Характеристика с места работы — документ, не утративший актуальности и сегодня. Характеристику приходится составлять в вышестоящую организацию для награждения работника, по требованию банка, суда и т. п. В статье не только рассмотрим общие правила составления характеристики, но и приведем примеры, которые читатели смогут смело сохранить в своей копилке документов.
Право или обязанность?
С точки зрения Трудового кодекса РФ, характеристика не является обязательным документом, однако, как показывает практика, во многих случаях работодатель либо не вправе отказать (например, суду или вышестоящей организации), либо отказ может стать причиной возникновения конфликтной ситуации (например, когда характеристика нужна для оформления крупного банковского кредита).
Как правило, характеристику с места работы составляет специалист отдела кадров. Он вносит официальную информацию: паспортные данные, место учебы, трудовой стаж. А для того, чтобы верно описать деловые и личностные качества работника, в составлении должен принять участие и непосредственный руководитель работника.
Общие правила составления
Унифицированной формы документа не существует. По общим правилам характеристику оформляют на официальном бланке организации. В ней должны быть указаны:
Документ подписывает руководитель организации либо уполномоченное должностное лицо, проставляется дата составления и печать (при наличии).
Поскольку цель документа — дать верное представление о человеке, информация должна быть объективной. При составлении следует избегать грамматических и стилистических ошибок, эмоций в адрес характеризуемого, недостоверной информации, описания его взглядов на политику и религию.
Содержимое характеристики может отличаться в зависимости от целей. Так, если документ оформляется для аттестационных мероприятий, то в него включают:
• данные об образовании, должности работника, стаже его работы, повышении квалификации или профессиональной переподготовке;
• информацию о результатах его трудовой деятельности;
• сведения о взысканиях или поощрениях/награждениях.
Если цель характеристики — повышение работника в должности, то в ней стоит указать такие его качества, как инициативность, обязательность, способность отвечать за свои поступки, решительность и т. д.
Характеристики подразделяют на несколько разновидностей:
• положительная — описание профессиональных и личных качеств работника с положительной стороны;
• нейтральная — описание профессиональных и личных качеств работника нейтральное;
• негативная — отрицательное описание.
КСТАТИ
Если составлять характеристики приходится часто, порядок работы над документом, при необходимости, можно закрепить в ЛНА.
Примеры характеристик
Для суда
При участии в судебных разбирательствах работнику может понадобиться характеристика с места работы — для оценки действий фигуранта дела и создания общего портрета его личности (пример 1). Очень важно, чтобы содержание документа было объективным.
Поскольку унифицированной формы нет и документ официальный, составлять его необходимо на фирменном бланке организации с указанием реквизитов. В характеристике должны быть указаны:
• Ф. И. О. работника, паспортные данные, информация об образовании, сведения о поощрениях/наградах, семейное положение;
• данные о трудовой деятельности;
• личные и деловые качества.
Нелишним будет указать, как работник относится к коллегам, клиентам организации и деловым партнерам, насколько он добросовестно выполняет порученную работу, склонен ли к совершению правонарушений.
Если в организации есть круглая печать, ее следует поставить на документе. Подписывает характеристику руководитель.