При премировании работников был издан приказ следующего содержания: «Бухгалтеру Ивановой начислить премию следующим работникам…» (далее — перечень Ф. И. О. и сумм). Необходимо ли ознакомить с ним всех фигурантов приказа, или достаточно только подписи бухгалтера?
Это действительно непростой вопрос, который требует развернутого ответа, так как придется расставить все точки над i.
С КАКИМИ ПРИКАЗАМИ ОЗНАКОМЛЯТЬ РАБОТНИКОВ?
Существуют два вида приказов:
1) по основной деятельности;
2) по личному составу.
По общему правилу, все фигуранты приказа должны быть с ним ознакомлены под роспись. Однако следует правильно понимать, кто является фигурантами приказов:
- фигуранты приказов по личному составу — это работники, чьи фамилии фигурируют в приказе;
- фигуранты приказов по основной деятельности — это их исполнители, то есть те работники, которым поручено исполнение приказа.
Следует отметить, что ознакомления исполнителей с приказами по основной деятельности требует не только законодательство, но и просто здравый смысл: если работник не ознакомлен с приказом, то как можно требовать его исполнения?
Ознакомление с приказами по личному составу осуществляется по одному из трех оснований:
а) требование Трудового кодекса РФ (приказ о приеме на работу — ст. 68 ТК РФ, об увольнении — ст. 84.1 ТК РФ, о взыскании — ст. 193 ТК РФ);
б) виза ознакомления заложена в унифицированную форму приказа (о приеме на работу, переводе на другую работу, увольнении, командировании, предоставлении отпуска, поощрении);
в) необходимость ознакомления обусловлена здравым смыслом.
Следует обратить внимание на следующие особенности:
1) в п. «а» перечислены два вида приказов, для которых имеются унифицированные формы (о приеме и об увольнении), и один приказ, который оформляется в произвольной форме (о взыскании);
2) в п. «б» из перечисленных шести видов приказов только для двух обязательное ознакомление работников под роспись предписано Трудовым кодексом РФ (о приеме на работу и об увольнении), а в остальных виза ознакомления заложена специалистами Госкомстата исходя из здравого смысла;
3) здравый смысл подсказывает, что и многие другие приказы по личному составу, для которых отсутствуют унифицированные формы, следует доводить до сведения работников (например, приказ о направлении работника в служебную поездку или на повышение квалификации, о поручении дополнительной работы, об отзыве из отпуска и др.). Однако тот же здравый смысл говорит, что есть приказы по личному составу (хоть их и немного), с которыми нет необходимости знакомить работников-фигурантов под роспись. Например, приказ об освобождении от работы на период воинских сборов скорее нужен для бухгалтерии, так как работник и без приказа работодателя обязан прибыть на сборы.
Следует обратить внимание на то, что в п. «б» упоминается приказ о поощрении. Поскольку премия также является мерой поощрения, возникает вопрос: всегда ли выплата премии должна оформляться приказом о поощрении по унифицированной форме № Т-11 или № Т-11а[1]?
Ответ на этот вопрос мы неожиданно находим в Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей[2].
Извлечение
из Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей
24. В трудовую книжку вносятся следующие сведения о награждении (поощрении) за трудовые заслуги:
[…]
в) о других видах поощрения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине.
25. Записи о премиях, предусмотренных системой оплаты труда или выплачиваемых на регулярной основе, в трудовые книжки не вносятся.
Таким образом, становится очевидным, что есть премии, которые необходимо оформлять приказами о поощрении и вносить о них записи в трудовые книжки работников, — это премии, которыми работники поощряются за определенные достижения.
Премии, которые входят в систему оплаты труда, в трудовые книжки не вносятся и, следовательно, имеют иную правовую природу, поэтому могут быть оформлены приказами, издаваемыми по произвольной форме.
И вот теперь необходимо определить, будут данные документы приказами по личному составу или по основной деятельности.
К КАКОМУ ВИДУ ПРИКАЗОВ ОТНЕСТИ ПРИКАЗ О ПРЕМИРОВАНИИ?
Целый ряд приказов имеет так называемый смежный характер — их можно отнести и к той, и к другой группе. Это приказы о внесении изменений в документы, содержащие персональные данные работников, о выплате среднего заработка за второй и третий месяцы трудоустройства (после увольнения по сокращению штата), о материальной помощи и некоторые другие, в том числе и о выплате работникам премий, входящих в систему оплаты труда.
Возможность выбора помогает решить проблему ознакомления работников с этими приказами. Ведь если приказ о премировании оформлен как приказ по личному составу, то все премируемые работники должны быть с ним ознакомлены под роспись. А все понимают, что ничего хорошего в том, что люди будут знать не только о своих, но и о чужих премиях, нет: начнутся раздоры, претензии, ухудшение психологического климата в коллективе и снижение трудовой мотивации. Чтобы избежать этого, кадровикам придется оформлять огромное количество односубъектных приказов, что, безусловно, является бесполезной тратой рабочего времени.
Если же приказы о премировании оформлены как приказы по основной деятельности, то есть в них указан исполнитель (главный бухгалтер), то он и является единственным фигурантом, который должен быть ознакомлен с приказом под роспись.
Именно так — как приказ по основной деятельности — и оформлен приказ автора вопроса. Поэтому нет необходимости (ни формально-правовой, ни практической) в ознакомлении работников с такими приказами. О размере премии работники узнают из расчетных листков, которые им выдаются в обязательном порядке.
Кроме того, работодатель свободен в принятии решения о премировании/непремировании и размере премий (даже суды не считают нужным вмешиваться в эти вопросы), разумеется, в рамках соответствующего локального нормативного акта, устанавливающего систему оплаты труда в организации.
[1] Утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.
[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (в ред. от 19.05.2008).