В данной статье затронуты вопросы правового положения иностранных работников в Российской Федерации, особенностей и ограничений регулирования их труда, прав и обязанностей как самих иностранных работников, так и их работодателей.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
Статьей 11 ТК РФ определено, что на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются и на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства (далее — иностранные граждане, иностранные работники), если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2010; далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) в ст. 13 провозглашено право иностранных граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных данным Федеральным законом.
Ограничения и особенности регулирования труда иностранных работников преимущественно связаны с основанием нахождения иностранца на территории Российской Федерации.
Различают следующие категории иностранных граждан, законно находящихся на территории России:
1) иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, то есть имеющие вид на жительство. Данным лицам не требуется получать разрешение на работу, они вправе работать в любом субъекте Российской Федерации;
2) иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации (как прибывшие в визовом порядке, так и прибывшие в порядке, не требующем получения визы). Разрешение на временное проживание данной категории иностранных граждан выдается сроком на три года. Получать разрешение на работу им также не требуется, однако они вправе работать только в организациях, зарегистрированных в том субъекте Российской Федерации, который оформил разрешение на временное проживание;
3) иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, которые в свою очередь делятся на иностранных граждан, временно пребывающих в России на основании визы (обыкновенной рабочей), и граждан, пребывающих в порядке, не требующем визы.
Далее для удобства восприятия применяются значения «визовые» и «безвизовые» иностранные граждане/работники, а при отсутствии особенностей — в общем значении — иностранные граждане/работники.
В отношении иностранных граждан, приглашенных на работу по инициативе работодателя или изъявивших желание работать на территории Российской Федерации (вне зависимости от формы собственности организации-работодателя, индивидуальные предприниматели строят отношения с иностранными работниками на тех же основаниях, что и организации), установлены следующие особенности и ограничения:
1. Работодатель (заказчик работ, услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, за исключением привлечения на работу иностранных граждан, прибывших в порядке, не требующем получения визы.
2. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, а в случае прибытия его в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности у физических лиц, для выполнения работ для домашних нужд и нахождения на территории Российской Федерации на законных основаниях — только при наличии патента.
3. Временно пребывающий в Российской Федерации или временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу (пп. 4.2, 5 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ).
Распоряжением Правительства РФ от 23.11.2009 № 1758-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2010 год» в текущем году квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства составляет 159 515 разрешений на временное проживание в Российской Федерации. При этом самая большая квота установлена для Московской области, а самая маленькая — для Ненецкого автономного округа.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, а срок временного пребывания в России иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток (возможность установления иных сроков временного пребывания в качестве исключения предусмотрена Федеральным законом № 115-ФЗ и международными договорами).
Разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
4. По общему правилу иностранный гражданин не вправе находиться в служебной командировке или осуществлять трудовую деятельность разъездного характера вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Однако имеются исключения из этого правила, о которых мы расскажем в следующем номере журнала.
5. Иностранный гражданин обязан встать на регистрационный учет по месту жительства (или на учет по месту пребывания; обязанность по подаче уведомления для регистрации по месту пребывания, как правило, возложена на принимающую сторону — исключение сделано для временно пребывающих иностранцев).
6. Иностранный гражданин не имеет права:
· находиться на муниципальной службе;
· избирать и быть избранным в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации (за исключением постоянно проживающих в России иностранных граждан, которые в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме);
· замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации. Статьей 56 Кодекса торгового мореплавания РФ сделано лишь одно исключение из данного правила: в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан России могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста. Те же требования введены и в отношении иностранных граждан, входящих в состав судна, плавающего по внутренним водным путям под Государственным флагом Российской Федерации (ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);
· быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
· быть командиром воздушного судна гражданской авиации, равно как и входить в состав летного экипажа воздушного судна. Включение в состав летного экипажа данного воздушного судна иностранного гражданина допускается только на период его подготовки в целях получения допуска к деятельности по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на воздушном судне определенного типа при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей командира воздушного судна Российской Федерации (ст. 56 Воздушного кодекса РФ);
· быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» к таким объектам отнесены объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций, а также организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий;
· осуществлять трудовую деятельность в области розничной торговли и занятия спортом, если количество иностранных работников в организации-работодателе свыше установленной допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами (п. 7 ст. 15 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в ред. от 17.07.2009)). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 № 1031 «Об установлении на 2010 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации» на 2010 г. в области розничной торговли процент иностранных работников не должен превышать 0 % от общей численности работников хозяйствующего субъекта;
· нарушать ограничения, связанные с учреждением теле-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих телевещание (ст. 19.1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 09.02.2009)). Так, иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин России, имеющий двойное гражданство, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения России; также гражданин России, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителем теле-, видеопрограмм;
· заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральными законами;
· быть призванным на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования только в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
7. С 1 января 2013 г. иностранный гражданин, прибывший в Россию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу будет подлежать фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (ФМС России), с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (п. 2 ст. 9, ст. 3 Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; п. 4.6 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ; ст. 9 Федерального закона от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2009)). Правило о дактилоскопической регистрации с 1 января 2013 г. также распространяется:
· на иностранных граждан, в отношении которых принято решение о выдаче разрешений на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в России;
· иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность в России в нарушение законодательства Российской Федерации;
· иностранных граждан, обратившихся в территориальные органы ФМС России с заявлением о получении дубликата разрешения на работу, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство или отрывной части бланка уведомления о прибытии взамен утраченных или испорченных.
Действие настоящего положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ.
Ранее (и до 1 января 2013 г.) обязательной дактилоскопической регистрации в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2010) подлежали иностранные граждане и лица без гражданства только из числа лиц:
· не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;
· подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых в совершении преступления либо осужденных за совершение преступления, подвергнутых административному аресту, совершивших административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;
· подлежащих выдворению (депортации) за пределы территории России либо подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
· прибывших в Россию в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации. Реадмиссия — передача запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными (данное определение дано в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством королевства Норвегия о реадмиссии от 08.07.2007);
· незаконно находящихся на территории Российской Федерации;
· получивших разрешение на временное проживание;
· постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в отношении которых принято решение о выдаче удостоверения личности моряка.
8. С 1 июля 2010 г. на организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, возложена обязанность уведомлять об этом территориальный орган ФМС России в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина.
9. Для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства установлены особенности осуществления ими трудовой деятельности:
· лица из числа «домашнего персонала» физических лиц осуществляют трудовую деятельность не на основании разрешения на работу, а на основании патента;
· лица, прибывшие на территорию России для осуществления трудовой деятельности в порядке, не требующем получения визы;
· лица, осуществляющие трудовую деятельность в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи;
· лица, осуществляющие трудовую деятельность в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 г. в городе Владивостоке.
10. Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Порядок получения и заполнения миграционной карты урегулирован постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 «О миграционной карте» (в ред. от 06.05.2006). Миграционная карта находится у иностранного гражданина в течение срока его пребывания в Российской Федерации и подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации (ст. 25.9 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 23.07.2010)).
11. Временно пребывающему в Россию на основании визы иностранному гражданину (обратите внимание: данное правило не относится к иностранным гражданам, прибывшим в порядке, не требующем получения визы) разрешение на работу выдается территориальным органом ФМС России при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) на специально открываемый ФМС России счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации (п. 5 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ).
12. Иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность на основании патента (с 1 июля 2010 г.) обязан уплачивать НДФЛ авансом.
13. Обязательное медицинское освидетельствование. Иностранный гражданин для получения разрешения на работу в соответствии с п. 9 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ, а также при оформлении разрешения на временное проживание в Российской Федерации сроком до трех лет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 № 789 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание» (в ред. от 06.04.2009) представляет сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции и документ, выданный полномочным органом иностранного государства или полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающий, что он не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 188 (в ред. от 01.02.2005).