Отдаем журнал бесплатно!

Наследование пенсионных накоплений

В ходе аудиторской проверки негосударственного пенсионного фонда был поставлен вопрос о правильном оформлении правопреемства по приобретению прав и обязанностей, возникающих по договору с фондом.

Вопрос о порядке правопреемства вкладов в негосударственных пенсионных фондах достаточно сложен и до конца не разработан законодателем. Для полноценного анализа недостаточно практики по этому вопросу, в частности судебной.

На наш взгляд, необходимо разграничивать две ситуации:

1) правопреемство по договору негосударственного пенсионного обеспечения, согласно которому фонд обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию;

2) правопреемство по договору обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты ее правопреемникам.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (в ред. от 02.02.2006; далее — Федеральный закон № 111-ФЗ) за счет средств пенсионных накоплений осуществляются, в частности, выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в п. 6 ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. от 22.07.2008; далее — Закон о трудовых пенсиях).

Согласно ст. 39 Федерального закона № 111-ФЗ финансирование выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц обеспечивается путем ежемесячного перечисления управляющей компанией денежных средств в установленном размере на счета Пенсионного фонда РФ, открываемые в учреждениях Банка России или территориальных органах Федерального казначейства в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а при отсутствии учреждений Банка России — на счета, открываемые в кредитных организациях, отобранных в порядке, определенном Правительством РФ, и предназначенные исключительно для осуществления выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Правопреемство по договору обязательного пенсионного страхования

Согласно п. 12 ст. 9 Закона о трудовых пенсиях по договору об обязательном пенсионном страховании в случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 6 ст. 16 Закона о трудовых пенсиях. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд РФ определить конкретных лиц из числа указанных в п. 6 ст. 16 Закона о трудовых пенсиях или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства(СНОСКА: Аналогичные нормы, касающиеся пенсионных накоплений, содержатся в ст. 36.21 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 30.04.2008)). При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

Таким образом, предполагаются два варианта установления правопреемства по передаче пенсионных накоплений застрахованным лицом:

1.      путем подачи застрахованным лицом заявления в Пенсионный фонд РФ;

2.      по закону (имеется в виду именно пенсионное законодательство).

Обратите внимание

Ситуация, по которой застрахованное лицо может лишить всех своих правопреемников прав на накопительную часть своей пенсии, законодателем не предусмотрена.

К правопреемникам застрахованного лица относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности (п. 6 ст. 16 Закона о трудовых пенсиях).

Правопреемниками первой очереди являются дети, в том числе усыновленные, супруг и родители (усыновители); второй очереди — братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки.

Выплата средств родственникам умершего кормильца одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего кормильца, только при отсутствии родственников первой очереди.

В ст. 16 Закона о трудовых пенсиях указываются размеры пенсий по случаю потери кормильца, и в ней говорится только о выплате средств родственникам умершего кормильца, хотя умерший не обязательно может быть кормильцем правопреемника (например, дети могли уже вырасти). Данное положение должно быть распространено на все случаи правопреемства. Однако этот вопрос должен быть решен на уровне закона или в судебном порядке.

Можно также отметить следующие пробелы в законодательстве: не уточнено, какой степени родства признаются братья и сестры (родные, двоюродные); не предусмотрена такая категория наследников, как нетрудоспособные иждивенцы.

Согласно ч. 2 ст. 36.21 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» если у умершего застрахованного лица нет правопреемников, то средства, учтенные на его пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, передаются фондом в Пенсионный фонд РФ; порядок передачи устанавливается Правительством РФ.

Средства, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица при условии их обращения в фонд в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. По заявлению правопреемника, пропустившего этот срок, он может быть восстановлен в судебном порядке. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами в фонд, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством РФ.

Порядок расчета сумм средств пенсионных накоплений, подлежащих выплате фондом правопреемникам умерших застрахованных лиц, устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 03.11.2007 № 742 «Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии».

Правопреемство по договору негосударственного пенсионного обеспечения

Никаких специальных нормативных документов, касающихся правил выплаты негосударственным пенсионным фондом правопреемникам умершего участника фонда по договору негосударственного пенсионного обеспечения не принято. Поэтому необходимо руководствоваться общими правилами о наследстве, указанными в разделе V «Наследственное право» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). При этом наследуемым имуществом по данному договору являются имущественные права и обязанности (возможность наследования данных прав предусмотрена статьей 1112 ГК РФ). Какие именно права и обязанности наследуются, зависит от условий конкретного договора.

Обратите внимание

Никаких специальных правил, касающихся данного вида имущества, не предусмотрено. В частности, не может быть применена статья 1183 ГК РФ «Наследование невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию».

Договор негосударственного обеспечения может быть:

  • либо переоформлен на правопреемника участника;
  • либо правопреемник может потребовать выкупную сумму по данному договору.

Основанием для указанных сделок должно служить свидетельство о праве на наследство, выданное в установленном порядке.

При перезаключении договоров могут возникнуть сложности, в частности, если вкладчик и участник не являются одним лицом. Такую ситуацию можно предусмотреть заранее путем внесения (на стадии заключения договора с первоначальными вкладчиком и участником) соответствующих условий в договор.

Не исключается возможность, что передачу правопреемнику имущественных прав по договору приравняют к случаям правопреемства средств к существованию или правопреемству накопительной части пенсии. Желательно для осуществления правильного правопреемства указанных объектов сделать официальный запрос в уполномоченные органы.

Определение налоговой базы

В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, установлены в ст. 213.1 НК РФ.

Извлечение
из Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 213.1. Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами.

1. При определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

накопительная часть трудовой пенсии;

суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу;

суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;

суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

2. При определении налоговой базы учитываются:

суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;

суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц;

денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия.

Указанные суммы подлежат налогообложению у источника выплат.

В соответствии с подп. 18 ч. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в частности, доходы, получаемые от физических лиц в порядке наследования.

В случае перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства по договору негосударственного пенсионного обеспечения или при выплате средств, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, его правопреемнику, доходы передаются не от физического лица, а от пенсионного фонда, так как эти средства являются собственностью пенсионного фонда. Следовательно, в обоих случаях пенсионный фонд как источник выплаты должен передать указанные средства правопреемнику застрахованного или участнику договора негосударственного пенсионного обеспечения за вычетом налога на доходы физического лица.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Следовательно, переход прав и обязанностей по договору без предоставления денежных средств правопреемнику также подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Никаких льгот для оплаты налога на доходы малоимущим, детям законодательством не предусмотрено, кроме права на получение стандартных налоговых вычетов, установленных статьей 218 НК РФ.

Обратите внимание на то, что вышеуказанные выводы сделаны на основе буквального толкования указанных норм права. Эти чрезвычайно сложные вопросы необходимо решать в законодательном порядке. Если данные вопросы возникли в вашей организации, можно порекомендовать для правильного налогообложения указанных выплат сделать официальный запрос в уполномоченные органы.

Попова О.В.,
юрист аудиторской фирмы

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 1, 2009.

Отдаем журнал бесплатно!

Наследование пенсионных накоплений

В ходе аудиторской проверки негосударственного пенсионного фонда был поставлен вопрос о правильном оформлении правопреемства по приобретению прав и обязанностей, возникающих по договору с фондом.

Вопрос о порядке правопреемства вкладов в негосударственных пенсионных фондах достаточно сложен и до конца не разработан законодателем. Для полноценного анализа недостаточно практики по этому вопросу, в частности судебной.

На наш взгляд, необходимо разграничивать две ситуации:

1) правопреемство по договору негосударственного пенсионного обеспечения, согласно которому фонд обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию;

2) правопреемство по договору обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты ее правопреемникам.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (в ред. от 02.02.2006; далее — Федеральный закон № 111-ФЗ) за счет средств пенсионных накоплений осуществляются, в частности, выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в п. 6 ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. от 22.07.2008; далее — Закон о трудовых пенсиях).

Согласно ст. 39 Федерального закона № 111-ФЗ финансирование выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц обеспечивается путем ежемесячного перечисления управляющей компанией денежных средств в установленном размере на счета Пенсионного фонда РФ, открываемые в учреждениях Банка России или территориальных органах Федерального казначейства в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а при отсутствии учреждений Банка России — на счета, открываемые в кредитных организациях, отобранных в порядке, определенном Правительством РФ, и предназначенные исключительно для осуществления выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Правопреемство по договору обязательного пенсионного страхования

Согласно п. 12 ст. 9 Закона о трудовых пенсиях по договору об обязательном пенсионном страховании в случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 6 ст. 16 Закона о трудовых пенсиях. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд РФ определить конкретных лиц из числа указанных в п. 6 ст. 16 Закона о трудовых пенсиях или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства(СНОСКА: Аналогичные нормы, касающиеся пенсионных накоплений, содержатся в ст. 36.21 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 30.04.2008)). При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

Таким образом, предполагаются два варианта установления правопреемства по передаче пенсионных накоплений застрахованным лицом:

1.      путем подачи застрахованным лицом заявления в Пенсионный фонд РФ;

2.      по закону (имеется в виду именно пенсионное законодательство).

Обратите внимание

Ситуация, по которой застрахованное лицо может лишить всех своих правопреемников прав на накопительную часть своей пенсии, законодателем не предусмотрена.

К правопреемникам застрахованного лица относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности (п. 6 ст. 16 Закона о трудовых пенсиях).

Правопреемниками первой очереди являются дети, в том числе усыновленные, супруг и родители (усыновители); второй очереди — братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки.

Выплата средств родственникам умершего кормильца одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего кормильца, только при отсутствии родственников первой очереди.

В ст. 16 Закона о трудовых пенсиях указываются размеры пенсий по случаю потери кормильца, и в ней говорится только о выплате средств родственникам умершего кормильца, хотя умерший не обязательно может быть кормильцем правопреемника (например, дети могли уже вырасти). Данное положение должно быть распространено на все случаи правопреемства. Однако этот вопрос должен быть решен на уровне закона или в судебном порядке.

Можно также отметить следующие пробелы в законодательстве: не уточнено, какой степени родства признаются братья и сестры (родные, двоюродные); не предусмотрена такая категория наследников, как нетрудоспособные иждивенцы.

Согласно ч. 2 ст. 36.21 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» если у умершего застрахованного лица нет правопреемников, то средства, учтенные на его пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, передаются фондом в Пенсионный фонд РФ; порядок передачи устанавливается Правительством РФ.

Средства, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица при условии их обращения в фонд в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. По заявлению правопреемника, пропустившего этот срок, он может быть восстановлен в судебном порядке. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами в фонд, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством РФ.

Порядок расчета сумм средств пенсионных накоплений, подлежащих выплате фондом правопреемникам умерших застрахованных лиц, устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 03.11.2007 № 742 «Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии».

Правопреемство по договору негосударственного пенсионного обеспечения

Никаких специальных нормативных документов, касающихся правил выплаты негосударственным пенсионным фондом правопреемникам умершего участника фонда по договору негосударственного пенсионного обеспечения не принято. Поэтому необходимо руководствоваться общими правилами о наследстве, указанными в разделе V «Наследственное право» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). При этом наследуемым имуществом по данному договору являются имущественные права и обязанности (возможность наследования данных прав предусмотрена статьей 1112 ГК РФ). Какие именно права и обязанности наследуются, зависит от условий конкретного договора.

Обратите внимание

Никаких специальных правил, касающихся данного вида имущества, не предусмотрено. В частности, не может быть применена статья 1183 ГК РФ «Наследование невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию».

Договор негосударственного обеспечения может быть:

  • либо переоформлен на правопреемника участника;
  • либо правопреемник может потребовать выкупную сумму по данному договору.

Основанием для указанных сделок должно служить свидетельство о праве на наследство, выданное в установленном порядке.

При перезаключении договоров могут возникнуть сложности, в частности, если вкладчик и участник не являются одним лицом. Такую ситуацию можно предусмотреть заранее путем внесения (на стадии заключения договора с первоначальными вкладчиком и участником) соответствующих условий в договор.

Не исключается возможность, что передачу правопреемнику имущественных прав по договору приравняют к случаям правопреемства средств к существованию или правопреемству накопительной части пенсии. Желательно для осуществления правильного правопреемства указанных объектов сделать официальный запрос в уполномоченные органы.

Определение налоговой базы

В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, установлены в ст. 213.1 НК РФ.

Извлечение
из Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 213.1. Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами.

1. При определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

накопительная часть трудовой пенсии;

суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу;

суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;

суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

2. При определении налоговой базы учитываются:

суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;

суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц;

денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия.

Указанные суммы подлежат налогообложению у источника выплат.

В соответствии с подп. 18 ч. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в частности, доходы, получаемые от физических лиц в порядке наследования.

В случае перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства по договору негосударственного пенсионного обеспечения или при выплате средств, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, его правопреемнику, доходы передаются не от физического лица, а от пенсионного фонда, так как эти средства являются собственностью пенсионного фонда. Следовательно, в обоих случаях пенсионный фонд как источник выплаты должен передать указанные средства правопреемнику застрахованного или участнику договора негосударственного пенсионного обеспечения за вычетом налога на доходы физического лица.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Следовательно, переход прав и обязанностей по договору без предоставления денежных средств правопреемнику также подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Никаких льгот для оплаты налога на доходы малоимущим, детям законодательством не предусмотрено, кроме права на получение стандартных налоговых вычетов, установленных статьей 218 НК РФ.

Обратите внимание на то, что вышеуказанные выводы сделаны на основе буквального толкования указанных норм права. Эти чрезвычайно сложные вопросы необходимо решать в законодательном порядке. Если данные вопросы возникли в вашей организации, можно порекомендовать для правильного налогообложения указанных выплат сделать официальный запрос в уполномоченные органы.

Попова О.В.,
юрист аудиторской фирмы

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 1, 2009.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам