При применении нормативных актов, регулирующих порядок квотирования рабочих мест для инвалидов, у работодателей возникает много вопросов. Поэтому Минтруд России подготовил ответы на вопросы об их применении. Они приведены в письме Минтруда России от 30.10.2024 № 16-6/В-1190. Рассмотрим эти ответы.
ОБЯЗАННОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
С 1 сентября 2024 года все субъекты РФ обязаны установить квоты для приема на работу инвалидов для работодателей, среднесписочная численность работников которых превышает 35 человек. Размер квоты рассчитывается исходя из среднесписочной численности работников и может быть установлен в диапазоне от 2 до 4 %[1].
Конкретные размеры квоты для трудоустройства инвалидов устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ.
При этом субъект РФ вправе с учетом Методических рекомендаций по установлению нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации квоты для приема на работу инвалидов (далее — Методические рекомендации)[2] дифференцировать размер квоты для приема на работу инвалидов в зависимости от вида экономической деятельности, муниципального образования, среднесписочной численности работников[3].
Сегодня на региональном уровне вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов урегулированы:
• в г. Москве — Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 (в ред. от 15.12.2021) «О квотировании рабочих мест»;
• в Московской области — Законом Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ (в ред. от 25.12.2024) «О квотировании рабочих мест»;
• в г. Санкт-Петербурге — Законом Санкт-Петербурга от 21.10.2024 № 522-116 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге»;
• в Ленинградской области — Законом Ленинградской области от 15.10.2003 № 74-оз (в ред. от 02.11.2023) «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области».
Например, в Московской области для работодателей с численностью работников более 35 человек установлена квота для приема на работу инвалидов установлена в размере 2 % от среднесписочной численности работников[4].
Разумеется, Методические рекомендации при издании перечисленных выше законов еще не учитывались. Соответственно, можно ожидать внесения в них изменений.
УСТАНОВЛЕНИЕ КВОТЫ В ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ РАБОТОДАТЕЛЯ
Организации могут открывать филиалы и представительства, а также иные обособленные подразделения в той же или другой местности.
СЛОВАРЬ Представительство — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту[5]. Филиал — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства[6]. Обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется такое подразделение[7]. |
Для филиалов и представительств квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством субъектов РФ, на территории которых они расположены. При этом учитывается среднесписочная численность работников таких подразделений за предыдущий квартал[8]. Другие обособленные подразделения организации (кроме филиалов и представительств) в ч. 4 ст. 38 Федерального закона № 565-ФЗ не упомянуты.
Специалисты Минтруда России разъяснили, что для обособленных подразделений, которые не являются филиалами и представительствами работодателя, квота для приема на работу инвалидов не устанавливается. Это связано с тем, что установление квот для таких обособленных подразделений не предусмотрено Федеральным законом № 565-ФЗ.
УСТАНОВЛЕНИЕ КВОТЫ В ФИЛИАЛАХ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В ОДНОМ РЕГИОНЕ С ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Численность работников в целях расчета квоты для приема на работу инвалидов определяется из среднесписочной численности без учета работников филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах РФ[9].
Если филиалы и представительства организации расположены в том же субъекте РФ, что и головная организация, то Федеральным законом № 565-ФЗ не предусмотрено установление для них отдельной квоты. Следовательно, в такой ситуации квота для приема на работу инвалидов устанавливается и рассчитывается в целом по организации.
О выполнении квоты для приема на работу инвалидов работодатель обязан предоставлять информацию в службу занятости населения (СЗН) ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным[10].
В графе 11 формы № 7[11] указывают информацию о количестве созданных работодателем специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
[1] Часть 1 ст. 38 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 08.08.2024; далее — Федеральный закон № 565-ФЗ).
[2] Утверждены Приказом Минтруда России от 09.08.2024 № 399.
[3] Часть 2 ст. 38 Федерального закона № 565-ФЗ.
[4] Части 1 ст. 4 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ (в ред. от 25.12.2024) «О квотировании рабочих мест».
[5] Пункт 1 ст. 55 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).
[6] Пункт 2 ст. 55 ГК РФ.
[7] Пункт 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ.
[8] Часть 4 ст. 38 Федерального закона № 565-ФЗ.
[9] Часть 3 ст. 38 Федерального закона № 565-ФЗ.
[10] Пункт 7 ч. 1, ч. 7 ст. 53 Федерального закона № 565-ФЗ.
[11] Утверждена Приказом Минтруда России от 16.04.2024 № 195н.