С 8 января 2022 года действуют новые правила воинского учета. В целом обязанности работодателей остались прежними, однако необходимо отметить некоторые изменения.
[1].
Работники, ответственные за воинский учет, опираются в своей работе на Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях[2]. На сегодняшний день они не отменены, но их следует применять с учетом Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 № 1302[3] и Приказа № 700.
Рассмотрим основные изменения, которые касаются учета сведений о работнике и проведения сверок с военкоматами.
Изменился учет военнообязанных граждан
Ранее нужно было заполнять раздел II личной карточки. Теперь работодатели обязаны вести карточки граждан, подлежащих воинскому учету, т. е. призывников и военнообязанных[4].
Порядок заполнения и хранения карточек установлен п. 32–34 Инструкции. Как и ранее, данные вносятся на основании:
• паспорта;
• документов воинского учета;
• об образовании;
• о семейном положении;
• подтверждающих регистрацию по месту пребывания (на срок более трех месяцев).
Карточки учета формируются и ведутся в электронном и бумажном виде. Вносить изменения в базу данных электронных карточек, распечатывать их могут только работники, которые ведут учет.
Бумажные карточки должны храниться по алфавиту в специальной картотеке в следующем порядке:
• раздел 1 — личные карточки на офицеров запаса;
• раздел 2 — личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;
• раздел 3 — личные карточки на военнообязанных запаса женского пола;
• раздел 4 — личные карточки на призывников.
Отдельные правила — по карточкам граждан, которые имеют мобилизационные предписания, сняты с учета, имеют неподтвержденную регистрацию по месту жительства.
Внесены поправки в порядок проведения сверки с военкоматом
Схема работы в основном осталась без изменений, но уже с учетом замены личных карточек № Т-2 на карточки.
Ответственный за воинский учет проводит сверку данных в карточках с актуальной информацией в документах, представленных работником, затем — с военкоматами по месту жительства работников.
Сверка производится в дату и время, установленное военкоматом (чаще в сентябре)[5]. В срок сверки ответственному лицу работодателя следует приехать в военкомат, имея при себе:
• экземпляры сообщений, которые были направлены в иные военкоматы, с почтовыми документами, подтверждающими отправку (если была необходимость);
• заявление о сверке с иными военкоматами (если такая сверка проводилась);
• карточки работников, стоящих на учете в данном военкомате;
• журнал проверок осуществления воинского учета (для отметки о прохождении сверки).
Отметка о проведении сверки вносится в карточки простым карандашом.
Для иногородних работников документы на сверку направляются по почте по форме списков из Приложения № 23 к Инструкции[6]. Списки составляются в двух экземплярах, второй экземпляр с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течение года.
ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Таким образом, основное изменение для кадровиков — это полная отмена личных карточек. Для кадрового учета они были отменены с 01.09.2021[7], для воинского учета — с 08.01.2022. У нас больше не остается правовых оснований для ведения бумажных личных карточек. Следовательно, кадровики не обязаны, конечно, но имеют полное право прекратить их ведение (желательно оформить это решение приказом по основной деятельности или распоряжением руководителя кадровой службы). Имеющиеся личные карточки имеет смысл перевести в архивный статус (срок хранения 50/75 лет), а на новых работников уже не оформлять. Что касается электронных личных карточек, которые формирует применяемое кадровиками ПО, их можно использовать как удобный источник информации о переводах и отпусках работников.
[1] Отменены действовавшие ранее приказы Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 495 и от 24.11.2016 № 773.
[2] Утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017. Далее — Методические рекомендации.
[3] Постановление Правительства РФ от 09.10.2019 № 1302 «О внесении изменений в Положение о воинском учете».
[4] Форма № 10, Приложение № 22 к Инструкции. Далее — карточки, карточки учета.
[5] Пункт 36 Инструкции (аналогичен Приложению № 12 к Методическим рекомендациям).
[6] Аналогична форме из Приложения № 12 к Методическим рекомендациям.
[7] Постановление Правительства РФ от 24.07.2021 № 1250 «Об отдельных вопросах, связанных с трудовыми книжками, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». Форма, порядок ведения и хранения трудовой книжки, утв. приказом Минтруда от 19.05.2021 № 320н.