Среди юристов (как практиков, так и теоретиков) много дискуссий на тему выплаты пенсионерам выходного пособия. Одни полагают, что трудовое законодательство распространяется на всех работников независимо от того, являются ли они пенсионерами, другие — что данная норма на работников-пенсионеров не распространяется, так как они не нуждаются в трудоустройстве и получают от государства пенсию, то есть имеют доход.
При расторжении трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) в связи сокращением штата увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).
А если работник является пенсионером? Положено ли выплачивать ему пособие в размере среднего заработка на период трудоустройства?
CУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Взяв за основу пример из судебной практики, постараемся ответить на вопросы, связанные с выплатой пенсионерам выходного пособия.
Придерживаясь мнения, что за работником-пенсионером не может быть сохранен средний заработок за третий месяц со дня увольнения, Государственное бюджетное учреждение обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения Государственного казенного учреждения Центра занятости населения Западного административного округа г. Москвы (далее — ГКУ ЦЗН ЗАО).
Позиция заявителя
Государственное бюджетное учреждение полагает, что решение ГКУ ЦЗН ЗАО о сохранении за работницей К. среднего заработка за третий месяц со дня увольнения является незаконным, поскольку работница К. на момент увольнения являлась пенсионеркой по старости, в связи с чем норма ч. 2 ст. 178 ТК РФ на нее не распространяется. При решении вопроса о сохранении за уволенной работницей среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения орган службы занятости должен учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
Позиция ответчика
Ответчик считает заявленные требования необоснованными, так как действующее трудовое законодательство не содержит исключительных оснований для невыплаты выходного пособия работнику, уволенному по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Кроме того, нормы ТК РФ и иных нормативных правовых актов не ставят условия выплаты выходного пособия в зависимость от иных выплат, в том числе от выплаты пенсии по старости.
Работница К. нуждалась в сохранении среднего месячного заработка на третий месяц. Это было очевидно: центр занятости не мог ее трудоустроить с учетом специфики ее работы, а иных вакансий не нашлось.
Позиция суда первой инстанции
Судом установлено, что К. на основании приказа уволена с должности мастера производственного обучения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
В целях поиска подходящей работы К. была зарегистрирована в органах службы занятости в установленный законом срок, с ее стороны нарушений не было.
Согласно ч. 2 ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот органа и не был им трудоустроен.
Суд признает необоснованным довод заявителя о том, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия. Лица, достигшие пенсионного возраста и получающие пенсию, наравне с иными категориями граждан вправе обращаться в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. Тот факт, что пенсионеры не могут быть признаны в установленном порядке безработными, не означает невозможность сохранения за ними среднего заработка в случае увольнения по сокращению численности или штата работников организации, так как данная выплата связана с фактом не трудоустройства конкретного лица, а с фактом признания его безработным в установленном порядке.
Суд отмечает, что отсутствие у органа службы занятости населения возможности предложить уволенному работнику подходящую работу является исключительным случаем, предусмотренным положениями ст. 178 ТК РФ и позволяющим принять решение о сохранении за работником среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.
Суд первой инстанции постановил: в удовлетворении заявления Государственного бюджетного учреждения об оспаривании решения ГКУ ЦЗН ЗАО отказать.
Позиция апелляционной инстанции
Предоставляя работодателю (как субъекту, организующему трудовую деятельность и использующему труд работников) правомочия в сфере управления трудом, законодатель предусмотрел и правовые гарантии, защищающие права работников.
В силу требований ст. 2, 7, ч. 1 ст. 8, ч. 3 ст. 17, чч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 34, ст. 37 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод работников и работодателей, что является необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве и составляет основу для справедливого согласования прав и интересов сторон трудового договора посредством соответствующего правового регулирования, законодатель вправе был установить для работодателя дополнительные обязанности по отношению к увольняемым работникам, которые представляют собой менее защищенную сторону трудовых отношений, нуждающуюся в дополнительной защите.
Предоставление работодателю права расторгнуть трудовой договор по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предполагает и соблюдение определенных законодателем гарантий и прав увольняемого работника. В данном случае это соблюдение норм чч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ. Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что ГКУ ЦЗН ЗАО, принимая решение, действовало в переделах полномочий и в соответствии с требованиями ст. 178 ТК РФ.
Согласно п. 5.14 Регламента по предоставлению государственных услуг по регистрации граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, и осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утв. Приказом Департамента труда и занятости населения г. Москвы от 27.04.2010 г. № 132, решение выдается при соблюдении гражданином следующих условий:
- регистрация гражданина в отделе по месту жительства в течение 14 календарных дней со дня увольнения;
- отсутствия у гражданина сроков и условий перерегистрации без уважительных причин;
- отсутствия со стороны гражданина двух отказов от подходящей работы в течение трех месяцев трудоустройства;
- нетрудоустройство гражданина.
Нормы ч. 2 ст. 178 ТК РФ в равной степени распространяются и на лиц, достигших пенсионного возраста и получающих пенсию, поскольку данные категории работников наравне с иными вправе обращаться в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. Выплата связана с фактом невозможности трудоустройства конкретного лица, а не фактом признания его безработным в установленном порядке.
Положения ст. 178 ТК РФ не устанавливают перечень исключительных случаев, при наступлении которых средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня прекращения трудового договора. Обжалуемое заявителем решение было принято Центром занятости населения с учетом приведенных правовых норм и исходя из конкретных обстоятельств.
Апелляционная инстанция постановила: решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 05.03.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.