В положении об оплате труда фиксируют все системы оплаты труда, которые применяются в компании, установленные в ней доплаты, надбавки, стимулирующие и компенсационные выплаты, алгоритм их расчета и осуществления. Рассмотрим, что нужно отразить в этом документе и как он может выглядеть.
Положение об оплате труда (далее — Положение) — это локальный нормативный акт (ЛНА), включающий исчерпывающую информацию о заработной плате работников.
Оно раскрывает особенности оплаты труда работников в конкретной компании, защищает права работника и работодателя, является основой для подтверждения расходов компании перед налоговой службой, делает систему оплаты труда более прозрачной, что повышает привлекательность организации на рынке труда и сокращает дефицит персонала в ней.
Положение могут дополнять и другие ЛНА по вопросам оплаты труда в организации. Допускается наличие нескольких документов, определяющих финансовые отношения работника и работодателя.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПОЛОЖЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДОКУМЕНТОМ?
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права[1].
Таким образом, отсутствие Положения не является нарушением, и ГИТ не сможет наказать за это работодателя, потому что все необходимые нормы об оплате труда могут содержаться и в других ЛНА.
Утверждать Положение избыточно, например, в ситуации, когда условия труда и его оплата зафиксированы в коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка, а все работники работают в условиях, не отклоняющихся от нормальных (нет привлечения к работе сверхурочно, в ночное время, в праздники и выходные дни; нет вредных условий труда; нет замещений и совмещений).
Микропредприятия и некоммерческие организации могут не разрабатывать Положение, если они применяют типовой трудовой договор с работниками, в котором содержатся все условия оплаты труда[2].
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Признаки микропредприятия — это:
|
ЧТО НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЯ?
При создании Положения в организации следует опираться на гл. 21 ТК РФ, в которой идет речь о гарантиях выплаты заработной платы, порядке начисления выплат при разных условиях трудовой деятельности.
При разработке Положения должно быть учтено мнение работников в лице участников их представительного органа — профсоюза (при его наличии в компании)[3].
КТО И КОГДА РАЗРАБАТЫВАЕТ ПОЛОЖЕНИЕ?
Положение следует разработать до момента начала деятельности организации и ознакомлять с ним принимаемых на работу работников до подписания ими трудовых договоров.
Разработкой Положения может заниматься юрист, кадровик или бухгалтер организации. Также создание этого документа можно поручить рабочей группе из нескольких специалистов.
Строгих законодательных требований на этот счет нет. Утвердить Положение можно по-разному: либо при помощи размещения грифа «Утверждаю» на титульном листе документа, либо путем издания приказа об утверждении ЛНА. Документ начинает действовать с даты его принятия компанией.