Внедрение системы оплаты труда по целям значительно повышает эффективность работы персонала, что, в свою очередь, способствует увеличению доходов компании. На примере ООО «Премьер» рассмотрим опыт успешного внедрения подобной системы для работника отдела логистики по транспорту.
Сегодня все больше компаний разрабатывают и внедряют систему оплаты труда по целям. Она не только представляет собой инструмент их достижения, но и «защищает» организацию от неквалифицированных работников, поэтому такой подход к оценке результатов деятельности вполне оправдан. Кроме того, эта система помогает HR-отделу контролировать эффективность работы персонала, а грамотному специалисту дает возможность реализовать себя в полной мере, заработать больше и главное — четко понять цели и задачи своей деятельности.
ООО «Премьер» — небольшая компания, поэтому в отделе логистики по транспорту в настоящее время работает всего один специалист(СНОСКА: Расширение отдела, согласно стратегическим планам компании, запланировано на 2009 г.). Необходимость изменения схемы оплаты его труда была связана с большой текучестью кадров: за год на этой должности сменилось три человека. Основной причиной увольнений был низкий фиксированный оклад, из-за которого на работу принимали сотрудников с небольшим опытом. Приобретя за несколько месяцев работы дополнительные знания и навыки, люди уходили в крупные компании на должности с более высокой зарплатой. Удержать их не было возможности — руководство отказывалось повышать оклад новичкам, не отработавшим свои деньги.
Постоянная смена логистов создавала трудности всему коллективу, и директор по развитию принял решение о внедрении системы оплаты труда по целям.
Цели логиста
Существует множество параметров оценки результатов деятельности сотрудника, однако все их включать в систему оплаты труда нецелесообразно. Человек должен понимать принципы, по которым формируется его заработная плата, а значит эта система должна быть лаконична и проста. Ее разработку следует начинать с выявления приоритетных задач компании.
Поскольку ООО «Премьер» — торговая компания, то ее среднесрочной целью, отраженной в годовом плане, является увеличение объемов продаж (расширение ассортимента). Краткосрочные (ежемесячные) планы организации включают этапы достижения этой цели: географию расширения, виды продаж, цифры бюджета на реализацию.
Из планов вытекают два основных критерия эффективности работы специалиста логистики по транспорту: своевременность и экономичность доставки товара от поставщика на склад компании и со склада к клиенту. Поскольку организация арендует склад, при оценке работы логиста также учитываются периоды отсутствия товара на складе в нужный момент и его вынужденный простой. Однако акцент делается все же на поставке, так как именно ее качество влияет на объем продаж.
Эффективность деятельности логиста можно оценить на основе анализа следующих документов:
- отчетности финансовой службы, которая ведется по плану, факту расходов на транспортировку;
- расписания своевременности доставок за месяц (составляется в виде таблице, графы которой озаглавливают следующим образом: «План», «Факт», «D»), которое представляют служба закупок и отдел продаж (в нем также указывается план и факт).
Расчет зарплаты
На основе приоритетных задач логиста (своевременная и экономичная доставка товара) с учетом коэффициента сезонности (каждая компания определяет его самостоятельно) директор по развитию построил систему оплаты труда по целям. Зарплата сотрудника отдела логистики по транспорту стала начисляться по следующей формуле:
Зп = оклад + бонус 1 (экономия) + бонус 2 (своевременность).
Бонус 1 определяется по формуле
где V — объем поставок, руб.;
α — процент эффективности транспортных расходов за месяц;
m — сезонный коэффициент (0,7 — учитывается только в ноябре и декабре);
0,000 6 — премиальный коэффициент.
Важно отметить, что бонус 1 учитывается только в случаях, когда α £ 2.
Бонус 2 — фиксированный. Он выплачивается всегда, однако его величина зависит от b. Допустим, оклад сотрудника 15 тыс. руб., тогда:
b = 0, следовательно, прибавляем 1 500 руб.;
b ≤ 1 → прибавляем 1 000 руб.;
b > 1 → отнимаем 1 000 руб..
При этом
где l — сумма по модулю отклонений в плане доставки (план / факт);
n — количество доставок за месяц.
В приведенных формулах фигурируют несколько ключевых показателей:
- объем поставок — определяется на основе стратегии компании (годовым и ежемесячными планами роста);
- премиальный коэффициент — увеличивается с ростом чистой прибыли и фонда оплаты труда;
- процент эффективности транспортировки — рассчитывается на основе таблицы транспортных расходов (прил.). Транспортировка считается эффективной, если данный показатель не превышает 2 %. В противном случае доставка разрешается только тогда, когда это способствует выполнению стратегических задач компании;
- сезонный коэффициент — нужен для учета премиальных выплат сотрудникам (в частности, в период новогодних праздников, когда компания осуществляет много доставок).
Объем поставок за июль составил 9 млн руб., эффективность транспортировок — в среднем 1,5 %. Всего было произведено четыре доставки, по плану их необходимо было осуществить к 01.08, 02.08, 03.08, 04.08. Фактически же товар был доставлен к 01.08, 04.08, 03.08, 06.08 (две доставки были задержаны на два дня).
следовательно, бонус 2 = 1 000 руб.;
Зп = 15 000 руб. + 3 600 руб. + 1 000 руб. = 19 600 руб..
В декабре при объеме поставок — 40 млн руб. и фактической доставке — 01.12, 02.12, 03.12, 04.12, зарплата будет следующей:
Результаты
Новая система оплаты труда логиста по транспорту закреплена в положении о премировании сотрудников. После ее введения отдел персонала компании быстро нашел кандидата на вакансию логиста — профессионала с опытом работы в конкурирующей организации. Он был принят на работу и успешно прошел испытательный срок.
Результаты введения системы оплаты труда по целям в отделе логистики по транспорту.
- Минимальные отклонения от плана поставок. Если раньше одновременные поставки, например, в Адлер и Краснодар осуществлялись на двух машинах, то теперь на одной — сначала она едет в один город, потом в другой, благодаря чему экономятся время и деньги. Кроме того, при прежней схеме поставки задерживались на 5–7 календарных дней, что мешало увеличивать объем продаж. Сейчас же сроки работы четко соответствуют плановым.
- Вследствие улучшения сервиса увеличилось количество заказов, следовательно, вырос объем продаж. Таким образом, организация реализовывает свою стратегию.
- Новый логист уже 11 месяцев работает в компании и проявляет инициативу в своем направлении деятельности.
Положительные изменения в работе организации приводят к выводу о том, что решение руководства о введении новой системы оплаты труда было правильным. Она имеет небольшое число показателей и понятна работнику. Это ее главный плюс, так как простота и прозрачность исключают риски при внедрении и дальнейшем использовании системы. Сотрудник видит, что компания позволяет ему повысить свой доход, если он продуктивно и качественно выполняет работу.
Сейчас в ООО «Премьер» планируется введение системы оплаты труда по целям для сотрудников отдела закупок. Это должно изменить результаты работы всей компании в лучшую сторону.