Парламентские слушания по «мусорной реформе»: тезисы

    В прошлую среду прошли парламентские слушания с освещением хода «мусорной реформы». Обсудим подробнее, какие вопросы обсуждались на встрече.

    В телеграм-канале FUTUR ecology на прошлой неделе мы начали говорить об основных идеях, обсуждаемых на парламентских слушаниях по «мусорной реформе». О чем говорили ключевые участники реформы? В сегодняшней колонке приведем некоторые тезисы.

    • Что уже сделано в направлении решения «мусорного вопроса»?  Активную нормативную работу можно разбить на 4 основных блока:

    1) ТКО,

    2) стимулирование строительства инфраструктуры,

    3) обращение отходов 1-2 класса опасности,

    4) создание экономики замкнутого цикла.

    В общей сложности на данный момент разработан 31 акт. При этом указанные «блоки» – это далеко не все вопросы отрасли обращения с отходами, над которыми ведется работа.

    Одно из главных достижений – с 1 января 2019 года заработал институт региональных операторов. Охват населения их услугами в настоящий момент составляет 94%, 182 регоператора действует, в 11 регионах поменялись.

    Помимо этого, принят закон о вторичных ресурсах, появилась возможность выпускать зеленые облигации, оборудование для инвестиционных проектов было освобождено от ввозной таможенной пошлины. В 2022 году были приняты постановления по мерам поддержки по концессионным соглашениям, принят порядок разрешения споров ФАС по установлению тарифов в сфере ТКО. Был принят ряд актов в сфере обращения отходов I и II класса опасности. Разрабатывается и принимается масса других нормативных актов.

    Тем не менее, в настоящее время 21 регион все еще находится в зоне риска – нет полигонов захоронения, нет инфраструктуры по переработке, есть проблемы с регоператорами, в частности, в Хабаровском, Краснодарском крае, Томской области.

    • По статистике отрасль сбора, обработки, утилизации в прошлом года стала самой быстрорастущей –  рост больше чем на 20 %
    • Все плановые показатели федерального проекта по итогам прошлого года по обработке и переработке перевыполнены
    • Есть региональные сложности в реализации «мусорной реформы»: каждый регион имеет свои особенности, разная удаленность, малочисленность населения делают инвестиционные проекты нерентабельными.

    Поэтому сейчас запустили меры инфраструктурой поддержки – 5 проектов уже поддержали в этом году, объем господдержки –  более 16 млрд рублей. Регионы с низким уровнем бюджетной обеспеченности смогут возместить до 95% затрат.

    • Отдельная проблема – раздельный сбор отходов: не хватает контейнеров для раздельного сбора, поэтому сейчас субъектам дают субсидии для закупки контейнеров – в период с 2021 по 2023 год регионы получат 2,5 млрд рублей для закупки контейнеров
    • Помимо успехов есть и негативные тенденции за время реформы: количество нелегальных свалок выросло на 30%

    Одна из граней проблемы по несанкционированным свалкам – полномочия по ликвидации возложены на муниципалитет, при этом бюджетных средств не хватает. Расходы на рекультивацию превышают годовой бюджет (пример – 5 млн годовой бюджет, 15 млн рублей нужно на рекультивацию одной свалки).

    • Без создания инфраструктуры все остальные элементы реформы обращения с отходами второстепенны.

    Поэтому принимаются меры в этом направлении. С 2019 по 2021 год 187 объектов создано, включая 25 комплексных, в 2022 году планируется ввести еще 39 объектов.

    • В части создания инфраструктуры есть проблемы со стороны регионов – инвестиционная активность в регионах сейчас низкая, отсутствуют необходимые земельные участки, нет региональных мер поддержки, есть постоянный запрос на продление действия существующих полигонов ТКО.

    Вопрос продления работы полигонов ТКО будет решаться –  идти на эти шаги можно будет только имея инвестиционную программу регионов по созданию объектов инфраструктуры по обращению с ТКО.

    • Еще одна проблема –  большая часть отходов сейчас подлежит захоронению, при этом на федеральном уровне нет информации об остаточной вместимости полигонов.

    ППК РЭО совместно с Минприроды России запущена масштабная программа по идентификации действующих полигонов в стране. На 509 полигонах с финансированием из федерального бюджета запустили программу оценки остаточной вместимости. Она реализуется при участии ЦЛАТИ.

    • Для оценки вместимости полигонов в 2022 году провели первый хакатон, победитель которого предложил недорогую и эффективную технологию – воздушное лазерное сканирование.   

    Облеты уже выполнены по 300 объектам, создаются картограммы цифровых масс отходов, оценивается остаточная вместимость объемов накопленных отходов.

    • Что еще позволяет делать эта технология: выявлять визуальные нарушения при эксплуатации полигонов ТКО.

    Такие данные планируется собирать ежегодно по всем полигонам в стране. Будет внедряться постоянный автоматизированный контроль над состоянием полигонов –  в том числе количество заезжающих машин и фракций, которые там образуются.

    • Отдельная проблема текущего времени – невозможность определить реальный объем образуемых отходов.

    Сейчас не совпадают данные отчетности региональных операторов, Росприроднадзора (из 2-ТП (отходы)) и данные территориальной схемы обращения с отходами, поэтому точную цифру образуемых отходов в стране определить невозможно.

    • Будет также продолжаться работа по линии экологического просвещения, особенно в школах.

    Сейчас обсуждается вопрос введения обязательного экологического образования.

     

    Полина Позднякова, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, эксперт Российского экологического общества, автор Telegram-канала «FUTUR ecology» https://t.me/futurecology

     

     

    05.10.2022, 08:38

    Парламентские слушания по «мусорной реформе»: тезисы

    В прошлую среду прошли парламентские слушания с освещением хода «мусорной реформы». Обсудим подробнее, какие вопросы обсуждались на встрече.

    В телеграм-канале FUTUR ecology на прошлой неделе мы начали говорить об основных идеях, обсуждаемых на парламентских слушаниях по «мусорной реформе». О чем говорили ключевые участники реформы? В сегодняшней колонке приведем некоторые тезисы.

    • Что уже сделано в направлении решения «мусорного вопроса»?  Активную нормативную работу можно разбить на 4 основных блока:

    1) ТКО,

    2) стимулирование строительства инфраструктуры,

    3) обращение отходов 1-2 класса опасности,

    4) создание экономики замкнутого цикла.

    В общей сложности на данный момент разработан 31 акт. При этом указанные «блоки» – это далеко не все вопросы отрасли обращения с отходами, над которыми ведется работа.

    Одно из главных достижений – с 1 января 2019 года заработал институт региональных операторов. Охват населения их услугами в настоящий момент составляет 94%, 182 регоператора действует, в 11 регионах поменялись.

    Помимо этого, принят закон о вторичных ресурсах, появилась возможность выпускать зеленые облигации, оборудование для инвестиционных проектов было освобождено от ввозной таможенной пошлины. В 2022 году были приняты постановления по мерам поддержки по концессионным соглашениям, принят порядок разрешения споров ФАС по установлению тарифов в сфере ТКО. Был принят ряд актов в сфере обращения отходов I и II класса опасности. Разрабатывается и принимается масса других нормативных актов.

    Тем не менее, в настоящее время 21 регион все еще находится в зоне риска – нет полигонов захоронения, нет инфраструктуры по переработке, есть проблемы с регоператорами, в частности, в Хабаровском, Краснодарском крае, Томской области.

    • По статистике отрасль сбора, обработки, утилизации в прошлом года стала самой быстрорастущей –  рост больше чем на 20 %
    • Все плановые показатели федерального проекта по итогам прошлого года по обработке и переработке перевыполнены
    • Есть региональные сложности в реализации «мусорной реформы»: каждый регион имеет свои особенности, разная удаленность, малочисленность населения делают инвестиционные проекты нерентабельными.

    Поэтому сейчас запустили меры инфраструктурой поддержки – 5 проектов уже поддержали в этом году, объем господдержки –  более 16 млрд рублей. Регионы с низким уровнем бюджетной обеспеченности смогут возместить до 95% затрат.

    • Отдельная проблема – раздельный сбор отходов: не хватает контейнеров для раздельного сбора, поэтому сейчас субъектам дают субсидии для закупки контейнеров – в период с 2021 по 2023 год регионы получат 2,5 млрд рублей для закупки контейнеров
    • Помимо успехов есть и негативные тенденции за время реформы: количество нелегальных свалок выросло на 30%

    Одна из граней проблемы по несанкционированным свалкам – полномочия по ликвидации возложены на муниципалитет, при этом бюджетных средств не хватает. Расходы на рекультивацию превышают годовой бюджет (пример – 5 млн годовой бюджет, 15 млн рублей нужно на рекультивацию одной свалки).

    • Без создания инфраструктуры все остальные элементы реформы обращения с отходами второстепенны.

    Поэтому принимаются меры в этом направлении. С 2019 по 2021 год 187 объектов создано, включая 25 комплексных, в 2022 году планируется ввести еще 39 объектов.

    • В части создания инфраструктуры есть проблемы со стороны регионов – инвестиционная активность в регионах сейчас низкая, отсутствуют необходимые земельные участки, нет региональных мер поддержки, есть постоянный запрос на продление действия существующих полигонов ТКО.

    Вопрос продления работы полигонов ТКО будет решаться –  идти на эти шаги можно будет только имея инвестиционную программу регионов по созданию объектов инфраструктуры по обращению с ТКО.

    • Еще одна проблема –  большая часть отходов сейчас подлежит захоронению, при этом на федеральном уровне нет информации об остаточной вместимости полигонов.

    ППК РЭО совместно с Минприроды России запущена масштабная программа по идентификации действующих полигонов в стране. На 509 полигонах с финансированием из федерального бюджета запустили программу оценки остаточной вместимости. Она реализуется при участии ЦЛАТИ.

    • Для оценки вместимости полигонов в 2022 году провели первый хакатон, победитель которого предложил недорогую и эффективную технологию – воздушное лазерное сканирование.   

    Облеты уже выполнены по 300 объектам, создаются картограммы цифровых масс отходов, оценивается остаточная вместимость объемов накопленных отходов.

    • Что еще позволяет делать эта технология: выявлять визуальные нарушения при эксплуатации полигонов ТКО.

    Такие данные планируется собирать ежегодно по всем полигонам в стране. Будет внедряться постоянный автоматизированный контроль над состоянием полигонов –  в том числе количество заезжающих машин и фракций, которые там образуются.

    • Отдельная проблема текущего времени – невозможность определить реальный объем образуемых отходов.

    Сейчас не совпадают данные отчетности региональных операторов, Росприроднадзора (из 2-ТП (отходы)) и данные территориальной схемы обращения с отходами, поэтому точную цифру образуемых отходов в стране определить невозможно.

    • Будет также продолжаться работа по линии экологического просвещения, особенно в школах.

    Сейчас обсуждается вопрос введения обязательного экологического образования.

     

    Полина Позднякова, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, эксперт Российского экологического общества, автор Telegram-канала «FUTUR ecology» https://t.me/futurecology

     

     

    05.10.2022, 08:38
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам