, относящихся к коммерческой тайне, должен быть проставлен гриф «конфиденциально» с указанием данных владельца тайны.
2. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц контрольного (надзорного) органа, иных участников контрольно- надзорного мероприятия, а также результаты проведенных в рамках него экспертизы, испытаний.
Эта гарантия обеспечивает возможность оспаривания результатов контрольно-надзорных мероприятий, решений и действий (бездействия) должностных или других лиц только посредством предусмотренных законом процедур – претензионного порядка, судебного производства.
Что важно учесть? Так как в рамках консультирования должностное лицо контролирующего органа не уполномочено давать оценку вышеупомянутым обстоятельствам, то не нужно обеспечивать орган такой информацией (например, протоколами самостоятельно проведенных анализов), так как это может использовано в дальнейшем при проведении контрольно-надзорных мероприятий и привлечении лица к ответственности.
3. Информация, ставшая известной должностному лицу контролирующего органа в ходе консультирования, не может использоваться им в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
Формально установлен запрет на использование информации из консультаций для контроля и привлечения к ответственности. Однако важно учитывать, что такой запрет эфемерен – на практике не всегда просто доказать, что источником получения информации послужила именно консультация.
Консультации хорошо подходят для уточнения формальных вопросов – например, сроков сдачи отчетности, требований к документам, их перечню, случаев, когда применяются те или иные положения, компетентных органах для оказания той или иной государственной услуги.
При этом, я не рекомендую предоставлять для оценки какие-либо документы природопользователя. В каждом случае необходимо взвешивать, какую информацию и в каком объеме можно предоставить в рамках консультации, так как любое неосторожное движение может существенно осложнить защиту прав природопользователя в претензионном и судебном порядке.
Консультирование – это тоже часть юридической стратегии защиты прав природопользователя, которая начинается задолго до возникновения спора.
Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу Российского экологического общества, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology» https://t.me/futurecology