Работодатель заключает договор с дистанционным работником. Дата заключения договора — 22.12.2021. Дата начала работы определена в трудовом договоре — 29.12.2021. Какой датой издать приказ о приеме на работу, чтобы корректно отправить отчет СЗВ-ТД в ПФР?
Речь идет не только о корректной сдаче отчетности в ПФР, но и о правильном приеме работника на работу. И не важно, на каких условиях будет заключен трудовой договор: дистанционно, или на условиях надомной работы, или это будет работа по совместительству и т. д.
Ситуация первая. Работодатель не отказался от оформления приказа о приеме на работу
Работодатель может заключить с работником трудовой договор, а работник в день, установленный трудовым договором, может не выйти на работу. Трудовой договор придется аннулировать. У работодателя есть такое право[1][2].
В данном случае работодателю не придется издавать приказ о приеме на работу, и, соответственно, у него нет обязанности подавать отчет СЗВ-ТД.
Если работодатель издаст приказ в день выхода работника на работу, у него возникнет обязанность отправить отчет СЗВ-ТД в день издания приказа или на следующий день.
Извлечение из Постановления № 730п[3]
[…]
1.8. […] форма СЗВ-ТД представляется работодателем […] в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица — не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения)[4]. [...]
При таком подходе издания приказов о приеме на работу, если работник не приступит к выполнению трудовых обязанностей, работодателю не придется корректировать форму СЗВ-ТД.
Пример 1:
Дата заключения трудового договора — 22.12.2021.
Дата начала работы — 29.12.2021 (выход работника на работу).
Дата издания приказа о приеме на работу — 29.12.2021.
Дата сдачи отчета СЗВ-ТД — 29 или 30.12.2021.
Ситуация вторая. Работодатель отказался от оформления приказа о приеме на работу
С 22 ноября 2021 года работодатели вправе не издавать приказ о приеме на работу, заключая с работником только трудовой договор[5]. Возникает вопрос: что указывать в трудовой книжке и в форме СЗВ-ТД?
Извлечение из Постановления № 730п
[…]
1.2. Форма СЗВ-ТД заполняется на основании приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений между страхователем и зарегистрированным лицом. […]
Другими словами, иным документом, подтверждающим оформление трудовых отношений между работодателем (страхователь) и работником (зарегистрированное лицо), может быть только трудовой договор.
Извлечение из Трудового кодекса РФ
Статья 68. Оформление приема на работу[6]
Прием на работу оформляется трудовым договором. Работодатель вправе издать на основании заключенного трудового договора приказ (распоряжение) о приеме на работу. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
[…]
В нашей ситуации, если работодатель отказался от издания приказов о приеме на работу, трудовые отношения будут оформляться только трудовым договором. Соответственно, в трудовой книжке и в форме СЗВ-ТД работодатель должен ссылаться на номер и дату трудового договора, заключенного с работником.
Пример 2
Дата заключения трудового договора — 22.12.2021.
Дата начала работы — 29.12.2021 (выход работника на работу).
Дата издания приказа о приеме на работу — работодатель не издает соответствующие приказы.
Дата сдачи отчета СЗВ-ТД — по дате заключения трудового договора: 22.12.2021 или на следующий день после даты заключения трудового договора — 23.12.2021.
Как видим, работодатель, который отказался от ведения приказов о приеме на работу, должен подать сведения о работнике в ПФР 22 или 23.12.2021 (а ведь последний даже не приступил к своим трудовым обязанностям!). Либо для того чтобы корректно подать сведения по форме СЗВ-ТД, трудовые договоры с новыми работниками следует оформлять в день их выхода на работу.
Подведем итог
Таким образом, работодатель должен решить, стоит ли отказываться от оформления приказов о приеме на работу. Этот документ можно издать в день выхода работника на работу, а если последний не вышел по каким-либо причинам, то можно вообще не издавать, а трудовой договор аннулировать[7] в стенах своей организации. Это сделать проще, чем оформлять и подавать в ПФР корректирующие сведения.
Извлечение из Постановления № 730п
[…]
2.7. В случае если требуется скорректировать (исправить) ранее представленные сведения о трудовой деятельности по зарегистрированному лицу, необходимо отменить ранее представленные сведения в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Порядка, и в следующей строке заполнить скорректированные (исправленные) сведения.
[…]
В заключение отметим: если информационная система (ИС) ПФР не примет СЗВ-ТД со ссылкой на трудовой договор, необходимо будет обратиться с запросом в службу технической поддержки ИС.
[1] Часть 4 ст. 61 ТК РФ.
[2] Славинская А. Н. Аннулирование // Кадровые решения. 2022. № 2. С. 43–47.
[3] Здесь и далее Постановление Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений» (в ред. от 27.10.2020).
[4] В извлечении выделено автором.
[5] Федеральный закон от 22.11.2021 № 377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» внес изменения в ст. 68 ТК РФ (далее — Федеральный закон № 377-ФЗ).
[6] Часть 1 ст. 68 ТК РФ в ред. Федерального закона № 377-ФЗ.
[7] Часть 4 ст. 61 ТК РФ.