До 2004 г. порядок расчета данных пособий регулировался постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. № 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию» (с изм. и доп.) и Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6 (далее —– Положение).
Следует заметить, что согласно ст. 183 ТК РФ размеры пособий по временной трудоспособности и условия их выплаты должны устанавливаться федеральным законом. С принятием Федерального закона № 166-ФЗ законодатель определил то, что требовал от него ТК РФ.
Что касается пособия по беременности и родам, то правила его выплаты были определены и до этого Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп.) (далее — Федеральный закон № 81-ФЗ). Статьей 7 Федерального закона № 81-ФЗ определены периоды выплаты пособия, а ст. 8 — его размеры.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 81-ФЗ пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) работника. С принятием ТК РФ возник вопрос, распространяются ли правила исчисления среднего заработка, определенные ст.139 ТК РФ, на случаи исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, тем более что правила ст. 139 ТК РФ распространяются на все случаи исчисления среднего заработка. На данный вопрос Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) в своем письме от 5 мая 2003 г. № 02-18/05-2788 «О Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» разъяснил, что поскольку ТК РФ не регулирует вопросы, связанные с исчислением работникам пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, то в указанных случаях правила ст. 139 ТК РФ и принятого во исполнение ее Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (постановление Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213) не применяются. Исчисление пособий по-прежнему должно производиться в соответствии со специальными нормативными правовыми актами, а именно в соответствии с постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. № 191 и Положением.
Федеральный закон № 166-ФЗ изменил принятые до этого правила исчисления пособий и определил, что в основу исчисления пособий должен быть положен общеустановленный порядок исчисления среднего заработка согласно ст. 139 ТК РФ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 166-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам должны исчисляться из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.
Отдельные вопросы применения новых правил исчисления сумм пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам разъяснены в постановлении Минтруда России от 24 декабря 2003 г. № 89 «Об утверждении разъяснения “Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году”» (зарегистрировано в Минюсте России 15 января 2004 г., регистрационный номер 5408). Указанным постановлением утверждено разъяснение Минтруда России от 24 декабря 2003 г. № 5 «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году» (далее — Разъяснение). Исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 139 ТК РФ, а именно в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее — Порядок исчисления средней заработной платы).
При расчете пособий должны быть учтено следующее:
1) При расчете пособий в обязательном порядке должен применяться расчетный период в 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам, тогда как ст. 139 ТК РФ для общепринятых случаев исчисления среднего заработка допускает использование расчетного периода иной продолжительности.
2) Работнику, который в течение расчетного периода в 12 календарных месяцев, используемого для расчета пособий, проработал фактически менее 3 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием) и пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, — минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изм. и доп.) для целей определения размеров пособий по временной нетрудоспособности должен применяться минимальный размер оплаты труда — 600 руб. в месяц.
3) В случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывается только с даты повышения фактической заработной платы, тогда как пп. 15–17 Порядка исчисления средней заработной платы определен такой механизм индексации среднего заработка, при котором приходящиеся на период после повышения заработной платы выплаты учитывают указанное повышение в полной мере.
4) Максимальный размер выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности или пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 11 700 руб. (данное положение сохранено с 2002 г.). В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.
5) При исчислении пособий с учетом районных коэффициентов, то должны учитываться коэффициенты, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти Российской Федерации (ст. 17 Федерального закона № 166-ФЗ). В случае установления коэффициентов к заработной плате для производственных и непроизводственных отраслей должен применяться районный коэффициент, установленный для непроизводственных отраслей.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в течение всего 2004 г. расчет пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам должен производиться путем совместного применения положений постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. № 191, Положения, а также Порядка исчисления средней заработной платы.
Согласно первым двум документам определяются (устанавливаются) случаи выплаты пособий, их размеры в процентном отношении от исчисленного среднего заработка, сроки и порядок выплаты пособий. Следует учитывать, что порядок выплаты пособия по беременности и родам регулируется также ст. 255 ТК РФ и Федеральным законом № 81-ФЗ.
В соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы определяются учитываемые при исчислении пособий выплаты по оплате труда, а также размер среднедневного заработка работника за принятый расчетный период в 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам).
Следует учитывать, что лицам, работающим на условиях штатного совместительства (как внутреннего, так и внешнего), пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с положениями подп. «б» п. 69 Положения начисляется без учета оплаты работы по совместительству, т.е. только по основному месту работы. Правомерность указанных положений подтверждена решением Верховного Суда РФ от 27 ноября 2002 г. № ГКПИ 02-1362, а также определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 3 октября 2002 г.№ КАС 02-527. На это также указывает ст. 8 Федерального закона № 166-ФЗ. Размер назначаемого работникам пособия по временной нетрудоспособности зависит от непрерывного трудового стажа, дающего право на получение пособия, от категорий получателей пособия, причин временной нетрудоспособности и ряда других положений действующего законодательства. В размере 100 % заработка работника пособие вне зависимости от стажа работы выплачивается в следующих случаях:
1. Если причиной нетрудоспособности явились трудовое увечье или профессиональное заболевание (п. 29 Положения).
Список профессиональных заболеваний в настоящее время утвержден приказом Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».
2. Работающим инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам.
3. Работникам, имеющим на своем иждивении 3 или более детей, не достигших 16 (учащиеся — 18) лет (п. 30 Положения).
По данному основанию пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 % заработка не назначается, если непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособия в размере полного заработка, не сохранился в связи с увольнением в течение последних 8 лет работы по виновным основаниям, перечисленным в подп. «а»–«з» п. 7 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252.
4. Если временная нетрудоспособность наступила по причине ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга (п. 30 Положения).
5. Работникам, заболевшим или перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, а также принимавшим в 1986–1989 гг. участие в работе по ликвидации последствий этой аварии в пределах зоны отчуждения или занятым в указанный период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС (п. 30 Положения).
При определении категорий работников, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и имеющих право на получение пособия в размере 100 % заработка следует руководствоваться Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона РФ от 18 июня 1992 г. № 3061-1). 6. Работающим инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой (п. 30 Положения). 7. Работникам, не достигшим 18 лет, проживающим в зонах отселения и проживания с правом на отселение вследствие чернобыльской катастрофы или эвакуированным и переселенным из зон радиоактивного загрязнения, при заболевании кроветворных органов (острые лейкозы), щитовидной железы (аденомы, рак), злокачественными опухолями (п. 30 Положения). 8. Работникам по уходу за больными детьми в возрасте до 14 лет, в зонах отселения и проживания с правом на отселение вследствие чернобыльской катастрофы (п. 30 Положения).
9. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 24 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).
10. Донорам, сдавшим безвозмездно в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам (ст. 10 Федерального закона РФ от 9 июня 1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»).
11. Если временная нетрудоспособность связана с поствакцинальным осложнением (ст. 21 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»).
12. Одному из родителей (лицу, его заменяющему) — по уходу за заболевшим несовершеннолетним ребенком, если болезнь связана с поствакцинальным осложнением (ст. 21 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»).
13. Гражданам, занятым на работах с химическим оружием (ст. 9 Федерального закона РФ от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»).
Во всех других случаях размер пособия по временной нетрудоспособности определяется в зависимости от непрерывного трудового стажа:
▪ 100 % заработка — работникам с непрерывным трудовым стажем от 8 лет и более;
▪ 80 % заработка — работникам с непрерывным трудовым стажем от 5 до 8 лет и работникам из числа круглых сирот, не достигшим 21 года, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет;
▪ 60 % заработка — работникам с непрерывным трудовым стажем до 5 лет; Несмотря на планируемые изменения размера выплачиваемых пособий, на 2004 г. указанные выше размеры не изменены. По крайней мере, таких изменений не содержат положения Федерального закона № 166-ФЗ.
За период пребывания с ребенком в стационаре пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за весь период в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа.
При амбулаторном лечении пособие за первые 7 дней (одиноким, вдовам, разведенным — за первые 10 дней) назначается в зависимости от непрерывного трудового стажа или права работника на получение пособия в размере 100-процентного заработка, а за последующие дни (соответственно с 8-го или 11-го дня) — в размере 50-процентного заработка независимо от непрерывного трудового стажа.
Непрерывный трудовой стаж при определении размера пособия исчисляется ко дню наступления нетрудоспособности комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию, созданной в организации, в соответствии с Правилами исчисления непрерывного трудового стажа при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 г. № 252 (с изм. и доп.). Правомерность применения данного нормативного акта в настоящее время подтверждена письмом ФСС РФ от 25 октября 2002 г. № 02-18/05-7418.
Что касается пособий по беременности и родам, то согласно ст. 8 Федерального закона № 81-ФЗ размер указанного пособия для работающих женщин составляет 100 % среднего заработка (дохода) по месту работы. Среди рассматриваемых пособий особое место занимает пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастных случаем на производстве или профессиональным заболеванием, размер которого в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп.) составляет 100 % среднего заработка работника, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности. Указанное пособие выплачивается за весь период временной нетрудоспособности работника до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности. В отношении данного пособия не применяются установленные ограничения максимальной суммы за полный календарный месяц в размере 11700 руб. (подтверждено письмом ФСС РФ от 18 февраля 2002 г. № 02-18/05/1136 «О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам»), а также ограничения суммы пособия минимальным размером оплаты труда за полный месяц в случае, когда в принятом расчетном периоде в 12 месяцев работник отработал менее 3 месяцев.
Учитывая, что в части пособий по временной нетрудоспособности предусмотрено установление размера пособия в процентах от суммы среднего заработка, а также законодательно установлено ограничение суммы выплачиваемого пособия в 11 700 руб., для расчета суммы пособия следует придерживаться следующего алгоритма:
1) согласно Порядку исчисления средней заработной платы исчислить сумму среднедневного (среднечасового) заработка работника;
2) исходя из предусмотренного законодательством размера пособия (100, 80, 60 или 50 % от среднего заработка) определить сумму дневного (часового) пособия;
3) сравнить размер дневного пособия и принятые действующим законодательством ограничения суммы выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности, определив тем самым расчетную величину (если размер дневного пособия превышает установленные ограничения, для расчета принимается величина, исчисленная исходя из установленного ограничения);
4) умножением расчетной величины на количество оплачиваемых дней нетрудоспособности определить сумма пособия по временной нетрудоспособности. Исходя из положений ст. 8 Федерального закона № 166-ФЗ средний заработок работника для исчисления пособий рассчитывается за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Если, например, болезнь началась 12 января 2004 г., то для расчета пособия принимается расчетный период в 12 календарных месяцев, предшествующих январю 2004 г., т.е. период с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г. Если в указанном периоде работник отработал менее 12 месяцев (например, был принят на работу в этот период времени), то в качестве расчетного периода выступит количество фактически отработанных месяцев и дней в пределах 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам. Если, например, сотруднице организации согласно представленному листку нетрудоспособности отпуск по беременности и родам назначается с 12 января 2004 г., а принята на работу она была с 23 июня 2003 г., то в качестве расчетного периода для исчисления пособия выступит время с 23 июня 2003 года по 31 декабря 2003 г..
Во всех случаях из определенного расчетного периода в 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам, в соответствии с п. 4 Порядка исчисления средней заработной платы исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:
а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) работнику предоставлялись дни отдыха (отгулы) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если в течение расчетного периода работник совершил прогул, участвовал в проводимой в организации забастовке или отсутствовал на работе по иным причинам, отличным от вышеуказанных, приходящиеся на это время календарные дни из расчетного периода не исключаются.
При всем этом особое внимание необходимо обратить на положения ст. 8 Федерального закона № 166-ФЗ, согласно которым работнику, который в течение расчетного периода в 12 календарных месяцев, используемого для расчета пособий, проработал фактически менее 3 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.
Согласно Разъяснению при определении периода фактической работы в последних 12 календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам учитываются следующие периоды, в течение которых работник фактически работал и за ним сохранялась средняя заработная плата в соответствии с законодательством Российской Федерации:
▪ при направлении в служебные командировки;
▪ при переводе на нижеоплачиваемую работу.
Все остальные периоды фактического отсутствия работника на работе при определении 3-месячного срока не учитываются, включая следующие периоды, когда работник фактически не работал:
▪ работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
▪ работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
▪ работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
▪ работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
▪ работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если в последние 12 календарных месяцев работник работал у нескольких работодателей, при определении 3-месячного срока фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей).
Пример 1
Работник предприятия болел с 19 по 23 января 2004 г. На работу он был принят 25 декабря 2003 г.
Учитывая, что до 1 января 2004 г. работник отработал менее 3 календарных месяцев, расчет пособия по временной нетрудоспособности должен быть произведен из расчета минимального размера оплаты труда, т.е. исходя из суммы в 600 руб. за полный календарный месяц. Сумма пособия составит 157 руб. 89 коп. (600 руб. / 19 дней ×5 дней, где 19 дней — количество рабочих дней по календарю в январе, 5 дней — количество рабочих дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности). В этом случае процент пособия (80,60 и 50 %) применяться не должны.
В случае выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием расчет пособия всегда должен производиться исходя из среднего заработка работника, даже если в расчетном периоде в 12 месяцев он отработает менее 3 календарных месяцев.
Перечень выплат по оплате труда, которые учитываются при определении среднего заработка за принятый расчетный период, определен в п. 2 Порядка исчисления средней заработной платы.
Согласно Разъяснению в среднем заработке при исчислении пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет ФСС РФ, за исключением сумм оплаты труда, получаемых на условиях штатного совместительства.
Начисленные в расчетном периоде премии и вознаграждения должны учитываться при исчислении пособий в следующем порядке (п. 14 Порядка исчисления средней заработной платы):
▪ ежемесячные премии и вознаграждения — не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;
▪ премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, — не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;
▪ вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, — в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.
В случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетный период. Если какие-либо премии и вознаграждения были уже начислены пропорционально отработанному времени (что особенно характерно для ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с заработной платой за данный месяц), то они в полной сумме должны быть включены в учитываемые при расчете среднего заработка суммы.
Из учитываемых выплат исключаются суммы, полученные работниками за периоды, исключаемые из расчетного периода в соответствии с п. 4 Порядка исчисления среднего заработка.
Размер среднедневного заработка для исчисления суммы пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в соответствии с п. 8 Порядка исчисления среднего заработка определяется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Пример 2
Работник болел с 19 по 23 января 2004 г. (диагноз — общее заболевание), и на этот период приходится 5 рабочих дней по графику работы.
Непрерывный трудовой стаж работника на 19 января 2003 года — 7 лет 2 мес. 7 дней.
Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо:
1) определить право работника на получение пособия в том или ином размере от среднего заработка — 80 % (стаж от 5 от 8 лет);
2) определить среднедневной заработок работника исходя из суммы заработной платы и отработанных дней в расчетном периоде — 217 руб. 56 коп. (см. пример 2);
3) определить размер дневного пособия — 174 руб. 05 коп. (217 руб. 56 коп. × 80 %);
4) рассчитать размер ограничения — 615 руб. 79 коп. (11700 руб. / 19 рабочих дней по календарю в январе 2004 г.);
5) принять к расчету меньшую величину — 174 руб. 05 коп.;
6) определить сумму пособия — 870 руб. 25 коп. (174 руб. 05 коп. × 5 дней нетрудоспособности).
Для работников с суммированным учетом рабочего времени сумма пособия определяется путем умножения исчисленного с учетом применения установленных ограничений суммы часового пособия на количество часов по графику работы, приходящихся на период временной нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам).
Пример 3
Работник организации болел с 19 по 23 января 2004 г., и на этот период по графику работы приходится 40 часов.
Непрерывный трудовой стаж работника на 19 января 2003 г.— 18 лет 5 мес. 7 дней.
Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо:
1) определить право работника на получение пособия в том или ином размере от среднего заработка — 100 % (стаж свыше 8 лет);
2) определить среднечасовой заработок работника исходя из суммы заработной платы и количества отработанных часов в расчетном периоде —34 руб. 08 коп. (см. пример 3);
3) определить размер часового пособия — 34 руб. 08 коп. (34 руб. 08 коп. × 100 %);
4) рассчитать размер ограничения — 77 руб. 48 коп. (11 700 руб. / 151 час по календарю в январе 2004 г.);
5) принять к расчету меньшую величину — 34 руб. 08 коп.;
6) определить сумму пособия — 1363 руб. 20 коп. (34 руб. 08 коп. × 40 час., приходящихся на период нетрудоспособности).
Учитывая тот факт, что положения Федерального закона № 166-ФЗ в части нового порядка определения сумм пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам требуют соответствующих разъяснений ФСС РФ (во всяком случае, все заложенные принципы по совместному применению нормативных актов до конца не ясны), редакция журнала планирует оперативно доводить до читателей всю информацию, связанную с новым порядком расчета пособий.