В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
К ответственности, установленной ст. 419 ТК РФ, как правило, привлекаются должностные лица организации, и в первую очередь это руководители различных уровней.
Согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Как видно, указанная норма является отсылочной нормой права и непосредственно не устанавливает ответственности.
В соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации основными обязанностями работодателя при осуществлении сокращения численности работников являются:
- предупреждение работника о предстоящем увольнении;
- уведомление профсоюзной организации либо учет ее мнения;
- предложение работнику иных вакансий;
- соблюдение преимущественного права некоторых работников на оставление на работе.
Необходимо помнить и о соблюдении формальной стороны увольнения, т.е. о том, чтобы все действия и решения работодателя находили соответствующее отражение в документах.
Указанные обязанности работодателя носят императивный характер, неисполнение этих обязанностей будет квалифицировано как нарушение законодательства о труде и повлечет за собой ответственность работодателя.
В соответствии со ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) нарушение законодательства о труде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано: «Под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника)».
Кроме того, работник вправе обратиться в суд с требованием о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе. Заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
В случае удовлетворения данного требования судом это повлечет за собой восстановление на работе незаконно уволенного работника, а также возмещение последнему неполученного заработка и выплату компенсации за нанесенный моральный вред (ст. 234, 237 ТК РФ).
Работодателям следует помнить, а работникам знать, что при реализации гарантий, предоставляемых Трудовым кодексом Российской Федерации работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в т.ч. и со стороны самих работников. В частности, недопустимо сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы либо того обстоятельства, что он является членом профессионального союза или руководителем (его заместителем) выборного профсоюзного коллегиального органа организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденным от основной работы, когда решение вопроса об увольнении должно производиться с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа организации либо соответственно с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа.
При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе (изменив при этом по просьбе работника, уволенного в период временной нетрудоспособности, дату увольнения), поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Помимо этого работодатель при увольнении в связи с сокращением штата или численности работников обязан выплатить увольняемым сотрудникам выходное пособие в соответствии со ст. 140 и 178 ТК РФ. Невыплата либо несвоевременная выплата выходного пособия приведет к материальной ответственности работодателя в соответствии со ст. 236 ТК РФ: «При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя».
Отметим, что с 4 февраля 2008 г. ставка рефинансирования составляет 10,25 % годовых (Указание ЦБ РФ от 1 февраля 2008 г. № 1975-У). Начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы и иных выплат не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов.
При этом ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в установлена ответственность руководителя организации за продолжительную (свыше двух месяцев) невыплату зарплаты и иных выплат (в т.ч. выходных пособий).
Извлечение
из Трудового кодекса Российской Федерации
Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, пособий и иных выплат
1. Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем — физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В заключение отметим, что в соответствии с внесенными Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» изменениями в Трудовом кодексе Российской Федерации возросло значение профсоюза как органа по защите трудовых прав и законных интересов работников. В связи с этим профсоюзы обязаны принимать более активное участие в выявлении нарушений трудового законодательства, а также содействовать устранению нарушений и восстановлению нарушенных прав работников.