Дисквалификация является одним из видов административных наказаний и применяется за совершение ряда административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в т.ч. за нарушения в сфере труда.
Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом.
Дисквалификация применяется только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в т.ч. к арбитражным управляющим.
Согласно ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:
¡ на должностных лиц в размере 1–5 тыс. руб.;
¡ на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — 1–5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
¡ на юридических лиц — 30–50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (редакция Федерального закона от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение»).
В соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Как следует из п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет одному, а позднее — другому работнику при увольнении).
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судом. Масштабы применения судами РФ дисквалификации за нарушение работодателями трудового законодательства РФ характеризуются следующими данными.
Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2006 году районными судами было подвергнуто дисквалификации по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ 47 лиц, мировыми судьями — 1192 лица.
Статья 32.11 КоАП РФ предусматривает, что постановление о дисквалификации после вступления его в законную силу должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.
Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.
Трудовой договор с дисквалифицированным лицом в этом случае подлежит прекращению по п. 8 ст. 83 ТК РФ: «дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору».
При заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.
Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 утверждено Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, а постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 г. № 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц» Министерству внутренних дел РФ поручено осуществлять формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц.
Так, реестр дисквалифицированных лиц (далее — реестр) формируется и ведется Министерством внутренних дел РФ и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.
Копии указанных постановлений направляются вынесшими их судами в Министерство внутренних дел РФ, министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта РФ по месту вынесения постановления.
В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице:
¡ фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
¡ в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
¡ дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
¡ срок дисквалификации;
¡ даты начала и истечения срока дисквалификации;
¡ наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
¡ сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
¡ основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
¡ дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.
Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.
Запросы о предоставлении информации, содержащейся в реестре, фиксируются в реестре с указанием лица, обратившегося с запросом, даты запроса и даты предоставления информации.
Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет 5 дней с даты получения МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ соответствующего запроса.
Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, предоставляется в размере одного минимального размера оплаты труда, которая подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно.
Уполномоченный федеральный орган в 10-дневный срок со дня внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП РФ составили протоколы об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде дисквалификации.
Исключение из реестра дисквалифицированных лиц производится:
¡ по истечении срока дисквалификации;
¡ во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации, заверенная копия которого поступила в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, из суда либо от ранее дисквалифицированного лица в составе приложения к заявлению об исключении из реестра дисквалифицированных лиц.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 2 августа 2005 г. № 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц» Министерством внутренних дел РФ издан приказ от 22 ноября 2006 г. № 957, которым было утверждено Наставление по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц и Инструкция о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах (далее — Инструкция).
Указанными документами подробно определен порядок ведения данного реестра и предоставления из него соответствующей информации заинтересованным лицам.
Так, согласно Инструкции граждане подают запросы о предоставлении информации из реестра в Информационные центры МВД (далее — ИЦ МВД), ГУВД, УВД субъектов РФ по месту обращения.
Непосредственное исполнение запросов на получение информации из реестра в отношении конкретных лиц осуществляется Главным информационно-аналитическим центром МВД России (ГИАЦ МВД России) и ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.
Запросы принимаются на личном приеме граждан в ИЦ МВД, ГУВД, УВД при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность).
Заявление о предоставлении указанной информации также может быть подано в орган внутренних дел по месту обращения заявителя. В этом случае заявление регистрируется в органе внутренних дел с соблюдением требований делопроизводства и направляется для проведения проверки и подготовки выписки (справки) в ИЦ МВД, ГУВД, УВД по территориальности.
При отсутствии возможности у граждан лично подать запрос о предоставлении информации из реестра он может быть подан уполномоченным лицом при предъявлении доверенности, выданной в установленном законодательством РФ порядке.
Запросы граждан, их доверенных лиц должны содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, число, месяц и год рождения, место рождения лица, обратившегося с запросом. В запросе должен быть отражен удобный для заявителя (инициатора) порядок получения информации (на личном приеме или в территориальном органе внутренних дел). Запросы должны быть оформлены на русском языке.
Не принимаются к исполнению запросы о предоставлении информации иностранным гражданам и лицам без гражданства, оформленные на иностранном языке без нотариально заверенного перевода на русский язык.
Проверка физического лица перед заключением договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом осуществляется в ИЦ МВД, ГУВД, УВД по месту государственной регистрации юридического лица.
Запрос лица, уполномоченного заключать договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом, в отношении физического лица, с которым предполагается заключать такой договор (контракт), подается на личном приеме граждан в ИЦ МВД, ГУВД, УВД при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) и должен содержать:
¡ фамилию, имя, отчество, число, месяц и год рождения, место рождения проверяемого лица;
¡ полное наименование, место и орган регистрации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица — инициатора запроса.
К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица на заключение договоров (контрактов) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом, а также квитанция о перечислении в федеральный бюджет платы за предоставление информации, содержащейся в реестре.
Выписки (справки) установленной формы, имеющие индивидуальные номера, подписываются должностными лицами ГИАЦ МВД России, ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ и заверяются печатью установленного образца.
Выписки (справки) выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись в отрывном талоне выписки (справки) при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности, выданной в установленном законодательством РФ порядке либо направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения граждан (юридического лица) для вручения заявителю либо его доверенному лицу.