Что такое бронирование от военной службы
Каждый работодатель заинтересован в стабильном функционировании организации. Объявленная в стране частичная мобилизация на военную службу создает определенные трудности, поэтому важно правильно понимать, кто из работников может получить отсрочку от мобилизации, а кто — бронь, и в чем разница между этими понятиями.
Отсрочка — это временное освобождение от призыва на военную службу по причинам:
• социальным — получение образования в определенных случаях (например, в аспирантуре и ординатуре);
• семейным — наличие детей в установленных законодательством случаях (например, четырех и более детей в возрасте до 16 лет);
• медицинским — состояние здоровья, беременность свыше 22 недель;
• государственно значимым — работа в определенных организациях согласно перечню должностей (например, в IT-сфере).
Отсрочка предоставляется как от службы по призыву в мирное время, так и от мобилизации в условиях войны или спецоперации, и действует на период сохранения соответствующей причины.
Бронирование — освобождение находящихся в запасе граждан от службы в армии по государственно значимым причинам, в связи с актуальностью для государства работы, выполняемой на соответствующем рабочем месте по должности или профессии.
Это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение организаций в период мобилизации и в военное время наиболее важными для функционирования и обороноспособности государства трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа граждан, пребывающих в запасе (далее — ГПЗ), а также заблаговременное и рациональное распределение их между вооруженными силами РФ, федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, органами и организациями[1].
Основная задача бронирования ГПЗ — сохранение на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, местного самоуправления и организациями работающих в них руководителей, специалистов, квалифицированных рабочих и служащих из числа ГПЗ путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
Организацию и методическое руководство работой по бронированию осуществляет комиссия по бронированию ГПЗ (городская или районная).
Какими документами следует руководствоваться
Минобороны России определяет следующие руководящие нормативные документы по вопросам воинского учета и бронирования:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 14.07.2022).
3. Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 14.07.2022).
4. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 24.09.2022).
5. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (в ред. от 14.10.2021).
6. Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях».
7. Постановление Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 05.07.2017 № 16 «Об утверждении методических рекомендации по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в организациях, на период мобилизации и на военное время».
8. Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017)[2].
9. Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, ФОИВ, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время (утв. Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 № 664с)[3].
10. Перечень должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, работающие в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. Постановлением Межведомственной комиссии от 03.02.2015 № 665с).
Что можно забронировать
Бронированию подлежат определенные рабочие места (должности, профессии) в организациях и на предприятиях, которые:
• выполняют государственные оборонные заказы;
• участвуют в мобилизационных мероприятиях;
• обеспечивают безопасность, обороноспособность и жизнедеятельность страны.
Многие нормативные документы по бронированию имеют грифы ограничения доступа (секретно, ДСП[4]). Исходя из информации, имеющейся в открытом доступе[5], бронирование ГПЗ, призываемых на военную службу по мобилизации, если они в мирное время не были забронированы, на период мобилизации прекращается.
Следовательно, если до начала мобилизации на рабочие места не была оформлена бронь, то теперь, во-видимому, это сделать уже невозможно.
А вот работники могут получить бронь и сейчас. Разберемся, как это можно сделать.
Кого можно забронировать от военной службы
Бронь распространяется на работников, которые давно работают, а также принимаются (либо переводятся) на работу на забронированные рабочие места в период объявленной мобилизации. Соответственно, при увольнении или переводе работника с забронированной позиции бронь на него больше не распространяется.
Вопрос в тему
Как можно мобилизоваться с бронью? Работник подходит по всем критериям, есть желание, но из-за брони военкомат ему отказывает.
При наличии такого желания следует либо уволиться с работы, либо договориться с работодателем о переводе на другое рабочее место, на которое не распространяется бронь.
Как осуществляется бронирование работников
1 Бронированием занимается работник, назначенный ответственным за этот участок работы приказом руководителя организации. Приказ издается по форме согласно Приложению № 4 к Методическим рекомендациям и согласовывается с военным комиссаром (пример 1).
Если такого приказа еще не было, его необходимо издать теперь. Дополнительно этим же приказом можно установить порядок вручения удостоверений об отсрочке (см. далее).
Пример 1
Приказ о назначении ответственного за бронирование работников
2 Поскольку воинский учет обязаны вести все организации без исключения, а бронь распространяется только на ограниченный круг работодателей, которые, несомненно, озаботились бронированием ранее, план работы по воинскому учету и бронирование работников, пребывающих в запасе, уже должен быть утвержден.
3 Если это не было сделано ранее, в районной комиссии по бронированию необходимо получить перечень профессий и должностей, которые подлежат бронированию.
В соответствии с этим перечнем составляется список работников (с указанием фамилий, имен и отчеств, а также их должностей или профессий). Список, заверенный подписью руководителя организации и печатью, направляется в комиссию на согласование (если ваш военкомат к этому готов, список может быть направлен в электронной форме, подписанный УКЭП).
4 Далее по согласованному итоговому списку в военкомате следует получить бланки удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (пример 2).
Такие удостоверения следует оформлять на каждого работника, занимающего соответствующее рабочее место, в течение десяти дней с даты приема или перевода на соответствующую работу или предоставления брони.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Бланки удостоверений должны быть зарегистрированы в соответствующем журнале.
Пример 2
Удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (фрагмент)[6]
5 Информацию об удостоверениях следует внести в карточку гражданина, подлежащего воинскому учету (подп. 2 п. 7 раздела II)[7]. Записи вносятся простым карандашом.
6 Далее необходимо направить в военкомат извещение о постановке забронированных работников на специальный учет.
Что делать при аннулировании бронирования
Если работник уволен или переведен с рабочего места, обеспечивающего ему бронь от мобилизации, работодатель обязан в течение пяти рабочих дней сообщить об этом в военкомат. Записи из раздела 7 формы № 10 удаляются.
Как военкоматы контролируют работу по бронированию
Контроль состояния работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, осуществляется не реже одного раза в три года, а при численности работающих в организации свыше 500 человек — ежегодно. Результаты контроля отражаются в актах и журналах проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, и доводятся до руководителей организаций.
Перечень основных вопросов, рассматриваемых при контроле состояния работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях[8] (приложение) идентичен перечню необходимых работодателям документов по воинскому учету, который приведен в приложении № 17 к Инструкции по бронированию.
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ, ПО КОТОРЫМ ПРОВЕРЯЕТСЯ РАБОТА
ПО ВЕДЕНИЮ ВОИНСКОГО УЧЕТА И БРОНИРОВАНИЮ ГРАЖДАН,
ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ, В ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Выделение для военно-учетного стола (работника, осуществляющего воинский учет в организации) специально оборудованного помещения и железных шкафов, обеспечивающих сохранность документов по воинскому учету.
2. Согласование приказа руководителя организации по определению персонального состава и функциональных обязанностей работников по ведению воинского учета, в т. ч. бронированию граждан, с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
3. Организация взаимодействия кадрового органа организации с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований) (органом местного самоуправления) по назначению на должность, перемещению и увольнению работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, пребывающих в запасе.
4. Согласование плана работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), полнота и качество его выполнения.
5. Наличие руководящих документов по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (разработанных Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации), пособий и разработок, указаний военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
6. Организация контроля за работой военно-учетного стола (работника, осуществляющего воинский учет в организации) со стороны руководителя, кадрового органа организации и вышестоящего органа, которому подведомственна эта организация.
7. Проведение военно-учетным столом (работником, осуществляющим воинский учет в организации) работы по разъяснению гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете, информированию граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей. Наличие информационных стендов.
8. Соблюдение установленного порядка ведения и хранения личных карточек граждан.
9. Полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках граждан, изучение военно-учетных признаков методом личного общения с несколькими гражданами, пребывающими в запасе (работающими в организации), и проведением сверки учетных данных, содержащихся в документах воинского учета этих граждан, с данными их личных карточек.
10. Проведение сверки сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан и документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления (в т. ч. с военными комиссариатами других муниципальных образований, в которых работающие в организации граждане состоят на воинском учете).
11. Полнота и своевременность сообщения военно-учетным столом (работником, осуществляющим воинский учет в организации) в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) сведений об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете. Внесение указанных изменений в личные карточки граждан.
12. Проведение военно-учетным столом (работником, осуществляющим воинский учет в организации) мероприятий по проверке у граждан, принимаемых на работу, наличия отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, по выявлению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) месту жительства (месту пребывания), и принятие мер к постановке их на воинский учет.
13. Полнота и своевременность направления по запросам соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления необходимых сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
14. Полнота и своевременность направления в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления сведений о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций).
15. Полнота и своевременность представления в соответствующие военные комиссариаты списков граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста.
16. Полнота и своевременность представления по запросам соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований списков граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.
17. Направление в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) сведений о гражданах женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих (получивших) специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет.
18. Выполнение руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций обязанностей по оповещению граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и обеспечению их своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами муниципальных образований. Наличие соответствующих подтверждающих документов (журналов).
19. Организация выдачи работниками, осуществляющими воинский учет в организации, гражданам расписок о приеме от них документов воинского учета.
20. Наличие Перечня должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе (выписки из него), и организация работы по его применению. Правомерность и своевременность оформления бронирования граждан, пребывающих в запасе. Наличие списка граждан, подлежащих зачислению на специальный учет. Своевременность аннулирования отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время граждан, пребывающих в запасе, утративших право на отсрочку, и сообщение в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) (в 5-дневный срок).
21. Наличие бланков удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, а также бланков извещений о зачислении на специальный воинский учет (далее — бланки специального учета), состояние их учета и порядок хранения в организации. Соответствие учетных данных по бланкам специального учета организации учетным данным по бланкам документов строгой отчетности военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований). Порядок передачи бланков специального учета на время отпуска (болезни) военно-учетного работника. Наличие и правильность ведения книги учета бланков специального учета, книги учета передачи бланков специального воинского учета.
22. Полнота и качество разработки, периодичность уточнения плана мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время. Наличие ведомостей на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
23. Полнота и своевременность представления в военные комиссариаты муниципальных образований установленной отчетности, в т. ч. о численности работников организации.
24. Устранение недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок.
[1] https://clck.ru/32QcUR.
[2] Далее — Методические рекомендации.
[3] Далее — Инструкция по бронированию.
[4] Для служебного пользования.
[5] Раздел 5 Инструкции по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 13.05.2019 № 95.
[6] Полностью образец документа можно скачать при помощи дополнительного сервиса журнала «Сервис форм» ®.
[7] Здесь и далее — форма № 10, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета» (Приложение № 22).
[8] Приложение к Порядку осуществления органами военного управления вооруженных сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций (Приложение № 1 к Методическим рекомендациям).