Штатное расписание — нормативный документ организации, с помощью которого оформляется структура, утверждается штатный состав и численность организации с указанием размера заработной платы в зависимости от занимаемой должности.
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ ИЛИ НЕТ?
В законодательстве штатное расписание фигурирует только в двух статьях Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ):
• в ч. 1 ст. 15, содержащей определение трудовых отношений;
• в ч. 2 ст. 57, где содержится перечень обязательных условий трудового договора.
В обоих случаях штатное расписание упоминается в контексте понятия трудовой функции работника, согласно которому в соответствии со штатным расписанием должны именоваться должности работников.
Соответственно, отсутствие штатного расписания может быть квалифицировано государственной инспекцией труда (далее — ГИТ) как нарушение трудового законодательства, и работодатель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа до 50 000 руб.[1]
Кроме того, п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек[2] содержит информацию о том, что записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации.
Значение штатного расписания для организации отмечается и в письме Роструда от 21.01.2014 № ПГ/13229-6-1. По мнению Роструда, должность в трудовом договоре с работником следует указывать в строгом соответствии со штатным расписанием, а принятие работника на должность, не включенную в штатное расписание, недопустимо.
Анализ указанных выше норм позволяет сделать вывод о необходимости наличия в организации штатного расписания, содержащего перечень должностей.
ПОЧЕМУ НАЛИЧИЕ ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ ВАЖНО ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ
Организации, осуществляющие надзорные функции, могут отправить запрос в организацию на предоставление штатного расписания, например Фонд социального страхования РФ при проверке правильности начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование[3].
При проведении документальных проверок территориальными органами Пенсионного фонда РФ также возможен запрос о предоставлении штатного расписания[4].
Запрашивает штатное расписание при проверках и налоговая инспекция.
Для работодателя практическая значимость штатного расписания состоит в том, что оно позволяет, при необходимости, подготовить обоснованный отказ в приеме на работу, помогает обосновать увольнение работников по сокращению штата при рассмотрении дела в суде и т. п.
НУЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УНИФИЦИРОВАННУЮ ФОРМУ № Т-3
Формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению[5].
Унифицированная форма штатного расписания № Т-3 (пример 1) — рекомендуемая, необязательная к применению. Каждый работодатель может самостоятельно разработать и утвердить приказом свою форму штатного расписания[6].
КАК СОСТАВИТЬ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
Порядок составления штатного расписания в действующем законодательстве не определен. Как правило, штатное расписание содержит:
• перечень структурных подразделений, должностей служащих и профессий рабочих с указанием, при необходимости, специальности и квалификации (как к должностям, так и к профессиям);
• сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде (бюджете) заработной платы.
Поскольку инспекторы ГИТ при проведении контрольных мероприятий практически всегда запрашивают штатное расписание организации, рассмотрим некоторые нюансы подготовки штатного расписания.
Структура организации
В штатном расписании отражается структура организации, включая все ее подразделения, включая обособленные структурные подразделения (далее — ОСП), в том числе филиалы и представительства.
[1] Часть 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
[2] Утверждена Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (в ред. от 31.10.2016).
[3] 3 Пункт 91 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81.
[4] См. Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденные Постановлением Правления ПФ РФ от 30.01.2002 № 11п.
[5] По заключению Минюста РФ от 15.03.2004 № 07/2732-ЮД Постановление Госкомстата от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» не нуждается в государственной регистрации, а следовательно, не является нормативным документом.
[6] См., например, Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 17.02.2016 по делу № 33-1282/2016.