Отдаем журнал бесплатно!

Воинский учет в 2025 году: 12 главных вопросов

В статье вы найдете ответы на главные вопросы по воинскому учету в 2025 году, которые волнуют кадровиков. Ответы даны в форме конспектов и пошаговых алгоритмов.

1. КАКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ?

Основных документов по воинскому учету три:

1. Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (в ред. от 16.05.2024)[1].

2. Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденная Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 (в ред. от 23.11.2023)[2].

3. Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017[3].

Важно В настоящий момент Минобороны готовит изменения в Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (письмо Министра обороны РФ от 17.04.2024 № 315/2/1661).

2. КАКИЕ ШТРАФЫ ПРЕДУСМОТРЕНЫ В 2025 ГОДУ, ЕСЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕ ВЕДЕТ ВОИНСКИЙ УЧЕТ И НЕ ПОДАЕТ НИКАКИЕ ДАННЫЕ В ВОЕНКОМАТ?

За непредставление или несвоевременное представление сведений, необходимых для ведения воинского учета, установлен штраф для должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей (ранее ответственность была только за несообщение о приеме и увольнении военнообязанных, штраф был от 1000 до 5000 рублей)[4].

 

 

Пока неясно, будут ли перемножать штрафы по работникам. Но очевидно, что неподача сведений, установленных законом, — это неподача сведений при приеме, увольнении, изменениях.

3. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНО ОФОРМИТЬ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ И В КАКОЙ ГОСОРГАН СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ?

 

Для постановки организации на воинский учет необходимо:

  • издать Приказ об организации воинского учета граждан, в т. ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе. Используем форму, которая дана в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям. Делаем два экземпляра;
  • оформить План работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, на 2025 год. Используем форму, которая приведена в Приложении № 17 к Методическим рекомендациям. Делаем два экземпляра;
  • составить Карточку учета организации на основании данных военных билетов и согласовать ее с руководителем. Единой утвержденной формы карточки учета организации нет, можно использовать форму № 18, которая дана в Приложении № 12 к Инструкции по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации[5];
  • подготовить заверенные копии регистрационных документов. В разных регионах спрашивают разные документы. Могут попросить свидетельство ОГРН, свидетельство ИНН, коды ОКВЭД, выписку из ЕГРЮЛ.

Справку о бронировании, об отсутствии бронирования раньше нужно было получать в местном органе власти, городской администрации, управе. С 01.10.2024 эти органы бронированием не занимаются.

Постановка компании на учет теперь ведется непосредственно в военкомате, поэтому с документами следует обращаться в военкомат по месту нахождения организации.


[1] Далее — Положение о воинском учете.

[2] Далее — Инструкция № 700.

[3] Далее — Методические рекомендации.

[4] Статья 21.4 КоАП РФ.

[5] Утверждена Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 13.05.2019 № 95.

Ю. Ю. Жижерина, руководитель учебного центра «Мир трудовых отношений»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 1, 2025.

Отдаем журнал бесплатно!

Воинский учет в 2025 году: 12 главных вопросов

В статье вы найдете ответы на главные вопросы по воинскому учету в 2025 году, которые волнуют кадровиков. Ответы даны в форме конспектов и пошаговых алгоритмов.

1. КАКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ?

Основных документов по воинскому учету три:

1. Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (в ред. от 16.05.2024)[1].

2. Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденная Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 (в ред. от 23.11.2023)[2].

3. Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017[3].

Важно В настоящий момент Минобороны готовит изменения в Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (письмо Министра обороны РФ от 17.04.2024 № 315/2/1661).

2. КАКИЕ ШТРАФЫ ПРЕДУСМОТРЕНЫ В 2025 ГОДУ, ЕСЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕ ВЕДЕТ ВОИНСКИЙ УЧЕТ И НЕ ПОДАЕТ НИКАКИЕ ДАННЫЕ В ВОЕНКОМАТ?

За непредставление или несвоевременное представление сведений, необходимых для ведения воинского учета, установлен штраф для должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей (ранее ответственность была только за несообщение о приеме и увольнении военнообязанных, штраф был от 1000 до 5000 рублей)[4].

 

 

Пока неясно, будут ли перемножать штрафы по работникам. Но очевидно, что неподача сведений, установленных законом, — это неподача сведений при приеме, увольнении, изменениях.

3. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНО ОФОРМИТЬ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ И В КАКОЙ ГОСОРГАН СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ?

 

Для постановки организации на воинский учет необходимо:

  • издать Приказ об организации воинского учета граждан, в т. ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе. Используем форму, которая дана в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям. Делаем два экземпляра;
  • оформить План работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, на 2025 год. Используем форму, которая приведена в Приложении № 17 к Методическим рекомендациям. Делаем два экземпляра;
  • составить Карточку учета организации на основании данных военных билетов и согласовать ее с руководителем. Единой утвержденной формы карточки учета организации нет, можно использовать форму № 18, которая дана в Приложении № 12 к Инструкции по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации[5];
  • подготовить заверенные копии регистрационных документов. В разных регионах спрашивают разные документы. Могут попросить свидетельство ОГРН, свидетельство ИНН, коды ОКВЭД, выписку из ЕГРЮЛ.

Справку о бронировании, об отсутствии бронирования раньше нужно было получать в местном органе власти, городской администрации, управе. С 01.10.2024 эти органы бронированием не занимаются.

Постановка компании на учет теперь ведется непосредственно в военкомате, поэтому с документами следует обращаться в военкомат по месту нахождения организации.


[1] Далее — Положение о воинском учете.

[2] Далее — Инструкция № 700.

[3] Далее — Методические рекомендации.

[4] Статья 21.4 КоАП РФ.

[5] Утверждена Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 13.05.2019 № 95.

Ю. Ю. Жижерина, руководитель учебного центра «Мир трудовых отношений»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 1, 2025.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам