Ведение воинского учета в организациях осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 13.07.2020; далее — Федеральный закон № 53-ФЗ), Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 27.12.2019) и Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (в ред. от 20.07.2020; далее — Положение о воинском учете). Кроме того, Генштаб Вооруженных сил РФ разработал и утвердил 11.07.2017 Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (далее — Методические рекомендации).
В соответствии с нормами вышеперечисленных документов осуществлять воинский учет работников обязаны все организации, независимо от форм собственности.
Существует два вида воинского учета: общий и специальный.
На специальном воинском учете состоят военнообязанные граждане, которые:
• забронированы за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации или в военное время;
• проходят службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения на должностях рядового и начальствующего состава.
Все остальные категории военнообязанных граждан состоят на общем воинском учете.
КТО МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВОИНСКИЙ УЧЕТ
Перед тем как организовывать воинский учет на предприятии, необходимо назначить ответственное лицо. Это может быть как сам руководитель, поскольку именно он является должностным лицом, отвечающим за состояние воинского учета[1], так и любой другой работник предприятия, назначенный приказом ответственным за ведение военно-учетной работы.
В зависимости от количества военнообязанных работников[2] определяется количество работников, осуществляющих военно-учетную работу[3]:
Если в организации 2 и более работника выполняют военно-учетную работу, в штатном расписании должно быть создано отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол[4].
Если в организации предполагается только 1 работник, осуществляющий воинский учет, он может входить в состав любого структурного подразделения. Чаще всего должность специалиста по воинскому учету включается в состав кадровой службы, поскольку необходимо иметь доступ к персональным данным работников и обладать актуальной информацией по приему и увольнению. Кроме того, в современных программах по учету кадров уже есть встроенный модуль по формированию отчетности в рамках военно-учетной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ В ЧАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ
Никаких конкретных требований закон не содержит. Единственное условие: работник должен 1 раз в 3 года проходить курс повышения квалификации по определенной программе[5]. Первое повышение квалификации — в течение года после назначения на должность специалиста по воинскому учету.
Согласно Методическим рекомендациям курс повышения квалификации можно пройти в Институте специальной подготовки ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России». Учебный план составляет 40 учебных часов, обучение платное, в результате успешного окончания выдается удостоверение повышения квалификации. Программа курса приведена в Приложении № 19 к Методическим рекомендациям.
КАК ПРОИНФОРМИРОВАТЬ ВОЕНКОМАТ О НАЧАЛЕ РАБОТЫ ПО ВЕДЕНИЮ ВОИНСКОГО УЧЕТА
После того как со специалистом по воинскому учету был заключен трудовой договор и издан приказ о приеме на работу[6], необходимо издать приказ об организации и ведении воинского учета. Текст документа приведен в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям[7]. Изменять его не рекомендуется.
После того как руководитель организации подписал приказ, копию документа следует направить в военкомат. Рекомендуем оформлять приказ в двух экземплярах — один направить в военкомат, второй остается в делопроизводстве предприятия.
Одновременно с приказом о назначении ответственного за ведение воинского учета в военкомат необходимо предоставить утвержденный план работы на календарный год, который также должен быть согласован с военкоматом (п. 37 Методических рекомендаций). Образец плана, а также перечень мероприятий приведены в Приложении № 17 к Методическим рекомендациям[8]. План так же надо оформить в двух экземплярах —один передается в военкомат, второй остается в организации у специалиста по воинскому учету.
Если предприятие до определенного времени вообще не взаимодействовало с военкоматом, вместе с приказом о назначении ответственного за воинский учет и планом работы на календарный год в военкомат необходимо предоставить еще два документа:
• карточку учета организации по форме № 18;
• отчет по форме № 6.
И карточка учета, и отчет заполняются в трех экземплярах. Один экземпляр передается в военкомат, второй направляется в комиссию по бронированию, а третий возвращается в организацию и хранится у специалиста по воинскому учету.
Унифицированных форм этих документов не существует. Чтобы получить актуальную форму карточки учета, следует обратиться в военкомат по месту нахождения работодателя.
Бланк отчета по форме № 6 и порядок его заполнения приведены в письме Минкультуры России от 03.11.2003 № 125-01-16/24. За дополнительными разъяснениями также можно обратиться в военкомат.
Если предприятие заявляет о себе в военкомате впервые, все документы должны быть заполнены по состоянию на дату назначения ответственного за воинский учет. В дальнейшем отчетность будет сдаваться ежегодно (до 31 декабря текущего года).
[1] Пункт 9 Положения о воинском учете.
[2] Определяется по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 13 Положения о воинском учете).
[3] Пункт 12 Положения о воинском учете.
[4] Пункт 13 Положения о воинском учете, п. 19 Методических рекомендаций.
[5] Приложение № 19 к Методическим рекомендациям.
[6] По унифицированной форме № Т-1 или по форме, утвержденной работодателем.
[7] Форма приказа доступна для скачивания (услуга «Сервис форм» ©).
[8] Форма плана доступна для скачивания (услуга «Сервис форм» ©).