Отдаем журнал бесплатно!

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА

Новая страница 1

В настоящее время российский работодатель вправе привлечь иностранных граждан в качестве работников, в том числе из стран СНГ и дальнего зарубежья. Однако при приеме на работу иностранных граждан работодатель может столкнуться с дополнительными проблемами, связанными  с оформлением соответствующих документов.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим права и обязанности иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе и в области трудовых отношений, основным является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115–ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 115–ФЗ).  

В силу ст. 2 Федерального закона № 115–ФЗ иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а иностранным работником — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. При этом под временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующее получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Помимо статуса временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина Федеральный закон № 115–ФЗ определяет временное и постоянное проживание иностранного гражданина на территории России, отличные от временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

В связи с изложенным иностранным работником является иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, которой признается работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Категория иностранцев, работающих по трудовому договору или гражданско-правовому договору, выделена в отдельную группу, в отношении которой применяется разрешительный порядок привлечения к трудовой деятельности.

Хотелось бы отметить, что иностранный гражданин будет признаваться иностранным работником в случае, если он временно пребывает в Российской Федерации и осуществляет в установленном порядке трудовую деятельность. Таким образом, иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание или вид на жительство, не относится к категории иностранных работников и может осуществлять трудовую деятельность в российских фирмах без специальных разрешений.

Документы, необходимые для привлечения иностранного работника к трудовой деятельности на территории России:

1. Согласно Федеральному закону № 115–ФЗ работодателю необходимо получить разрешение на привлечение иностранных работников, которое выдается органами внутренних дел на основании заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения.

Работодатель сначала обращается в территориальный орган службы занятости населения того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется деятельность и где планируется использовать труд иностранцев, за заключением о целесообразности привлечения иностранных работников. В данный орган необходимо представить сведения о работодателе, о планируемом количестве иностранных работников, об их деятельности и   профессиях и иную информацию, обосновывающую необходимость привлечения иностранных работников. Получив положительное заключение от органа службы занятости населения, работодатель обращается в органы МВД для получения разрешения  на привлечение иностранных работников.

2. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности выдается на основании полученного разрешения на привлечение иностранных работников по ходатайству работодателя органами внутренних дел. Количество таких приглашений не должно превышать квоту, утверждаемую ежегодно постановлением Правительства РФ. Обращаем внимание, что вместе с ходатайством работодатель (приглашающая сторона) должен предоставить гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации».

3. Одновременно с приглашением на въезд работодатель должен получить разрешение на работу для каждого иностранного работника. Указанное разрешение используется только для временно пребывающих иностранных граждан (п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115–ФЗ).  Для получения этого разрешения работодатель должен внести на специальный счет средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника из Российской Федерации соответствующим видом транспорта. Порядок обращения с названными средствами пока не установлен. 

При наличии указанных выше разрешений работодатель вправе заключить с иностранным гражданином трудовой договор либо гражданско-правовой договор, как правило, на срок его пребывания на территории Российской Федерации.

За нарушение порядка привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы должностные лица работодателя несут административную ответственность согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ). В соответствии с п. 1 ст. 18.10 КОАП РФ на них может быть наложен административный штраф в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

При принятии на работу иностранного претендента  работодатель вправе проверить  документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, в том числе документ, удостоверяющий личность, а также документы об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний. Перечисленные документы должны быть переведены на русский язык, а перевод заверен компетентным органом.

Хотелось бы обратить внимание на то, что согласно ст. 65 ТК РФ работодатель обязан  вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае если работа в этой организации является для работника основной.

Таким образом, на иностранного работника, проработавшего в организации более пяти дней, работодатель заводит трудовую книжку в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках».

Кроме получения вышеуказанных разрешений, работодатель предоставляет документы в органы внутренних дел для регистрации иностранного работника по месту его пребывания (в случае если такие документы не были поданы самим иностранным работником) в течение трех дней со дня прибытия иностранного гражданина в Российскую Федерацию (ст. 20, 21 Федерального закона № 115–ФЗ). Регистрация производится при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документа, удостоверяющего личность (ст. 23 Федерального закона № 115–ФЗ).

Помимо перечисленного выше работодатель обязан:

·         уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;

·         направлять в органы внутренних дел информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров; 

·         направлять в органы внутренних дел и органы безопасности информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места его пребывания.

Хотелось бы отметить, что оформление документов на иностранных граждан  дальнего зарубежья и на граждан СНГ не имеет особого различия, за исключением граждан Республики Беларусь.  Решением  Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июля 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» установлено, что действующий на основе национального законодательства  порядок регулирования, привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Таким образом, граждане Республики Беларусь могут осуществлять свою трудовую деятельность в российских организациях без разрешений. 

Выдача вышеуказанных документов осуществляется платно. В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине» работодателем уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

·         за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию лица из другого  государства — 200 руб.;

·         за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников —3000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника;

·         за  выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства — 1000 руб.

С.В. Мазилкин, юрист КГ «Что делать Консалт»

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 10, 2004.

Отдаем журнал бесплатно!

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА

Новая страница 1

В настоящее время российский работодатель вправе привлечь иностранных граждан в качестве работников, в том числе из стран СНГ и дальнего зарубежья. Однако при приеме на работу иностранных граждан работодатель может столкнуться с дополнительными проблемами, связанными  с оформлением соответствующих документов.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим права и обязанности иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе и в области трудовых отношений, основным является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115–ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 115–ФЗ).  

В силу ст. 2 Федерального закона № 115–ФЗ иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а иностранным работником — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. При этом под временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующее получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Помимо статуса временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина Федеральный закон № 115–ФЗ определяет временное и постоянное проживание иностранного гражданина на территории России, отличные от временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

В связи с изложенным иностранным работником является иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, которой признается работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Категория иностранцев, работающих по трудовому договору или гражданско-правовому договору, выделена в отдельную группу, в отношении которой применяется разрешительный порядок привлечения к трудовой деятельности.

Хотелось бы отметить, что иностранный гражданин будет признаваться иностранным работником в случае, если он временно пребывает в Российской Федерации и осуществляет в установленном порядке трудовую деятельность. Таким образом, иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание или вид на жительство, не относится к категории иностранных работников и может осуществлять трудовую деятельность в российских фирмах без специальных разрешений.

Документы, необходимые для привлечения иностранного работника к трудовой деятельности на территории России:

1. Согласно Федеральному закону № 115–ФЗ работодателю необходимо получить разрешение на привлечение иностранных работников, которое выдается органами внутренних дел на основании заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения.

Работодатель сначала обращается в территориальный орган службы занятости населения того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется деятельность и где планируется использовать труд иностранцев, за заключением о целесообразности привлечения иностранных работников. В данный орган необходимо представить сведения о работодателе, о планируемом количестве иностранных работников, об их деятельности и   профессиях и иную информацию, обосновывающую необходимость привлечения иностранных работников. Получив положительное заключение от органа службы занятости населения, работодатель обращается в органы МВД для получения разрешения  на привлечение иностранных работников.

2. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности выдается на основании полученного разрешения на привлечение иностранных работников по ходатайству работодателя органами внутренних дел. Количество таких приглашений не должно превышать квоту, утверждаемую ежегодно постановлением Правительства РФ. Обращаем внимание, что вместе с ходатайством работодатель (приглашающая сторона) должен предоставить гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации».

3. Одновременно с приглашением на въезд работодатель должен получить разрешение на работу для каждого иностранного работника. Указанное разрешение используется только для временно пребывающих иностранных граждан (п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115–ФЗ).  Для получения этого разрешения работодатель должен внести на специальный счет средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника из Российской Федерации соответствующим видом транспорта. Порядок обращения с названными средствами пока не установлен. 

При наличии указанных выше разрешений работодатель вправе заключить с иностранным гражданином трудовой договор либо гражданско-правовой договор, как правило, на срок его пребывания на территории Российской Федерации.

За нарушение порядка привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы должностные лица работодателя несут административную ответственность согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ). В соответствии с п. 1 ст. 18.10 КОАП РФ на них может быть наложен административный штраф в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

При принятии на работу иностранного претендента  работодатель вправе проверить  документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, в том числе документ, удостоверяющий личность, а также документы об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний. Перечисленные документы должны быть переведены на русский язык, а перевод заверен компетентным органом.

Хотелось бы обратить внимание на то, что согласно ст. 65 ТК РФ работодатель обязан  вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае если работа в этой организации является для работника основной.

Таким образом, на иностранного работника, проработавшего в организации более пяти дней, работодатель заводит трудовую книжку в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках».

Кроме получения вышеуказанных разрешений, работодатель предоставляет документы в органы внутренних дел для регистрации иностранного работника по месту его пребывания (в случае если такие документы не были поданы самим иностранным работником) в течение трех дней со дня прибытия иностранного гражданина в Российскую Федерацию (ст. 20, 21 Федерального закона № 115–ФЗ). Регистрация производится при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документа, удостоверяющего личность (ст. 23 Федерального закона № 115–ФЗ).

Помимо перечисленного выше работодатель обязан:

·         уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;

·         направлять в органы внутренних дел информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров; 

·         направлять в органы внутренних дел и органы безопасности информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места его пребывания.

Хотелось бы отметить, что оформление документов на иностранных граждан  дальнего зарубежья и на граждан СНГ не имеет особого различия, за исключением граждан Республики Беларусь.  Решением  Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июля 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» установлено, что действующий на основе национального законодательства  порядок регулирования, привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Таким образом, граждане Республики Беларусь могут осуществлять свою трудовую деятельность в российских организациях без разрешений. 

Выдача вышеуказанных документов осуществляется платно. В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине» работодателем уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

·         за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию лица из другого  государства — 200 руб.;

·         за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников —3000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника;

·         за  выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства — 1000 руб.

С.В. Мазилкин, юрист КГ «Что делать Консалт»

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 10, 2004.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам