Помет птицы – это продукт или отход?
Птицефабрика занимается выращиванием бройлеров на мясо (2 категория НВОС). В процессе деятельности организация получает помет птицы, который после вылеживания на складе продается как грунт питательный для реализации населению и другим ЮЛ. Прошу дать обоснование законности данного случая (помет - почвогрунт). Как при проверке Росприроднадзора обосновать инспектору свою позицию, что помет – это не отход, а продукт? Какие документы необходимо организовать птицефабрике, чтобы обосновать, что помет птицы – это продукт, а не отход?
На вопрос отвечает Наталья Сергеевна Беляева, генеральный директор ООО "Дельфи", член НТС Росприроднадзора
В настоящее время, до вступления в законную силу Федерального закона от 14.07.2022 № 248-ФЗ (Закона № 248-ФЗ) "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступит в законную силу 01.03.2023), которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, наделяются правом самостоятельного отнесения веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов (ст. 5 Закона), действует аналогичный порядок самостоятельного определения (идентификации) веществ и материалов, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности предприятий и ИП. То есть вы вправе самостоятельно, исходя из вашей документации на предприятии по разработке, принятию, применению и исполнению обязательных требований к продукции (любой продукции, потому что неважно как вы называете свою продукцию, она от этого не меняет свой статус, если только отвечает критериям, определяющим тут или иную продукцию, имеет себестоимость и спрос с последующей подтвержденной реализацией) определить, что именно вы образовали.
Если у вас отход, то вы в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством ОФ федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Приказ Росприроднадзора от 28.06.2021 № 388 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по подтверждению отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности").
Статус отхода на продукцию сменяется только в результате работ по утилизации этого отхода, которая в соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ и является использованием отходов для производства товаров (продукции). В случае если образованный у вас отход утилизируется вами самостоятельно, то вам необходимо:
- иметь соответствующие коды ОКВЭД, включенные в группировки 38.2 «Обработка и утилизации» и 38.32 «Утилизация отсортированных материалов»;
- иметь лицензию на вид деятельности сбор, транспортирование, обработку, утилизацию. обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности с разрешенным видом работ: утилизации в отношении того отхода, который образуется у вас и соответствующим образом идентифицирован;
- иметь необходимую для утилизации технику, технологию, производственную площадку, отвечающую требованиям как природоохранного, так и санитарно-эпидемиологического законодательств, обученных специалистов, допущенных к работе с отходами;
- в случаях, предусмотренных Законом №174-ФЗ Об экологической экспертизе, иметь положительное заключение ГЭЭ;
- вести учет образующихся отходов в соответствии с приказом Минприроды России №1028;
- иметь разработанную систему документального подтверждения соответствия соответствия продукции и процессов по утилизации, требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров (стандарт предприятия, технические регламенты и технические условия с технологическими картами, карточки учета, подтверждающие перемещения материалов (отходов) на склад и со склада, заказ-наряды, инструкции и т.д.);
- иметь утвержденную учетной политикой предприятия методику по калькуляции себестоимости производимой продукции;
- иметь заключения экспертиз от аккредитованных при Роспотребнадзоре РФ организаций на продукцию и на технические условия;
- отображать в бухгалтерскому учете первичные учетные документы, удостовереяющие тот или иной имеющий юридическое значение факт хозяйственной деятельности, в точном соответствии с произведенной идентификацией образующихся веществ и материалов: отход или продукция (ст.54 НК РФ, ст. 9 Закона №402-ФЗ О бухгалтерском учете).
Если же у вас второй вид продукции (почвогрунт), то вам необходимо придерживаться такой же логики, которая описаны выше и касается системы документального подтверждения соответствия соответствия продукции и процессов по ее производству, требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров (стандарт предприятия, технические регламенты и технические условия с технологическими картами, карточки учета, подтверждающие перемещения материалов на склад и со склада, заказ-наряды, инструкции и т.д.); иметь утвержденную учетной политикой предприятия методику по калькуляции себестоимости производимой продукции; иметь заключения экспертиз от аккредитованных при Роспотребнадзоре РФ организаций на продукцию и на технические условия; отображать в бухгалтерскому учете первичные учетные документы, удостоверяющие тот или иной имеющий юридическое значение факт хозяйственной деятельности, в точном соответствии с произведенной идентификацией образующихся веществ и материалов: отход или продукция (ст. 54 НК РФ, ст. 9 Закона № 402-ФЗ О бухгалтерском учете).
После 01.03.2023 года вы можете воспользоваться процедурами, описанными в Законе № 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым вы вправе самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов (ч. 1 ст. 5).
О принятом решении об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства, об объемах побочных продуктов животноводства, о дате образования побочных продуктов животноводства, планируемых сроках использования побочных продуктов животноводства в производстве или передаче побочных продуктов животноводства иным лицам и результатах таких использования или передачи необходимо уведомить О принятом в соответствии с частью 1 настоящей статьи решении об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства, об объемах побочных продуктов животноводства, о дате образования побочных продуктов животноводства, планируемых сроках использования побочных продуктов животноводства в производстве или передаче побочных продуктов животноводства иным лицам и результатах таких использования или передачи юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, уведомляют Россельхознадзор. Минсельхоз России разрабатывает и устанавливает порядок и сроки направления уведомлений, а также их форму.
Собственники побочных продуктов животноводства осуществляют учет побочных продуктов животноводства отдельно от учета основной продукции и отходов (ч. 4 ст. 5 Закона № 248-ФЗ).
Побочные продукты животноводства не являются отходами, за исключением случая установления в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии и (или) федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Датой признания побочных продуктов животноводства отходами является дата вступления в законную силу акта контрольного (надзорного) мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии и (или) федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", вынесенного при выявлении указанных нарушений (ч. 6 ст. 5 Закона № 248-ФЗ).
В случае, предусмотренном ч. 6 ст. 5 Закона № 248-ФЗ, собственник побочных продуктов животноводства, признанных отходами, обязан исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом следующих особенностей:
1) плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту выявления нарушений;
2) платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса побочных продуктов животноводства, признанных отходами;
3) размер платы за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с применением к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициента 1.
Помет птицы – это продукт или отход?
Птицефабрика занимается выращиванием бройлеров на мясо (2 категория НВОС). В процессе деятельности организация получает помет птицы, который после вылеживания на складе продается как грунт питательный для реализации населению и другим ЮЛ. Прошу дать обоснование законности данного случая (помет - почвогрунт). Как при проверке Росприроднадзора обосновать инспектору свою позицию, что помет – это не отход, а продукт? Какие документы необходимо организовать птицефабрике, чтобы обосновать, что помет птицы – это продукт, а не отход?
На вопрос отвечает Наталья Сергеевна Беляева, генеральный директор ООО "Дельфи", член НТС Росприроднадзора
В настоящее время, до вступления в законную силу Федерального закона от 14.07.2022 № 248-ФЗ (Закона № 248-ФЗ) "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступит в законную силу 01.03.2023), которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, наделяются правом самостоятельного отнесения веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов (ст. 5 Закона), действует аналогичный порядок самостоятельного определения (идентификации) веществ и материалов, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности предприятий и ИП. То есть вы вправе самостоятельно, исходя из вашей документации на предприятии по разработке, принятию, применению и исполнению обязательных требований к продукции (любой продукции, потому что неважно как вы называете свою продукцию, она от этого не меняет свой статус, если только отвечает критериям, определяющим тут или иную продукцию, имеет себестоимость и спрос с последующей подтвержденной реализацией) определить, что именно вы образовали.
Если у вас отход, то вы в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством ОФ федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Приказ Росприроднадзора от 28.06.2021 № 388 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по подтверждению отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности").
Статус отхода на продукцию сменяется только в результате работ по утилизации этого отхода, которая в соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ и является использованием отходов для производства товаров (продукции). В случае если образованный у вас отход утилизируется вами самостоятельно, то вам необходимо:
- иметь соответствующие коды ОКВЭД, включенные в группировки 38.2 «Обработка и утилизации» и 38.32 «Утилизация отсортированных материалов»;
- иметь лицензию на вид деятельности сбор, транспортирование, обработку, утилизацию. обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности с разрешенным видом работ: утилизации в отношении того отхода, который образуется у вас и соответствующим образом идентифицирован;
- иметь необходимую для утилизации технику, технологию, производственную площадку, отвечающую требованиям как природоохранного, так и санитарно-эпидемиологического законодательств, обученных специалистов, допущенных к работе с отходами;
- в случаях, предусмотренных Законом №174-ФЗ Об экологической экспертизе, иметь положительное заключение ГЭЭ;
- вести учет образующихся отходов в соответствии с приказом Минприроды России №1028;
- иметь разработанную систему документального подтверждения соответствия соответствия продукции и процессов по утилизации, требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров (стандарт предприятия, технические регламенты и технические условия с технологическими картами, карточки учета, подтверждающие перемещения материалов (отходов) на склад и со склада, заказ-наряды, инструкции и т.д.);
- иметь утвержденную учетной политикой предприятия методику по калькуляции себестоимости производимой продукции;
- иметь заключения экспертиз от аккредитованных при Роспотребнадзоре РФ организаций на продукцию и на технические условия;
- отображать в бухгалтерскому учете первичные учетные документы, удостовереяющие тот или иной имеющий юридическое значение факт хозяйственной деятельности, в точном соответствии с произведенной идентификацией образующихся веществ и материалов: отход или продукция (ст.54 НК РФ, ст. 9 Закона №402-ФЗ О бухгалтерском учете).
Если же у вас второй вид продукции (почвогрунт), то вам необходимо придерживаться такой же логики, которая описаны выше и касается системы документального подтверждения соответствия соответствия продукции и процессов по ее производству, требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров (стандарт предприятия, технические регламенты и технические условия с технологическими картами, карточки учета, подтверждающие перемещения материалов на склад и со склада, заказ-наряды, инструкции и т.д.); иметь утвержденную учетной политикой предприятия методику по калькуляции себестоимости производимой продукции; иметь заключения экспертиз от аккредитованных при Роспотребнадзоре РФ организаций на продукцию и на технические условия; отображать в бухгалтерскому учете первичные учетные документы, удостоверяющие тот или иной имеющий юридическое значение факт хозяйственной деятельности, в точном соответствии с произведенной идентификацией образующихся веществ и материалов: отход или продукция (ст. 54 НК РФ, ст. 9 Закона № 402-ФЗ О бухгалтерском учете).
После 01.03.2023 года вы можете воспользоваться процедурами, описанными в Законе № 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым вы вправе самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов (ч. 1 ст. 5).
О принятом решении об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства, об объемах побочных продуктов животноводства, о дате образования побочных продуктов животноводства, планируемых сроках использования побочных продуктов животноводства в производстве или передаче побочных продуктов животноводства иным лицам и результатах таких использования или передачи необходимо уведомить О принятом в соответствии с частью 1 настоящей статьи решении об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства, об объемах побочных продуктов животноводства, о дате образования побочных продуктов животноводства, планируемых сроках использования побочных продуктов животноводства в производстве или передаче побочных продуктов животноводства иным лицам и результатах таких использования или передачи юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, уведомляют Россельхознадзор. Минсельхоз России разрабатывает и устанавливает порядок и сроки направления уведомлений, а также их форму.
Собственники побочных продуктов животноводства осуществляют учет побочных продуктов животноводства отдельно от учета основной продукции и отходов (ч. 4 ст. 5 Закона № 248-ФЗ).
Побочные продукты животноводства не являются отходами, за исключением случая установления в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии и (или) федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Датой признания побочных продуктов животноводства отходами является дата вступления в законную силу акта контрольного (надзорного) мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии и (или) федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", вынесенного при выявлении указанных нарушений (ч. 6 ст. 5 Закона № 248-ФЗ).
В случае, предусмотренном ч. 6 ст. 5 Закона № 248-ФЗ, собственник побочных продуктов животноводства, признанных отходами, обязан исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом следующих особенностей:
1) плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту выявления нарушений;
2) платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса побочных продуктов животноводства, признанных отходами;
3) размер платы за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с применением к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициента 1.