Многим работодателям приходилось нести ответственность за нарушение работником требований охраны труда. В статье расскажем, как работодатель может защитить работников от нарушений требований охраны труда и снизить риск возникновения негативных последствий.
ОБЯЗАННОСТИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда закреплены в ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).
Обязанности работника в области охраны труда перечислены в ст. 214 ТК РФ:
- соблюдать требования охраны труда;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
Несмотря на то что все эти положения прямо указаны в законе, многие работники:
не знают о своих обязанностях в области охраны труда («То ли знал, да забыл, то ли не знал, да все равно забыл»);
игнорируют требования охраны труда («Никогда же ничего не случалось!»);
не понимают требований охраны труда («Ерунда какая-то, только работать сложнее…»);
открыто заявляют о нежелании выполнять требования охраны труда («Да зачем это нужно вообще? Не буду я выполнять эти дурацкие требования») и т. д.
Несоблюдение работниками требований охраны труда чревато многими негативными последствиями:
- несчастным случаем на производстве с виновником и (или) другими людьми;
- порчей имущества работодателя;
- материальной ответственностью работодателя (перед работником, получившим травму);
- административной ответственностью как работника, так и работодателя, и т. д.
Чтобы избежать негативных последствий, работодателю необходимо не только правильно наладить систему охраны труда в организации, но и отслеживать ее нарушителей и применять к ним меры воздействия.
МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАБОТНИКОВ
Превентивная мера
Работодатель обязан:
• составить и утвердить всю требуемую документацию в области охраны труда в организации (инструкции, журналы инструктажей и т. п.);
• ознакомить всех работников с этими документами под роспись;
• назначить ответственных за инструктаж;
• провести обучение и проверку знаний по охране труда;
• выдать спецодежду, средства индивидуальной защиты и т. д.
Совет 1. Не бойтесь переусердствовать с подробной регламентацией
Пусть лучше работник удивится запрету на катание на офисном кресле из одного угла кабинета в другой, чем травмируется сам или травмирует коллег. В судебной практике был случай, когда работница получила травму от падения с подобного кресла в результате такого катания. При этом суд удовлетворил все требования истца, так как пришел к выводу, что именно работодатель не разъяснил работнице, что катание на офисном кресле опасно, — кресло может перевернуться и причинить работнику травму (Апелляционное определение Омского областного суда от 23.09.2015 по делу № 33-6975/2015).
Пусть лучше работник возмутится запретом на использование электрочайника в кабинете, нежели потом работодатель столкнется с возгоранием в электропроводке из-за перегрузки в сети, возникшей из-за одновременного включения всех чайников во всех кабинетах во время обеденного перерыва.
Пусть лучше работник потребует рассказать, почему не рекомендовано носить обувь на высоком каблуке с металлическими набойками в офисе, где полы покрыты гладким кафелем, при проходе по которому эта часть обуви склонна к скольжению и, соответственно, увеличивается риск падения и получения травмы, чем будет потом такую травму лечить, а работодатель это лечение оплачивать.